ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
презентация по коррекционной педагогике

Кургушова Елена Александровна

В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

     Мир, в котором развивается современный  ребёнок,  коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием инновационных технологий, в первую очередь современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ikt-v-rabote-logopeda_sqd8i.pdf1.52 МБ
Файл tekst.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

     Мир, в котором развивается современный  ребёнок,  коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием инновационных технологий, в первую очередь современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

 

«Тебе скажут - ты забудешь.

 Тебе покажут - ты запомнишь.

 Ты сделаешь - ты поймёшь»

– это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе детей дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель .

Цель – разработать систему коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий.

Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Слайд 2

        Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По данным исследований, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию. 

  Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка         Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Слайд 3

Использование ИКТ очень облегчает организацию деятельности учителя – логопеда.

Появилась возможность:

1. Оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами Microsoft Office (рабочая программа, планирование, отчётыконспектыконсультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т. д.);

2. Создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.

3. Использования различных графических редакторов для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды;

4. Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю–логопеду возможность повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми;

(находить нужные материалы для работы, презентовать себя в Сети, создавая сайт или страницу на сайте учреждения, участие в Интернет-проектах, конкурсах, мастер-классах; повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий.)

Также появилась возможность создания электронного портфолио педагога.

Слайд 4

Образовательные возможности использования ИКТ для педагога:

  • Использование игровой формы обучения.
  •  Системный и деятельностный подход к коррекции.
  •  Дифференцированный подход.
  •  Индивидуальный и образовательный маршрут
  •  Эффективная и гибкая система поощрения

Слайд 5

Образовательные возможности использования ИКТ для ребенка:

  • Ребёнок сам видит результат своей работы
  •  Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.
  •  Возникает стремление исправить увиденную ошибку
  •  Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.
  •  Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
  •  Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.
  • Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной.
  •  У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Современные компьютерные технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые методы работы.

Слайд 6

Использование икт в работе  учителя-логопеда

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа с педагогами

Слайд 7,8

 Работа с детьми:

Как же сделать занятия интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своих воспитанников, удивить. Оказалось, что с этим прекрасно справляются мультимедийные средства: презентации, интерактивные игры. 

        

Что даёт применение мультимедийных средств в работе с детьми?

  1. Неисчерпаемый источник информации.

  1. Развитие познавательной активности ребёнка.

  1. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.

  1. Повышение мотивационной составляющей.

  1. Формирование учебной деятельности.

  1. Доступность изложения материала.

  1. Наглядность и красочность подачи материала.

        Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
  • включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Слайд 9

        Оформление домашних тетрадей

Слайд 10,11

Создание раздаточного материала  к занятиям.

Слайд 12,13,14

Для правильного произношение звуков перед занятием проводится артикуляционная гимнастика         

Использование слайдовых презентаций с различными комплексами артикуляционных гимнастик  со стихотворным сопровождением, поможет поддержать интерес  и работоспособность ребенка, в этот «технический» период  работы над звуком.  

И даже на этапе постановки звука, где ведущую роль играют подражание и объяснение, возможно применение компьютерных технологий.  Без наглядности, усвоение артикуляции звука для дошкольника представляет определенную трудность.

        Но самое широкое использование компьютерных технологий возможно на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков.  Для отработки правильного произношения поставленного звука необходимо многократное повторение одного и того же материала. Ребенок не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок с целью автоматизации звука и т. д. И тогда у специалиста возникает необходимость длительное время удерживать интерес дошкольника к логопедическим занятиям, не утратить желание воспитанника научиться правильно произносить звук.  

        На просторах интернета можно найти большое количество авторских логопедических презентаций для автоматизации и дифференциации любых звуков.

Слайд 15,16,17,18

Работа с родителями: 

 Логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома, изготовить буклеты, памятки.

 Использование ИТК дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов

Слайд  20

Работа с педагогами:

Использование учителем-логопедом авторских слайд-презентаций на педсоветах, Городских МО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме.

  • мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
  • семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
  • презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
  • творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Слайд 21

Размещение материалов на страницах сайта

Слайд 22

Исходя из вышесказанного, можно выделить положительные стороны использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:

  1. Целенаправленное применение компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи. Разработанная система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

  1. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
  2. Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка.

Мы считаем, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. И, конечно же, применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

Слайд 24

Спасибо за внимание!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование информационных технологий в работе учителей-логопедов

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих ...

использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда

В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....

Использование мультимедийных технологий в работе учителя-логопеда

Компьютер, интернет, интерактивные игры и игрушки  проникли  практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение мультимедийных технологий в работу учителя...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...