Консультация для родителей: "Роль мелкой моторики в развитии речи"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Консультация для родителей.
Роль мелкой моторики в развитии речи.
В основе современных теорий развития мелкой моторики, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию[1]. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Она является, собственно, его частью.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. И развивать мелкую моторику необходимо начинать с рождения.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правого полушария и наоборот.
Таким образом, данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. У многих детей, обследованных в старших и подготовительных группах детского сада, отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми является развитие пальцевой моторики[2].
Для детей дошкольного возраста весьма важно развитие мелкой моторики рук. Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи находится, как уже было сказано выше, в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук[3].
Это объясняется тем фактом, что в головном мозге человека центры, которые ответственны за движения пальцев рук и за речь располагаются очень близко друг к другу. Следовательно, в тот момент, когда осуществляется стимуляция мелкой моторики и активизация соответствующих отделов мозга, происходит и активизация близлежащих, соседних зон, которые отвечают за речь.
Сказанное выше объясняет тесную взаимосвязь и взаимовлияние развития речи ребенка и мелкой моторики рук. Следовательно, в том случае, когда сформированность мелких движений пальцев рук. Соответствует возрастным нормам, то и речь должна быть развита в пределах установленных норм. Справедливо и обратное утверждение: отставание в развитии мелкой моторики пальцев рук влечет и отставание в развитии речи ребенка. При этом общая моторика может быть развита в пределах допустимых норм или даже превышать их. Таким образом, речь связана именно с развитием мелкой моторики, что доказано неоднократными опытами и наблюдениями.
Из сказанного мы можем сделать вывод: развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является залогом успешности всех сторон речевой деятельности.
[1] Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними. – М.: Проспект, 2005, с. 37.
[2] Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Проспект, 2003, с. 36.
[3] Стребелева Е.А., Венгер А.Л. и др. Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 122.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Роль мелкой моторики в развитии речи.
В основе современных теорий развития мелкой моторики, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию[1]. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Она является, собственно, его частью.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. И развивать мелкую моторику необходимо начинать с рождения.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правого полушария и наоборот.
Таким образом, данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. У многих детей, обследованных в старших и подготовительных группах детского сада, отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми является развитие пальцевой моторики[2].
Для детей дошкольного возраста весьма важно развитие мелкой моторики рук. Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи находится, как уже было сказано выше, в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук[3].
Это объясняется тем фактом, что в головном мозге человека центры, которые ответственны за движения пальцев рук и за речь располагаются очень близко друг к другу. Следовательно, в тот момент, когда осуществляется стимуляция мелкой моторики и активизация соответствующих отделов мозга, происходит и активизация близлежащих, соседних зон, которые отвечают за речь.
Сказанное выше объясняет тесную взаимосвязь и взаимовлияние развития речи ребенка и мелкой моторики рук. Следовательно, в том случае, когда сформированность мелких движений пальцев рук. Соответствует возрастным нормам, то и речь должна быть развита в пределах установленных норм. Справедливо и обратное утверждение: отставание в развитии мелкой моторики пальцев рук влечет и отставание в развитии речи ребенка. При этом общая моторика может быть развита в пределах допустимых норм или даже превышать их. Таким образом, речь связана именно с развитием мелкой моторики, что доказано неоднократными опытами и наблюдениями.
Из сказанного мы можем сделать вывод: развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является залогом успешности всех сторон речевой деятельности.
[1] Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними. – М.: Проспект, 2005, с. 37.
[2] Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Проспект, 2003, с. 36.
[3] Стребелева Е.А., Венгер А.Л. и др. Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Формирование мелкой моторики и развитие речи"
консультация для воспитателей...
Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...
Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей...
Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"
В статье представлен материал, дающий представление о современном состоянии изученности вопроса влияния мелкой моторики на развитие речи детей....
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
Вашему вниманию предлагается консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей», которая была проведена мною для родителей воспитанников МБДОУ "Детский с...
Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"
Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"...