Бусография
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
«Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев».
От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее". В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
busografiya.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ РУЧНОЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУСОГРАФИИ
«Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев».
От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее". В. А. Сухомлинский.
В современном мире неуклонно растѐт количество детей, имеющих нарушения речи. При этом многими учеными отмечается, что недоразвитие речи в целом и на уровне фонетического строя в частности почти всегда сопровождается недоразвитием моторных функций.
М.М.Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" [1] подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Автор также пишет: "говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук".
Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: "связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей" [1, с. 156].
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка и предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М.Я. Аксенова, О.С. Бот, Л.С. Рузина, В. Кудрявцева, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, А.К. Толбанова и др.).
Развитие мелкой моторики является одним из важных аспектов подготовки к школе. Тренировка движений пальцев и кисти рук способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и выступает мощным средством, стимулирующим развитие мышления и речи ребенка. В связи с этим в настоящее время используется множество специальных педагогических технологий, направленных на развитие мелкой моторики.
Представленная работа посвящена одной из них - «бусографии». Принцип данной техники заключается в создании различных линий, дорожек, героев сказок, букв русского алфавита, геометрических фигур из бусин. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она помогает развивать не только мелкую, но и артикуляционную моторику детей, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, просодические компоненты речи, помогает подготовить руку к письму.
Работа в технике бусографии формирует такие качества личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивает способность работать руками и одновременно развивает артикуляционный аппарат.
Таким образом, бусография способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка. Для выполнения упражнений используются цветные бусы разного размера и формы. Достоинство работы в том, что данные упражнения выполняются довольно быстро, отличаются доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее! Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти рук и пальцев.
Бусографией можно заниматься уже с младшего возраста, выполняя простейшие упражнения с бусинами: пальчиковый бассейн из бус, сортировка бус по цвету. Также с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать «умные бусы», представляющие собой бусины с картинками по разным лексическим темам. Последовательность работы с бусинками заключается в следующем: дети берут в руки бусины, внимательно их осматривают и исследуют. В процессе осмотра и тактильного контроля ребѐнок знакомится с материалом, из которого сделаны бусины, учится различать их по форме, по цвету и величине. Каждое игровое упражнение содержит не только практические задачи, но и коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребѐнка.
Приведем примеры некоторых из них. Игровые упражнения с бусинами. - Нанизывание бус разной величины. - Нанизывание бус разной формы. - Нанизывание бус разного цвета. Упражнение «Волшебные дорожки»
Задачи:
∙ Учить создавать линии разной конфигурации, используя нетрадиционную технику работы – бусографию.
∙ Развивать внимание и память при выполнении различных линий с опорой на образец
. ∙ Упражнять в умении чередовать и пересчитывать бусы.
∙ Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Вырабатывать необходимые движения для свободного владения мышцами губ, языка и т.д.
∙ Совершенствовать качество голоса при последовательности гласных звуков. Этапы выполнения работы: Детям предлагается взять длинные шнурки, бусины разных цветов и разной величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки ([А, О, У, Э, Ы])
Игровое упражнение "Фрукты и овощи" Задачи:
∙ Обобщать знания детей о овощах и фруктах.
∙ Развивать мелкую моторику рук, координацию движений и их точность.
∙ Совершенствовать моторную ловкость.
∙ Развивать зрительный гнозис, содружество движений. Оборудование: игровой модуль, бусины разного цвета. Ребенку загадываются загадки об овощах или фруктах. Ребенок отгадывает, находит на модуле отгадку и выкладывает по контуру, одной рукой подбирая для этого бусины такого же цвета, как овощ или фрукт.
Игровое упражнение «Спираль».
Цель: Продолжать учить координировано и ловко манипулировать пальцами, обеспечивая эмоциональное и интеллектуальное развитие. Снять умственную усталость.
Оборудование: Игровой модуль, бусины разного цвета.
1этап работы. Ребѐнку рассказывается история о том, что бабочка отправилась в путь искать себе цветок. Чтобы помочь бабочке, нужно выложить по спирали 3 синих, 2 жѐлтых, 5 красных, 3 зелѐных, 2 синих, 4 жѐлтых и 3 красных бусинки.
Игровое упражнение «Буквы А-У-О»
Задачи:
∙ Вырабатывать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами губ и языка при произнесении гласных звуков ([А, О, У]).
∙ Продолжать совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью техники бусографии.
∙ Развивать познавательный интерес к буквам русского алфавита.
∙ Развивать конструктивный праксис, зрительное внимание.
∙ Воспитывать любознательность, ответственность, желание выполнять бусографию, по точкам, контуру, по образцу. Этапы выполнения работы: ребенку предлагается взять длинный шнурок красного цвета и бусины красного цвета одинаковой величины. Выложить буквы с опорой на образец. Когда буквы готовы, они вставляются в сюжетную картинку «Лесная школа». Какой звук поет белка? Спой с белкой длительно звук [У]. Спой с ежиком длительно звук [У].
Упражнение «Разноцветные круги»
Задачи:
∙ Учить создавать геометрические фигуры, используя нетрадиционную технику исполнения работы – бусографию.
∙ Совершенствовать артикуляционную и мелкую ручную моторику пальцев. ∙ Развивать ориентировку в пространстве, счетные навыки
. ∙ Развивать словарный запас по лексической теме «Геометрические фигуры».
∙ Воспитывать любознательность, ответственность.
Материал: шнурки и бусы одинаковой величины (зеленого, красного, фиолетового, синего, желтого цвета).
Этапы выполнения работы.
1 этап работы: Педагог предлагает ребенку взять шнурки разного цвета. 1-я линия – 16 бусинок фиолетового цвета. 2-я линия – 16 бусинок красного цвета. 3-я линия – 16 бусинок синего цвета. 4-я линия – 16 бусинок зеленого цвета. 5-я линия – 16 бусинок желтого цвета.
2 этап работы: Соединение концов 1-й, 2- й, 2-й, 4-й, 5-й линий, придав форму круга, но также можно создавать другие геометрические фигуры – треугольник, овал, квадрат.
Таким образом, при использовании техники «бусография» достигаются следующие результаты:
1. нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата;
2. развивается концентрации внимания;
3. занятия с бусами разного размера, формы и цвета расширяют сенсорный опыт детей, формируют навыки, необходимые в практической жизни, оказывают большое влияние на развитие мелкой моторики рук, развивают психические процессы у детей;
4. артикуляционные упражнения, объединенные с работой по бусографии, вырабатывают двигательные «формулы», обеспечивающие точность, ритмичность, подвижность в действиях ребенка, способствуют преодолению скованности, ограниченности и напряженности в движениях; 5. повышение интереса к занятиям; 6. развитие творческих способностей детей.
В заключение можно сделать вывод, что использование бусографии является одним из эффективных методов логопедической работы с детьми.
Литература
1. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
2. Кабанова Т. В., Домнина О.В. Тестовая диагностика обследования общей мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. - М., 2008
. 3. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. - С-Пб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи посредством бусографии". Из опыта работы
опыт работы...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕННЯЯ КАРТИНКА» (БУСОГРАФИЯ)
НА ОСНОВАНИИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ Т...
«Применение технологии «Бусография» в системе развития речи детей дошкольного возраста»
laquo;Бусография» - методика по интеллектуально – творческому и познавательно – речевому развитию детей 2 – 7 лет «Бусоград или Волшебные игры феи Бусинки», к...
"Бусография, как средство развития мелкой моторики рук"
АКТУАЛЬНОСТЬ:Пальчиковая гимнастика — это один из видов здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к р...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Добрый день, Светлана
Добрый день, Светлана Ивановна. О дидактической пользе бус можно говорить очень много: это и развитие мелкой моторики, и формирование навыков пространственной ориентации.Эта техника кропотливая, интересная, необычная. Бусография способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает успокаивающее и оздоравливающее действие. Вы большая молодец, что используете в с своей работе разнообразные техники.
Спасибо
Спасибо