ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАХА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
консультация по коррекционной педагогике
Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_straha_konsultatsiya_dlya_roditeley_i_pedagogov.docx | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАХА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта, и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).
Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности.
В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи — упадешь", "Не бери — обожжешься", "Не гладь — укусит", "Не открывай дверь — там чужой дядя" и т. д.
Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения.
Но если запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то дитятя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе.
Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.
К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.
Все это дает основание говорить об условно-рефлекторном характере воспроизведения страха, Даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался неприятным переживанием. Подобное сочетание осталось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
Так же часто, как термин "страх", встречается термин "тревога". И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О.
Источник: А. И. Захаров Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские страхи и тайны как особенности проявления детской субкультуры
В материале указано:Общая характеристика понятия «Страх». Основные формы страха.Происхождение Страха. Детские страхи.Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста.Психолого-педагогическ...
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции
Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...
Статья на тему: "Определение страха и тревожности,сходства и отличия."
И в страхе,и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события,которое трудно прогнозировать и которо...
Определение детских страхов и его проявлений
Данная консультация построена по книге А.И. Захарова "Дневные и ночные страхи у детей" В консультации дается возрастная динамика страхов и рекомендации по их коррекции...
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста....
Проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Теоретический анализ проблемы. Понятие страх в психолого-педагогической литературе. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста. Технология профилактики и коррекции детских страхов .Анализ сос...
статья "особенности проявления страхов и тревожности у детей 4-5 лет дошкольного возраста"
Автор статьи:Старикова Т.А.Название статьи: «Особенностей проявления страхов и тревожности у детей 4-5 лет дошкольного возраста».Настоящее исследование проводилось на базе ГБДОУ детск...