Коррекция гиперактивности
статья по коррекционной педагогике

Гнедова Татьяна Владимировна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_giperaktivnosti.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

 Признаки гиперактивности у ребенка

Как правило, таких детишек называют “моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство - явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов “зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка   гиперактивных  детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей и других детей с гиперактивными детьми

Межличностные  взаимодействия – это субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения (А. Рузская).

Отношения с другими людьми (или межличностные взаимоотношения) зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: “Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.

Гиперактивность часто cопровождается агрессивностью, вызванной постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Для коррекции этого факта и гармонизации межличностного взаимодействия гиперактивных дошкольников с другими детьми рекомендуется использовать методику Холмогоровой “Школа добрых волшебников”

Методика состоит из шести этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи:

  • Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. (Игры «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки»).
  • Задача второго этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточиться на отношении к себе ровесников и обратить внимание на сверстника самого по себе вне контекста их взаимоотношений. («Зеркало», «Эхо», «Выбери партнера»)
  • Задача этого этапа – добиться максимальной согласованности действий. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. («Сороконожка», «Слепой и поводырь», «Змейка»)
  • Задача – пережить сближающие их общие одинаковые чувства. («Злой дракон», «Уходи, злость», «Дискотека зайчиков»).
  • Задача – научить детей сопереживать другому, помочь и поддержать сверстника. («Старенькая бабушка», «День помощника»)
  • Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Данный этап состоит из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. («Обзывашка», «Спящая красавица», «Волшебные очки»)

Рекомендации родителям

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

 Список использованной литературы

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
  3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»

Гиперактивный ребенок независимо от ситуации и в любых условиях: дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на ...

Статья "Игра как средство коррекции гиперактивного поведения ребенка"

В данной статье описаны симптомы поведения гиперактивных детей, способы коррекции посредством игр и рекомендации для родителей....

"Использование приёмов игротерапии при коррекции гиперактивности детей"

Даны рекомендации, игры и упражнения в работе  с гиперактивными детьми....

Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста

Материал содержит информацию по теме:"Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста"....

Консультация для воспитателей "Подвижная игра, как одно из средств коррекции гиперактивных и агрессивных детей"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА»           КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПОДВИЖ...

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Пояснительная записка"Гипер..." - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывай щая на превышение нормы. Слово "АКТИВНЫЙ" пришло в русский язык из латинского "actixus" и озна...

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...