Выступление на городском семинаре "Особенности питания детей с РАС"
статья по коррекционной педагогике
Как известно, многие дети с аутизмом страдают от гиперчувствительности или нетерпимости по отношению к некоторым продуктам питания. Многие из них также имеют ряд поведенческих проблем, которые делают время приема пищи особенно сложным. Таким образом, у родителей и других людей, осуществляющих уход за аутичным ребенком, есть все основания для беспокойства об обеспечении такого ребенка здоровым рационом питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_o_pitanii.doc | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности питания детей с РАС
Как известно, многие дети с аутизмом страдают от гиперчувствительности или нетерпимости по отношению к некоторым продуктам питания. Многие из них также имеют ряд поведенческих проблем, которые делают время приема пищи особенно сложным. Таким образом, у родителей и других людей, осуществляющих уход за аутичным ребенком, есть все основания для беспокойства об обеспечении такого ребенка здоровым рационом питания.
Исследователи до сих пор пытаются разобраться в том, что вызывает у аутичных детей крайнюю нетерпимость и избирательность по отношению к продуктам питания, и каким образом можно вмешаться, чтобы расширить перечень потребляемых ребенком продуктов.
Некоторые дети с расстройствами аутистического спектра имеют сенсорные трудности с продуктами питания, не относящиеся к вкусовым характеристикам пищи. Например, ребенку может не нравиться то, как помидоры черри резко переходят из твердого состояния в жидкое у него во рту, хотя ему может нравиться их вкус. Детям бывает трудно отделить приятный вкус от неприятной консистенции продукта. Иногда есть проблема с текстурой (ребенок любит только хрустящую еду или только пюре и жидкости), проблема со вкусом (только соленые блюда), проблема разнообразия (только три вида блюд).
Иногда явно есть проблема с цветом (еда только определенного цвета.). Например, одна из наших воспитанниц 5 лет предпочитает суп только красного цвета, все другие супы есть отказывается, а из овощей выбирает свеклу. У кого то из детей существуют определенные ритуалы употребления пищи. Это может быть внешнее оформление блюд, очередность подачи. Если стол накрыт не так как это привычно для ребенка, он откажется от еды. К нам ходил мальчик, который привык есть по утрам кашу и когда на завтрак было что-то другое ребенок не увидев в тарелке каши начинал кричать (проявляя негативные реакции). Есть дети, которые не садятся за стол во время приема пищи, а едят стоя. Если пытаться усадить такого ребенка за стол - он будет протестовать и вовсе откажется от еды. Для него это стресс.
Список предпочитаемых ребенком продуктов становится отправной точкой в расширении рациона ребенка.
Действительно, рацион ребенка с РАС как правило более ограничен, чем у обычно развивающихся сверстников. Дети с аутизмом «признают» меньше видов продуктов, реже едят овощи и фрукты, многие из них имеют специфические пищевые пристрастия. Более того, если обычные «разборчивые маленькие едоки» со временем перерастают свою проблему, или хотя бы начинают самостоятельно расширять рацион, ребенок с РАС справиться с ней в одиночку не в состоянии.
Вместо того чтобы категорично требовать «Попробуй это», примените поэтапный подход. С его помощью можно повысить терпимость ребенка с аутизмом к новой еде.
Вот пример систематического привыкания к новой еде:
1. Выберите продукт, который больше всего похож на то, что ребенок любит.
2. Ребенок дотрагивается до продукта на столе (через имитацию).
3. Ребенок берет продукт (имитирует педагога, который берет кусочек такой же еды).
4. Ребенок имитирует касание еды лбом.
5. Ребенок имитирует касание еды закрытым ртом.
6. Ребенок имитирует касание еды зубами.
7. Ребенок имитирует касание еды языком.
8. Ребенок кладет еду в рот по имитации.
9. Ребенок имитирует глотание кусочка еды.
10. Начинайте расширять рацион ребенка.
Все описанные выше шаги могут занять от нескольких дней до нескольких недель. Систематическое привыкание может занимать очень много времени, но приводит к наилучшим результатам.
И в завершении своего выступления хотелось бы дать небольшой совет - будьте терпеливы и относитесь с пониманием к трудностям детей с аутизмом. Им самим очень непросто. А их родителям тем более. Большинство родителей детей с инвалидностью или хроническими заболеваниями испытывают повышенный уровень стресса. Однако существующие данные научных исследований говорят о том, что от самого сильного стресса страдают именно родители детей в спектре аутизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре "Развитие связной монологической речи у детей с ОНР при помощи компьютерных технологий"
Материал из опыта работы по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи при помощи компьютерной логопедической программы "Учимся говорить правильно"....
Выступление на городском семинаре "Развитие связной монологической речи у детей с ОНР при помощи компьютерных технологий"
Материал из опыта работы по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи при помощи компьютерной логопедической программы "Учимся говорить правильно"....
Выступление на городских педагогических чтениях Тема: «Приобщение детей к природе посредством эмоционально- положительного общения с родителями».
Человек учится у нее всему: красоте, чувству меры, доброте, справедливости. Дети особенно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти. Как ...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"
Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...
Выступление на городском семинаре «Организация летнего отдыха детей» по теме «Подвижные игры для детей 6 – 10 лет»
Подбор подвижных игр для помещений и улицы для работы с детьми в летнем лагере....