"Осенние странички" - конспект интегрированного занятия
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Материал предназначен для педагого компенсирующих групп. С помощью данной деятельности в игровой форме закрепляется пройденный материал и в группе остаётся книга, которая поможет детям самостоятельно повторять материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_-_kopiya.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад № 40 «Радуга»
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности (интегрированной)
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Тема: «Осенние странички»
Составитель: воспитатель Машкова Л.Н.
Участники: воспитатель
педагог-психолог
учитель-логопед
муз.руководитель
Цель: систематизировать представления о характерных осенних признаках детей старшего дошкольного возраста с ОНР через включение их в разные виды деятельности.
Образовательные области | Виды деятельности | Задачи |
Речевое развитие | Коммуникативная | 1.Продолжать учить выделять признаки времени года (название, день/ночь, осадки, животные, птицы, насекомые, растения, одежда, действие человека) и находить («считывать») нужную модель признака. 2.Продолжать учить составлять фразы описательного характера с опорой на модели признаков объектов. 3.Продолжать расширять предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме. 4.Закрепить обобщающие понятия «Осень». 5.Продолжать совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании слов во фразе в роде, числе, падеже. 6.Продолжать развивать умение чётко, выразительно рассказывать стихотворения. |
Социально-коммуникативное | Коммуникативная, игровая | 1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослым и сверстниками игровую ситуацию. 2. Развивать эмоциональную выразительность, воображения; 3. Воспитывать культуру речевого общения и интерес к учебной деятельности. |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | 1. Способствовать закреплению умения устанавливать связь между осенними признаками и изменениями в живой и неживой природе, 2.Формированию умения делать выводы и умозаключения. |
Художественно – эстетическое развитие | Изобразительная Музыкальная | 1.Продолжать развивать умения отражать в рисунках впечатления и представления об осени, используя нетрадиционные способы рисования: ватными палочкам, пальчиками, штампами (по выбору). 2.Воспитывать эстетические чувства. 3.Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения П.И. Чайковского («Охота», «Осенняя песня», «На тройке»). 4. Совершенствовать навык различения звучания музыкальных инструментов (фортепиано, гитара, труба). |
Предварительная работа:
- Наблюдение за осенними изменениями в природе.
- Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры.
- Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы.
- Изображение листвы разными нетрадиционными способами рисования.
- Разучивание стихотворения об осени, зарисовка их.
- Составление и зарисовка схем-признаков по признакам об изменениях в жизни животных, растений и людей.
- Слушание мелодий отдельных фрагментов произведений П.И. Чайковского («Охота», «Осенняя песня», «На тройке»).
- Составление фраз описательного характера по тренажёру «Времена года».
Словарная работа: ранняя «золотая» осень, поздняя осень, гроздья рябины, вмиг мороз наворожит: станут лужи, как гранит.
Материалы и оборудование
- Разноцветные оформленные странички А3 (титульный лист-иллюстрация осени; 1 страница – «Признаки осени», 2 страница – «Музыкальная страничка», 3 страница – «Осенние настроение», 4 страница – «Поэтическая страничка», 5 страница – «Страничка художника»).
- Наполнение страничек (1 страница – схемы фраз, 2 страница – иллюстрации музыкальных инструментов, 3 страничка – схемы настроения, цветовые фишки; 4 страница – рисунки детей к стихотворениям, 5 страница – незаконченные грозди рябины).
- Оборудование для рисования: клеящие карандаши, красная гуашь, ватные палочки, фломастеры, штампы, клеёнки, тряпочки для вытерания пальцев, кисти рябины по количеству детей, вода.
- Магнитофон, запись голосового (звукового) письма от Тётушки совы, записи фрагментов музыкальных произведений П.И. Чайковского («Охота», «Осенняя песня», «На тройке»), фонограмма шума ветра.
- Конверт, лист белой бумаги с колокольчиком.
- Мольберт.
- Столы для рисования, стулья.
- Разноцветные листочки и пиктограммы эмоций.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент (дети входят в группу)
Цель: настроить детей на доброжелательную атмосферу в предстоящей совместной деятельности.
Воспитатель:
- Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
Мотивация «Таинственное письмо».
Цель: вызвать у детей интерес к деятельности, направить усилия их на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Воспитатель:
- Посмотрите, что у меня в руках? (конверт, письмо…)
Воспитатель показывает чистый лист с колокольчиком.
– Что это может быть? (Ответ детей, звуковое, таинственное письмо)
Звучит голосовое (звуковое письмо).
«Здравствуйте, ребята! Я Тётушка Сова. Работаю в Лесной школе. У меня случилась беда: налетел озорной осенний ветер, сорвал с деревьев все листочки, а самое страшное он унес странички из моей книги. Как же я буду знакомить зверят с осенью? Что же мне делать?
Воспитатель:
- Вот беда, так беда! Тетушка Сова так огорчена. Как помочь ей? (Ответ детей: найти странички из осенней книги).
- В письме есть волшебный осенний листочек. Дети вместе с воспитателем произносят слова:
Листочек, листочек, ты нас закружи,
Страничку осеннюю помоги найти!
(Дети кружатся и переходят к следующей страничке).
2. Основная часть занятия «Осенние странички»
1 страничка.
Цель: составление описательных фраз об осени на основе алгоритма деятельности.
Учитель-логопед предлагает детям составить фразы об осени по признакам.
Дети по одному выбирают схему фразы, проговаривают её и наклеивают около соответствующего признака.
Признак | Фразы детей |
День/ночь | Осенью день становится короче, а ночь длиннее. |
Осадки | Осенью часто идёт дождь |
Растения | Осенью растения засыпают. Осенью на деревьях листья желтеют и опадают, начинается листопад. |
Птицы | Осенью птицы улетают в тёплые края. |
Насекомые | Осенью насекомые прячутся в норки и засыпают. |
Животные | Осенью животные готовятся к зиме. Осенью белки делают запасы на зиму. Осенью медведь и еж готовятся к спячке. |
Одежда | Осенью люди надевают куртки, резиновые сапоги, шапки, перчатки. |
Действия людей осенью | Осенью люди собирают урожай, заготавливают на зиму варенье. |
- Дети вместе с учителем - логопедом произносят слова:
Листочек, листочек, ты нас закружи,
И страничку следующую помоги найти!
(Дети кружатся и переходят к следующей страничке).
2 страничка.
Цель: продолжать воспитывать положительное отношение детей к музыке П.И. Чайковского, обогащая музыкальными впечатлениями.
Дети подходят к скамейкам и садятся.
Музыкальный руководитель:
– Ребята, много музыкальных произведений написано об осени. Осень не всегда одинаковая. Что помогает музыкантам изобразить разные признаки осени? (музыкальные инструменты).
- Прослушайте пьесу и определите, какой музыкальный инструмент звучит. (Звучит музыкальный отрывок «Охота», музыка сентября П.Чайковского из альбома «Времена года»)
- Правильно, это пьеса «Охота», здесь звучала труба. (Показ иллюстрации).
- Начало осени начинается с призывного сигнала, это похоже на звуки громко голосого рога. И сразу же за сигналом слышится топот лошадиных копыт. (Муз. рук-ль предлагает ребенку наклеить картинку с трубой на лист бумаги).
- Прослушайте следующий фрагмент пьесы и ответьте, какой здесь звучит музыкальный инструмент? (Звучит музыкальный отрывок «Осенняя песнь», музыка октября).
- Какие внимательные – это гитара (показ иллюстрации).
- С каждым днём становится холоднее и идет дождь. Грустное настроение «Осенней песни» передаёт гитара. (Муз. рук-ль предлагает ребенку наклеить картинку с гитарой на лист бумаги).
- Попробуйте вспомнить название третьей пьесы, и обратите внимание на музыкальный инструмент. (Звучит музыкальный отрывок «На тройке», музыка ноября).
- В конце осени становится холоднее, идёт снег. Можно прокатиться «На тройке» под звон колокольчиков (показ иллюстрации), а звуки рояля передают настроение пьесы. (Ребенок наклеивает картинку с изображением рояля).
– Ребята, а вы узнали, композитора который написал все эти произведения? (Русский композитор П.И.Чайковский. Вот его портрет).
- Дети вместе с музыкальным руководителем произносят слова:
Листочек, листочек, ты нас закружи,
И страничку следующую помоги найти!
(Дети кружатся и переходят к следующей страничке).
3 страничка.
Цель: развитие умения передавать образ с помощью пантомимики, пластики.
Педагог-психолог включает музыку, вместе с детьми встаёт в круг в середине группы. Педагог создаёт вербально образ, действия, ситуации и предлагает детям их изобразить.
Пластический этюд
«Листопад»
«Растут листочки на большом дереве. Светит ласковое солнышко, листочки тянутся к нему, подставляют свои щёчки. Но вот подул сильный ветер. Листочки закачались. Дует, дует ветер, дует, задувает, листочки с дерева срывает. Листочки стали падать на землю. Они плавно кружатся в воздухе. Ветер сносит их то в одну сторону, то в другую, то кружит на месте. Листочки плавно падают на землю и укрывают её разноцветным ковром. Подул ветер и собрал их в середине в одну кучу. И тут тучи закрыло небо, стало холодно, замерзли листочки, съежились, стали жаться друг к другу. Из тучи полил осенний холодный дождь. Намокли они, совсем замёрзли. Но тут выглянуло солнышко! Оно протянуло к листочкам свои лучики и согрело их. Листочкам стало тепло, и они закружились в танце».
Дети с психологом подходят к столу, на котором лежат разноцветные листочки и пиктограммы эмоций.
Детям предлагается выбрать листочек того цвета, который похож на осеннее настроение, а также эмоцию, которая отражает это настроение. Далее дети совместно с психологом приклеивают цветные листочки и пиктограммы на страничку книги.
Дети вместе спедагогом- психологом произносят слова:
Листочек, листочек, ты нас закружи,
И страничку следующую помоги найти!
(Дети кружатся и переходят к следующей страничке).
4 страничка (портрет А.С.Пушкина)
Цель: способствовать воспитанию интереса к поэзии.
Учитель-логопед предлагает детям рассказать стихотворения об осени и наклеить на страничку подготовленный ими рисунок.
- Дети вместе с учителем-логопедом произносят слова и кружатся.
Листочек, листочек, ты лети!
Осеннюю страничку нам покажи.
(Дети кружатся и переходят к следующей страничке).
5 страница (2 рисунка, подготовленные воспитателем, с изображением рябины «Золотой осенью» и поздней, но незаконченный (нет гроздей ягод)).
Цель: развивать умения отражать в рисунках впечатления и представления об осени, используя нетрадиционные способы рисования.
Воспитатель:
- Это страничка художника. Что пишут художники? (картины).
- Тётушка Сова нарисовала, дерево-рябину осенью, а везде ли осень одинаковая? (ранняя - золотая и поздняя).
- Но мне показалось, что картина с поздней осенью не дорисована. Чего не хватает? (ягод рябины).
- Давайте, поможем закончить картину. Посмотрите, она приготовила грозди, но нет кисточек. Чем можно нарисовать круглые ягоды? (пальцем, ватными палочками, сделать отпечаток фломастерами, карандашами, палочками и т.п.).
- Подумайте, чем будете рисовать ягоды (дети самостоятельно выбирают способ рисования и рисуют, а затем приклеивают к страничке).
Рисование проходит под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь».
- Кому пригодятся ягоды зимой? (птицам).
3. Заключительная часть. Рефлексия занятия.
(дети стоят на ковре, воспитатель достаёт все странички).
Воспитатель:
– Вот и все странички мы нашли, который ветер – озорник унёс от Тетушки Совы. Подумайте, как мы назовём эту книгу. (Осень-волшебница, Разноцветная осень, Краски Осени, Чудо-Осень).
- Давайте вспомним, что находится на страницах книги. А поможет нам в этом игра «Что было бы, если бы не было осени?»
Примерные ответы детей:
- Не увидели золотую листву.
- Не было бы листопада.
- Не успели бы улететь птицы на юг.
- Не познакомились с произведениями П.И.Чайковского.
- Не познакомились с красивыми стихотворениями.
- Не смогли бы потанцевать под прекрасную песню «Осень, осень, золотой листопад…».
- Не рисовали бы художники красивые картины.
- Теперь Тетушка Сова сможет рассказывать лесным жителям об осени.
А зимой, давайте, подарим ей новую книжку «Зимние странички».
Авторская разработка
Использовались Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОСЕННЯЯ СКАЗКА" - конспект интегрированного занятия для детей средней группы
Конспект интегрированного занятия (музыка+аппликация) для детей средней группы. Можно использовать как итоговое развлечение на тематической недели "Осень" в соответствии с ФГТ....
Конспект интегрированного занятия "Чтение стихов об осени. Путешествие в осенний лес" .
Это занятие для детей второй младшей группы....
За чудесами в осенний лес Конспект интегрированного занятия ( обучение грамоте и аппликация) в подготовительной к школе группе
Конспакт интегрированного занятия обединяет подготовку к обучению грамоте и изобразительную деятельность: аппликацию. Отправдяясь в "осенний лес" воспитатель знакомит детей со звуковым анализом ...
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес. Танцующие осенние листочки»
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, коммуникативная.ЦЕЛИ: Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать об...
Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осени в младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)
Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осенив младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)...
цирк прекрасная страна конспект интегрированного занятия
Направление: речевое развитие;социально-коммуникативное развитие;художественно-эстетическое развитие. Тема занятия: «Цирк - прекрасная страна».Занятие проводится с детьми подготовител...
«Дарит осень чудеса!» Конспект интегрированного занятия с самоанализом в старшей группе.
Цель: обобщать и конкретизировать знания детей об осени как о красивейшем времени года.Задачи:- стимулировать познавательную активность;- продолжать формировать знания детей об осенних изменениях в пр...