Презентация на тему: "Развитие связной речи методом наглядного моделирования и мнемотехники"
презентация по коррекционной педагогике

Савина Надежда Александровна

"Развитие связной речи методом наглядного моделирования и мнемотехники"- презентация. Можно использовать как консультацию для родителей, так и рекомендацию для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_-_kopiya.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи дошкольников м етодом наглядного моделирования и мнемотехники

Слайд 2

Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация

Слайд 3

Особенности речевого развития дошкольников Высказывания короткие Отличаются непоследо - вательностью Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Содержат низкий уровень информатив - ности

Слайд 4

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Дидактические игры Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Отгадывание и загадывание загадок

Слайд 5

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные о бозначения контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка .

Слайд 6

В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “ Логико-малыш В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет . На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).”

Слайд 7

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Этапы работы (старший возраст) Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии). Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом). Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

Слайд 8

Заучивание стихотворения ПТИЧКА Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.

Слайд 9

1 . Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадки

Слайд 10

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник. Сравнительное описание

Слайд 12

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет.

Слайд 13

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие: Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) Предлагаются конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно; конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования и мнемотехники

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной ...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Формирование связной речи посредством наглядного моделирования и мнемотехники.

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Ребёнок должен научиться рассказывать: не просто называть предметн, но и описывать его, рассказать об каком-то событи...

презентация "Развитие связной речи методом наглядного моделирования"

Презентация "Метод наглядного моделирования"...

Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...