Диагностика детей с ЗПР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________________
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
- Сведения ребенка о себе и своей семье
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет? (Покажи на пальцах).
С кем ты пришел?
Как зовут твою маму? Папу?
Покажи, где глаза у куклы?
А где у тебя?
Зачем нужны глаза (уши)?
- Представления о явлениях природы
Когда можно кататься на санках, зимой или летом? Почему?
Покажи, где лето, где зима.
5 лет
Обследование знакомых родовых понятий
- Назови одним словом следующие картинки:
- Мишка, машина, юля, кукла.
- Носки, платье варежки, шуба.
- Сапоги, тапочки, туфли, валенки.
- Тарелка, ложка, чашка, сковорода.
- Шкаф, стол, стул, тумбочка.
- Роза, одуванчик, ромашка, астра.
- Голубь, ворона, утка, гусь.
- Автобус, трамвай, самолет.
- Конкретизация понятий:
- Какие знаешь игрушки? Одежду? Обувь? Посуду? Мебель? Цветы? Транспорт?
6 лет
Обследование знакомых родовых понятий: Назови одним словом:
- Юбка, плащ, рубашка, шорты.
- Валенки, туфли, ботинки, кеды.
- Сковорода, сахарница, кастрюля, чашка.
- Стол, стул, шкаф, кровать.
- Пароход, трамвай, самолет, поезд.
- Дятел, воробей, голубь, ворона.
- Черника, земляника, крыжовник, малина.
- Роза, тюльпан, ромашка, васильки.
- Груша, лимон, слива, виноград.
- Свекла, репа, помидор, картофель.
- Конкретизация понятий: Назови, какие знаешь: Обувь? Игрушки? Посуду? Одежду? Птиц? Рыб? Животных? Цветы?
Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений | количество баллов | начало уч года | середина уч года | конец уч года |
Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. | 1 балл | |||
Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. | 2 балла | |||
Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. | 3 балла | |||
Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. | 4 балла |
ВОСПРИЯТИЕ
ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см
4-5 лет (до 6 цветов) 5-6 лет (до 8 цветов) 6-7 лет (до 12 цветов)
синий, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________
белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________
фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________
голубой, розовый 1_________ 2 __________
Какого цвета этот квадрат? Покажи квадрат (цвет) Покажи такой же квадрат. Найди игрушку такого же цвета.
ЦВЕТ | количество баллов | начало уч года | середина уч года | конец уч года |
Ребёнок понимает разницу между цветами. К процессу деятельности индифферентен. | 1 балл | |||
Ребёнок различает цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов. | 2 балла | |||
Ребёнок соотносит и дифференцирует цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов. | 3 балла | |||
Сличает и выделяет основные цвета по слову | 4 балла |
ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена»
4-5 лет (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг
5-6 лет (до 5 геометрических фигур)
6-7 лет (до 7 геометрических фигур)
Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат
(изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета)
Какая это фигура, как называется? Покажи (фигура) Вкладыши (ящик, доски)
ФОРМА | количество баллов | начало уч года | середина уч года | конец уч года |
Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. | 1 балл | |||
Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую помощь. | 2 балла | |||
Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. | 3 балла | |||
Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. | 4 балла |
ВЕЛИЧИНА
1.Предметные картинки с предметами различной величины
4 года – покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий ( до 5 предметов)
5 лет – назови по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий (до 10 предметов)
6 лет – скажи наоборот: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий (измерение длины предметов)
2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:
4 года – 3 полоски 5 лет – 5 полосок 6 лет – 10 полосок
ВЕЛИЧИНА | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок не справляется с 1 заданием | 1 балл | |||
Ребёнок выполняет 1 задание. | 2 балла | |||
Ребёнок справляется с 1 заданием и 2 складывает с учётом величины методом проб. | 3 балла | |||
Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, действует путем зрительного соотнесения с учётом величины методом проб. | 4 балла |
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
«Разрезные картинки»
Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку.
А)Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)
Б)Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет), на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет)
В)Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)
на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет)
Г) Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (Разрезная картинка) | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут. | 1 балл | |||
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности не достигнут. | 2 балла | |||
Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб | 3 балла | |||
Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения. | 4 балла |
ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Покажи правую и левую руку; правую и левую ногу (4-7 лет)
Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо (5-7 лет)
Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо (6-7 лет)
4-5 лет – определение направления от себя_
РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны НА СВОЕМ ТЕЛЕ
Покажи правый ботинок, верхнюю пуговицу.
5-6 лет- определение своего положения среди окружающих предметов
Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты.
- Покажи, что находится от тебя слева? Справа? Вверху? Внизу? Впереди? Сзади?
6-7 лет – ориентировка на листе бумаги в клетку
Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу
Покажи левую руку, правое ушко у себя
Покажи правую ногу у куклы.
В какой руке девочка держит шар?
На какой ноге стоит девочка?
Предлоги в, на, под, над, перед, за, между, около, рядом.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не справляется с заданием даже после обучения | 1 балл | |||
Выполняет лишь часть отдельных заданий, используя помощь взрослого | 2 балла | |||
Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющая, обучающая); перенос на другого не осуществляет | 3 балла | |||
Ребенок различает правую и левую руку, Легко и спокойно ориентируется в пространстве. | 4 балла |
3-4 – утро-вечер, день-ночь
4-5 лет – различение, последовательность частей суток, вчера, сегодня, завтра
5-6 лет – называние дней недели, месяц
Предлагаются картинки времен года.
- Это какое время года? (зима) А это? (лето). Где весна? Где осень?
- Покажи и назови каждое время года на этих картинках?
- Когда можно кататься на санках: зимой или летом?
- Когда можно купаться в реке? Почему?
6-7 лет – определение последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года
- Сколько времен года ты знаешь? Какое сейчас время года?
- Какое время года наступит после осени? После зимы? После весны? После лета?
- Чем отличается осень и лето? Чем они похожи?
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не может самостоятельно ориентироваться во времени. | 1 балл | |||
Выполняет лишь отдельные задания с помощью взрослого. | 2 балла | |||
Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого. | 3 балла | |||
У ребенка сформированы представления | 4 балла |
ПАМЯТЬ
Инструкция ребенку: Расскажи стихотворение, какое помнишь
ПАМЯТЬ
| количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не справляется с заданием | 1 балл | |||
Вспоминает лишь отдельные строки стихотворения | 2 балла | |||
Рассказывает стихотворение с некоторыми неточностями | 3 балла | |||
Ребенок правильно рассказывает стихотворение, использует средства выразительности (темп, интонация и др.) | 4 балла |
Слуховая память
Инструкция ребенку: Запомни слова, которые я тебе скажу.
Запомнить и воспроизвести-повторить 10 слов (с 5 лет) в любом порядке;
6 слов (с 4 лет); 4 слова (с 3 лет); повтор 1-5 раз.
Начало года:
год | слон | мяч | мыло | соль | дом | рука | пол | весна | сын | привнесения | |
1 | |||||||||||
2 |
Конец года
год | слон | мяч | мыло | соль | дом | рука | пол | весна | сын | привнесения | |
1 | |||||||||||
2 |
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
| количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не справляется с заданием | 1 балл | |||
Вспоминает лишь отдельные слова, есть привнесения, до возрастной нормы не доходит | 2 балла | |||
Выполняет задание с некоторыми неточностями, есть привнесения, возрастную норму выполняет | 3 балла | |||
Ребенок безошибочно выполняет задание | 4 балла |
Зрительная память
Инструкция ребенку: Посмотри картинки, назови, (запомни их порядок), закрой глаза (2-3 сек) – порядок картинок в это время меняется или убирается одна из картинок. (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.) Что изменилось? Чего не стало?
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
| количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок с заданием не справляется | 1 балл | |||
Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции | 2 балла | |||
Выполняет задание с некоторыми неточностями | 3 балла | |||
Ребенок безошибочно выполняет задание | 4 балла |
МЫШЛЕНИЕ
1.Наглядно-действенное
«Пирамидка» 4 кольца
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
| количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок с заданием не справляется | 1 балл | |||
Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции | 2 балла | |||
Выполняет задание с некоторыми неточностями | 3 балла | |||
Ребенок безошибочно выполняет задание | 4 балла |
2. Наглядно-образное (из целостного восприятия данные)
«Разрезные картинки», «Почтовый ящик»
3. Словесно-логическое
«Классификация» (на основе методики Г.А. Урунтаевой – детям предлагается набор из 40 предметных картинок ( 8 групп по 5): 4 года ( 6 групп) 5 лет ( 7 групп) 6 лет ( 8 групп)
«Четвёртый лишний» Исключение 4-й лишней картинки
5 лет. Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет? Почему?
6 лет Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя.
«Последовательность событий» у меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ. Первая картинка-это начало рассказа, есть продолжение и окончание. Ты уже готов? Покажи, где начало твоего рассказа. Расскажи, какой рассказ ты придумал.
- 5 лет _ Серия картин из 2 – 3 частей.
Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. (правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять.
- 6 лет Серия картин “Кораблик”
Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
«Загадки» 6 лет
КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличия конкретных объектов. | 1 балл | |||
Ребёнок может устанавливать сходства, выделять общие признаки, делает простейшие обобщения между предметами. | 2 балла | |||
Ребёнок устанавливает последовательность событий, процессов. При работе ребенок действует целенаправленно. | 3 балла | |||
Ребенок может устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Замечает свои ошибки и исправляет их. | 4 балла |
ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ (Устойчивость внимания) | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не способен к сосредоточению внимания на предмете, быстро отвлекается. | 1 балл | |||
Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное. | 2 балла | |||
Внимание достаточно устойчивое. Ребенок способен к сосредоточению внимания на предмете | 3 балла | |||
ВНИМАНИЕ (Концентрация внимания) | ||||
Ребенок не способен к концентрации внимания. | 1 балл | |||
Внимание поверхностное, низкая концентрация. | 2 балла | |||
Внимание достаточно стойкое. Ребенок способен к концентрации внимания. | 3 балла | |||
ВНИМАНИЕ (Переключаемость внимания) | ||||
Переключаемость внимания затруднена. | 1 балл | |||
Замедленная переключаемость внимания. | 2 балла | |||
Ребенок легко переключает внимание с одного вида деятельности на другой. | 3 балла |
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
а) Зрительно-двигательная координация - нанизать бусинки на стержень, закрепленный вертикально на подставке (образец действия)
б) Выявить выполнение согласованных круговых движений обеими руками - намотать нитку на катушку (образец действия)
в) Изучение ручной умелости - застегнуть различные виды застежек
г) Сенсо-моторные навыки - раскрашивание (круг), вырезывание (квадрат), лепка
шар, сплющивание, колбаска
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок не может делать пальцами захвата предметов, не может удержать достаточно легкий предмет. Движения затруднены. | 1 балл | |||
Ребенок может захватывать крупные и лёгкие предметы. При выполнении заданий наблюдается моторная неловкость. | 2 балла | |||
Хорошее состояние мелкой моторики Удерживает позу кисти руки. | 3 балла | |||
Ребёнок чётко выполняет задание, удерживает позу кисти руки. | 4 балла |
ОБЩАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок может сохранять равновесие при ходьбе, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. | 1 балл | |||
Ребенок может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно, немного бегает, может поднять и развести руки, присесть. | 2 балла | |||
Ребенок может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения. Может пройти на цыпочках. | 3 балла | |||
Движения ребёнка чётко скоординированы. Ребенок легко и самостоятельно выполняет задания. | 4 балла |
Исследование элементарных математических представлений.
4 ГОДА
• Один и много.
• Возьми (дай) 3, 2, 1 палочку.
• Покажи столько же пальчиков.
5 ЛЕТ
Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.
-Посчитай, сколько всего?
Выделение из множества в пределе 5.
-Взять пять палочек. Сколько взял?
Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.
Понимание соотношений: меньше - больше.
-Где грибков больше? Меньше? Чего больше, елочек или грибков? Меньше? Сделай одинаково.
Как по-другому можно сделать?
Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним? Каким?
Счетные операции /в пределах 5/.
-2 + 1, 4 – 1, 3 + 1, 5 – 1
Решение задач
-Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?
-Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?
-На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало? Их стало больше или меньше?
6 ЛЕТ
Анализ первого десятка.
-Посчитай до 10 и обратно. Считай от 2 до 6. Считай от 8 до 3. Сосчитай, сколько палочек.
Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.
Количественные отношения.
-Где елочек больше, меньше? /3 и 4, 4 и 5, 5 и 2/.
Чего больше – яблонь или груш? Чего меньше? На сколько больше? меньше? – разница на 1.
Сделай так, чтобы яблок и груш стало поровну. Как это можно сделать по-другому?
Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним? Каким?
Счетные операции.
-2 + 1, 4 + 1, 3 – 1, 5 – 1
Если ребенок легко считает в пределе 5, то дать в пределах 10.
Решение арифметических задач.
а) На нахождение суммы
-На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек?
б) На нахождение остатка:
-На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса
б) целенаправленность деятельности
в) наличие самоконтроля в деятельности (нуждается ли в помощи, в какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания
4. Критичность в оценке своей деятельности
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми
При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.
1. Контактность:
а) легкий, быстрый контакт;
б) поверхностный;
в) контакт устанавливает с трудом;
г) уходит от контакта;
д) протестная реакция.
2.Внимание:
а) взгляд фиксирует (не фиксирует);
б) устойчивое (неустойчивое);
в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;
г) "застревание";
д) с явлениями генерализации.
3. Фон настроения:
а) нормальный;
б) несколько повышен (снижен);
в) эйфорический;
г) депрессивный;
д) контрастирующий.
4. Реакция на поощрение и порицание:
а)адекватная;
б) индифферентная;
в) с повышением (понижением) результативности работы;
г) корректировка деятельности;
д) отсутствие реакции;
е) отказ от деятельности при порицании;
ж) агрессивная реакция на порицание;
з) дезорганизация деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
4 высокий уровень
2 - 3 средний уровень
1 низкий уровень
Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений | начало уч.года | середина уч.года | конец уч.года |
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
ВОСПРИЯТИЕ - оценивается суммой баллов:
14 - 16 высокий уровень восприятия.
8 - 13 средний уровень восприятия.
1 - 7 низкий уровень восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ | начало уч.года | середина уч.года | конец уч.года |
ЦВЕТ | |||
ФОРМА | |||
ВЕЛИЧИНА | |||
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - оценивается суммой баллов:
7 -8 высокий уровень развития.
4 - 6 средний уровень развития.
1 - 3 низкий уровень развития.
ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | начало уч.года | середина уч.года | конец уч.года |
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | |||
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
ПАМЯТЬ - оценивается суммой баллов:
10 - 12 высокий уровень памяти.
6 - 9 средний уровень памяти.
1 - 5 низкий уровень памяти.
ПАМЯТЬ | начало уч.года | середина уч.года | конец уч.года |
ПАМЯТЬ | |||
СЛУХОВАЯ | |||
ЗРИТЕЛЬНАЯ | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
МЫШЛЕНИЕ - оценивается суммой баллов:
10-12 высокий уровень мышления.
5-9 средний уровень мышления.
1-4 низкий уровень мышления.
МЫШЛЕНИЕ | начало уч.года | середина уч.года | конец уч.года |
Наглядно-действенное | |||
Наглядно-образное | |||
Словесно-логическое | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
ВНИМАНИЕ - оценивается суммой баллов:
10 -12 высокий уровень внимания.
5 - 9 средний уровень внимания.
1 - 4 низкий уровень внимания.
ВНИМАНИЕ | начало уч.года | середина уч.года | конец уч.года |
Концентрация внимания | |||
Устойчивость внимания | |||
Переключаемость внимания | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
МОТОРИКА - оценивается суммой баллов:
7 -8 высокий уровень развития.
4 - 6 средний уровень развития.
1 - 3 низкий уровень развития.
МОТОРИКА | начало уч.года | середина уч.года | конец уч.года |
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | |||
ОБЩАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
РЭМП - оценивается суммой баллов:
7 -8 высокий уровень развития.
4 - 6 средний уровень развития.
1 - 3 низкий уровень развития.
РЭМП | начало уч.года | середина уч.года | конец уч.года |
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).
Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса. Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. распределение ролей,
2. основное содержание игры,
3. ролевое поведение,
4. игровые действия,
5. использование атрибутики и предметов-заместителей,
6. использование ролевой речи,
7. выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет,
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т.д
3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет псуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
6) Использование ролевой речи
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
7) Выполнение правил
1 уровень — отсутствие правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий.
Фамилия, имя ребенка | Возраст ребенка | Распреде- ление ролей | Основное содержание игры | Ролевое поведение | Игровые действия | Использов. атрибутики | Использов. рол. речи | Выполнение правил |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....
Ранняя диагностика детей с задержкой речевого развития.
Количественный рост детей с нарушениеми речи ,усложнение речевых диагнозов, снижение уровня социальной адаптации ставят необходимостью выявление и ранюю диагностику отклонений в развитии ....
"Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии"
В данной статье поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития раннего возраста. Автор подчеркивает значимость и необходимость раннего выявления и коррекции отклонений в развитии и пред...
диагностика детей раннего дошкольного возраста
Диагностика - это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов. Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно...
Сводная таблица соответствия направлений коррекционно - развивающей работы результатам психолого-педагогической диагностики детей на логопункте ДОУ
Результаты диагностикиНаправления коррекционно-развивающей работы1.Дефекты звукопроизношенияУстранение дефектов звукопроизношения 1. Артикуляционная гимнастика2. Постановка звука3. Автом...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА детей подготовительной группы «Звёздочки» (индивидуальные карты развития детей) 2019-2020 учебный год.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКАдетей подготовительной группы «Звёздочки» (индивидуальные карты развития детей)2019-2020...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...