Пословицы в развитии речи дошкольника
консультация по коррекционной педагогике
Использование пословиц и поговорок способствует развитию речи ребёнка, развивает умение формултровать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пословицы в развитии речи дошкольника»
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми.
Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».
Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с « понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным».
В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому в этом возрасте необходимо знакомить детей с пословицами.
В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».
Как применять пословицы?
1.Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ».
2.К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
«Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: « Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.
Очень важно, чтобы взрослые сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. Коррекция речи – процесс длительный, он требует систематической работы. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки ( чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например, для звука Ж:
«Дружба дружбой, а служба службой»;
«Небо даёт дождь, а земля рожь»;
«Однажды шёл дождик дважды»
Или для звука Ш:
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
«Тише едешь, дальше будешь» и др.
Использование пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А.П. Усова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы в развитии речи дошкольника
В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления»....

Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и н...

Консультация для родителей " Пословицы в развитии речи дошкольника"
Пословицы и поговорки, как писал К.Д.Ушинский помогают развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка....
"Пословицы в развитии речи дошкольника"
Консультация для родителей"...

Пословицы в развитии речи дошкольника
Пословицы - один из необходимых средств, способствующих развитию речи. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость... В них ребенку раскрывается окружающий мир, ...

Пословицы в развитии речи дошкольника
Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «Выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка»....

Консультация для родителей "Пословицы в развитии речи дошкольника".
Сообщается о роли пословиц в речевом развитии детей....