Картотека игр для детей раннего возраста «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей».
методическая разработка
Подборка игр для детей раннего возраста от года до трех лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_rannego_vozrasta.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОТЕКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Картотека игр для детей раннего возраста «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей».
Игра: «Летающий мячик»
Для этой игры нужен легкий мяч такого размера, чтобы ребенок мог обхватить его двумя руками.
Взрослый говорит малышу, что мячик любит не только кататься, но и летать. Взрослый подбрасывает мяч со словами: «Лети, мячик, да не улетай насовсем. Возвращайся к нам!» Он показывает ребенку, как нужно держать руки, чтобы подбросить мячик. Если ребенку не удается подбросить мяч, взрослый может сказать, что сегодня мячик «не хочет летать» («боится летать»), и предложить более простую игру.
Игра: «Мини-баскетбол»
Взрослый ставит посреди комнаты или у стены корзину (ведро, коробку, тазик) и обращается к ребенку: «Мячикам надоело лежать, они хотят поиграть, попрыгать в корзинку. Давай, поможем им» Взрослый раздает маленькие мячики, и ребенок бросает их в корзину с возгласами: «Оп-па, попал!» Когда малыш потеряет интерес к игре, взрослый может сказать: «Все, мячики наигрались, устали, спать захотели. Пусть они поспят в корзинке».
Эту игру легко разнообразить, меняя размеры емкости и мячей, а также расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч, и высоту, на которую помещается емкость (можно поставить ее на стульчик или столик, взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком).
Игра: «Едем по дорожкам»
Взрослый предлагает малышу отвезти зверюшку в домик по дорожке, не затоптав цветочки. Дорожки можно начертить мелом на полу или выложить резиновыми ковриками с гладкой поверхностью, а клумбы обозначить вырезанными из бумаги цветами.
Эту игру можно организовать и на столе, используя маленькие игрушки-каталки и сделав дорожки из бумаги, картона или кубиков.
Игра: «Почему машинка не катится?»
Взрослый сооружает на столе горку и ставит на нее препятствие (кубик, дощечку). Затем скатывает с горки машину, которая останавливается, достигнув препятствия. Взрослый помогает ребенку понять, почему машинка не едет дальше, затем снимает кубик или побуждает малыша «объехать» препятствие.
Игра: «Молоток и колышки»
Для игры понадобятся специальные наборы, в которые входят брусок с отверстиями разного диаметра, колышки соответствующих размеров и молоточек. Если такого набора нет, его можно составить самостоятельно, подобрав деревянные или пластмассовые молоточки и колышки из других дидактических игр или строительного конструктора (кегли, счетные палочки, пластмассовые стержни и пр.).
Взрослый показывает малышу, как пользоваться молоточком, забивая колышки в песок, мягкую глину, пластилин или снег. Можно предложить ребенку построить заборчик из колышков, огородить «клумбу» в песочнице, проделать в песке углубление и посадить в него «деревце».
Игра: «Стенка»
Соединяя друг с другом детали, ребенок вместе с взрослым строят большую разноцветную стену. Потом ее можно использовать для игры в прятки с маленькими игрушками, через нее могут перепрыгивать лошадки, собачки, давая цирковое представление.
Игра: «Домики»
Взрослый предлагает детям построить дом. Он показывает малышу, как это сделать, используя разные конструкторы (кубики, строительные наборы, включающие различные геометрические формы: кубы, цилиндры, треугольные призмы, арки, брусочки, конусы и др.).
Затем в домик можно поместить мебель, сделанную из подручного материала (домино, катушки, пластиковые стаканчики, крышки от бутылок и т.п.), пупсиков, фигурки животных. К домику можно пристроить лесенку, рядом выложить дорожку из домино, пробок или камешков, построить гараж из кубиков и поставить в него машину.
Созданную конструкцию взрослый обыгрывает вместе с ребенком.
Игра: «Застегиваем — расстегиваем»
На стенд, обтянутый плотной тканью, взрослый прикрепляет разноцветные пуговицы и петли разного размера, полоски со шнуровкой (с большими отверстиями), крупные молнии, кнопки, крючки и петли. Взрослый показывает малышам, какие действия можно выполнить с этими предметами, а затем предлагает малышу самостоятельно застегнуть и расстегнуть их.
Игра: «Полечи куклу»
Взрослы говорит малышу, что у куклы заболела ножка. Он показывает ребенку, как забинтовать ножку, и предлагает ему полечить куклу. При этом не нужно ставить себе целью научить ребенка аккуратно и правильно бинтовать, малышам гораздо важнее и интереснее сам процесс. Младшим детям легче действовать коротким эластичным бинтом, дети постарше могут использовать и более длинные бинты.
Можно также предлагать малышам просто обматывать бинтом, лентой, шнурком или веревкой.
Игра: «Игрушки из ткани»
Игрушки из ткани (куклы, мишки, зайчики, мячики разного размера, мешочки, подушечки разнообразной формы и т. п.) можно изготовить самостоятельно. Для этого желательно использовать ткани, разные по цвету и фактуре. Игрушки можно наполнить горохом, фасолью, пуговицами, бусинками, манкой, гречкой, песком, поролоном, солью, крахмалом, бумагой, лоскутками. Внутрь можно положить звучащую игрушку — бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. Такие игрушки открывают богатые возможности для экспериментирования детей. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разные формы, извлекать разнообразные звуки и пр. Взрослый демонстрирует ребенку эти действия, предлагает выполнить их, обращает внимание на различные свойства игрушек, называет их (твердый, мягкий, крупный, мелкий, звенит, шуршит и др.).
Игра: «Волшебный мешочек»
Взрослый предлагает ребенку нащупать в мешочке какой-нибудь предмет и назвать его. Если ребенок не умеет говорить или не может назвать предмет, пусть он просто достанет игрушку из мешочка и рассмотрит ее. В этом случае взрослый называет предмет и предлагает малышу повторить название. Если ребенок неправильно назвал предмет, взрослый говорит его правильное название, обращает внимание на особенности его формы и дает малышу подержать его в руках. Впоследствии можно давать ребенку поручения, то есть просить ег достать из мешочка определенный предмет: «Таня, достань, пожалуйста, куколку; а теперь чашечку» или: «Достань нам что-нибудь мягкое (твердое, круглое, маленькое и пр.)» и т.д. После выполнения поручения малыш рассматривают и ощупывают предмет, определяет его свойства (мягкость, твердость и пр.). Содержимое мешочка можно менять, дополнять предметами, неопределенными на ощупь (кусочек поролона, бумага, палочка, каштан и т.д.). Следует учитывать, что маленьким детям бывает трудно удержаться от соблазна получить сразу все игрушки. В этом случае следует удовлетворить любопытство малышей, а затем снова повторить игру.
Игра: «Тонущие и плавающие предметы»
Взрослый предлагает ребенку по очереди опустить в воду предметы и понаблюдать, какие из них тонут, а какие плавают. Взрослый объясняет, что металлические предметы и камни тонут, а деревянные, резиновые и пластмассовые — плавают; кусочки ткани сначала плавают, а впитав в себя воду, становятся тяжелыми и тонут; одни губки плавают, другие сразу пропитываются водой и быстро тонут, губками можно собирать разлитую воду и т.д.
При повторении опытов, перед тем как опустить предмет в воду, взрослый спрашивает у ребенка, будет он тонуть или плавать.
Игра: «Мыльные пузыри»
Взрослый погружает трубочку (пластиковую, бумажную трубочку, макаронину) в мыльный раствор и дует в нее, чтобы образовалась пена. Детям постарше можно предложить самостоятельно сделать такой же блестящий и причудливый «мыльный пирог».
Затем показывает малышу, как можно пускать мыльные пузыри (лучше использовать мыльные пузыри, которые продаются в магазине). Это занятие очень полезно не только для развития познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием.
Игра: «Бумажные снежки»
Взрослый дает ребенку листы тонкой бумаги, показывает, как из них сделать комочки («снежки») и предлагает сделать такие же «снежки».
Потом вместе подбрасывают свои «снежки», ловят их, бросают друг другу.
Игра: «Секреты в бумаге»
Взрослый заворачивает игрушку в лист бумаги и говорит ребенку: «В этом сверточке что-то лежит». Ребенок разворачивает сверток и находит игрушку.
Затем взрослый предлагает малышу: «Давай вместе сделаем такие секреты. Выбери листочек бумаги и игрушку. Заверни ее в бумагу». Взрослый помогает ребенку и тоже заворачивает. Когда «секреты» будут готовы, взрослый обменивается с ребенком и смотрят, что в них спрятано. Эту игру можно разнообразить, предложив детям заворачивать игрушки разными способами: в виде кулька, конфеты, коробочки, в несколько слоев бумаги и т.п.
Игра: «Башня»
Взрослый предлагает ребенку построить башню из кубиков. Самые маленькие дети строят башню из 2—3 кубиков одинаковой величины. Когда малыш научится ставить кубики друг на друга, можно предложить ему построить башню из большего числа кубиков: «Хочешь построить большую башню, которая не будет падать?» Взрослый берет кубики разного размера и объясняет ребенку: «Посмотри, Таня, это большой кирпичик, а этот — поменьше. Для того чтобы башня не падала, давай сначала положим самый большой кубик, потом — поменьше, потом еще меньше». Взрослый помогает малышу построить устойчивую башню. Если малыш начинает строить башню сам, нужно похвалить его и прокомментировать его действия: «Правильно, ты взяла самый большой кирпичик. Правильно, теперь нужно найти поменьше. А где у нас самый маленький кирпичик?» Речевое сопровождение действий поможет ребенку контролировать их.
Если кубики отличаются не только по размеру, но и по цвету, следует назвать его: «Возьми самый большой кубик, он красный. А этот, зеленый, поменьше».
Игра: «Найди нужный предмет»
Взрослый кладет перед ребенком картинки и предметы и говорит: «Смотри, это картинки, а это настоящие вещи. Давай положим на каждую картинку то, что на ней нарисовано. Как ты думаешь, что нужно положить на эту картинку? Что на ней нарисовано? Собачка? Правильно. Куда ее посадим? А на какую картинку мы поставим вот эту чашечку?..» При необходимости взрослый помогает малышу правильно расположить предметы. Когда ребенок справится с заданием, взрослый хвалит его и предлагает повторить игру с другим набором предметов и картинок.
Игра: «Отгадай, кто спрятался»
Взрослый предлагает малышу поиграть. Он ставит на стол 3—4 игрушки и говорит: «Посмотри, какие игрушки стоят здесь. Запомни их. Теперь закрой глаза ладошками, а я спрячу одну игрушку. Раз, два, три. (Прячет игрушку.) Смотри! Кто (что) спрятался?» Малыш отгадывают предмет. Взрослый при необходимости помогает. Число игрушек можно постепенно увеличивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие предметной деятельности и познавательных способностей
Картотека игр и занятий с детьми раннего возраста....
Картотека игр по развитию предметной деятельности и познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста.
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому,...
Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельности-Перспективный план младшая группа
Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельности...
Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельности
Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельностиСпособы и направления поддержки детской инициативы...
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности
Развитие навыков самообсуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Перспективный план по развитию познавательных способностей детей раннего возраста в предметной деятельности
Перспективный план по развитию познавательных познавательных способностей детей раннего возраста в предметной деятельности...
- Мне нравится (1)