Дидактическая игра как средство формирования грамматических компонентов речи у детей башкир с ФФН
статья по коррекционной педагогике

Кутдусова Гульнара Ураловна

      Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной.    По результатам  диагностики 75% детей владеют башкирским языком,   однако, наши воспитанники растут и общаются в русскоязычной среде. И поэтому перед нами стоит задача не только знакомить ребенка с особенностями родного  языка, а также научить второму, русскому языку, и искоренить имеющиеся ошибки в его родной и русской речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как средство формирования грамматических компонентов речи у башкирских детей с фонетико – фонематическим    недоразвитием».

                                                                                         

      Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной.    По результатам  диагностики 75% детей владеют башкирским языком,   однако, наши воспитанники растут и общаются в русскоязычной среде. И поэтому перед нами стоит задача не только знакомить ребенка с особенностями родного  языка, а также научить второму, русскому языку, и искоренить имеющиеся ошибки в его родной и русской речи. При работе над грамматическими нормами особую сложность для детей башкирских национальностей представляет согласование полных прилагательных и притяжательных местоимений с существительными и употребление существительных с количественными числительными (1.2,3,4,5…).  

       Для повышения результативности логопедической работы используем игру, так  как она является ведущей деятельностью дошкольников. Коррекционная работа над формированием фонетико- фонематических процессов ведётся с использованием словесных и дидактических игр на башкирском языке. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы.  Опираясь на традиционные требования коррекции звукопроизношения, мы используем адаптированные  игровые приёмы для постановки и автоматизации башкирских специфических звуков, для формирования грамматических представлений для детей дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности, они делают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактическая игра проводится как с игрушками, предметами, картинками.

   Использование настольно – печатных игр по типу разрезных картинок способствуют закреплению предлогов, а также развитию логического мышления, сосредоточенности. В играх с дидактическими карточками «Мир растений», «Мир животных», «Мир человека» формируются согласование существительных в числе, роде, образование относительных прилагательных, обогащается словарь. Для автоматизации звуков в словосочетаниях  и во фразовой речи применяем устное народное творчество, а также стихи, потешки, чистоговорки, рассказы замечательной  писательницы  Р. Ураксиной.

     Однако, мы - логопеды, люди творческие. Для осуществления плодотворной работы с детьми стараемся изготовить пособия, практические модели  своими руками, и вносим эмоциональную окраску в коррекционные занятия привлекательным наглядным материалом.  Детям очень нравится пособие «Кольца - Луллия», которое  представляет  игровое поле, украшенное башкирским орнаментом. Суть игры заключается во вращении колец и в подборе  соответствующих картинок. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игр.

Проводится  коррекционная работа в процессе подгрупповых  занятий, индивидуальной работы с детьми.

   Задачи обучения предусматривают:

-  обучение правильному согласованию различных частей речи – «С чьей ветки детки?»;

 -употребление существительных с количественными числительными – «Назови сколько»;

 - образование ед. и мн. числа существительных- «Один - много»;

 - образование притяжательных прилагательных – «Чей, чьё, чья?» «Кто за деревом?»;

 - образование существительных с суффиксами - онок, -енок, -ята – «Назови детеныша»;

 - формирование уменьшительно - ласкательных суффиксов – «Большой - маленький», «Назови ласково»;

- обрабатывании  понимания пространственного значения предлогов - «Кто, где живет?», «Кто за деревом?».  

 При прохождении лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», Обувь», «Посуда», «Птицы» планируется работа по обучению     словообразования, образования слов с суффиксами. В игре «Кто пришёл?» детей учат образовывать уменьшительно- ласкательные названия детёнышей животных, употреблять их наименования в ед. и мн. числе. Образованию относительных прилагательных помогает дидактическая игра «Из чего сделана» (лексические темы: «Игрушки », «Одежда», «Мебель», «Посуда»).

    Приобщать к истокам национальной культуры помогает дидактические игры «Найди и назови обувь», «Из чего сделана?», «Угадай по описанию», «Найдите предметы, которые находились в юрте».

     В ходе выполнения игровых упражнений у детей автоматизируются звуки. Задания помогают устранить недостатки в развитии лексико – грамматического строя речи, обогатить словарь, развивать связную речь,  зрительное внимание,  способности обобщать, сравнивать, умение работать коллективно.

    А использование вариантов игр  на башкирском языке помогает детям, для которых башкирский язык – родной, плавно перейти к обучению на русском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...

Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».

Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...

Словесная игра, как средство формирования грамматического строя речи детей с ОНР

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в с...

Консультация для родителей на тему: "Дидактическая игра как средство формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста".

quot;Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизмаи подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,мир реализации нереализуемого"А.С.Спиваковская...

Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...