«Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ»
презентация по коррекционной педагогике
В материале представлено краткое описание создания Адаптированной образовательной программы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № «Колокольчик»
п.Хандыга Томпонский район
На тему: «Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ»
Выполнила:
Педагог-психолог Осенина М.Г.
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, которая адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (при необходимости). (ст.2 п.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Структура программы:
- Пояснительная записка.
- Цель программы.
- Задачи программы.
- Принципы обучения.
- Этапы реализации программы.
- Взаимодействие с педагогами.
- Взаимодействие с родителями.
- Планируемый результат.
- Литература.
Цель программы:
Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, ведущей деятельности ребенка;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям структурой нарушения развития и степенью выраженности;
- учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;
- осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- реализовать индивидуальные образовательные маршруты;
- реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы реализации программы:
- - принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
- - принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
- - принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
- - принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
- - принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
- - принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
- - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Этапы реализации программы:
Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
- Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
- Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
- Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.
- Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Педагогический состав:
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог- психолог, музыкальный работник, инструктор по физическому воспитанию,
воспитатель, инструктор по гигиеническому воспитанию, старший воспитатель.
- Инструктор по гигиеническому воспитанию - мониторинг здоровья воспитанников.
-Педагог-психолог - психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
-Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
- Музыкальный руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.
-Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (ПМПк), который решает задачу взаимодействия специалистов. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Специалисты реализуют следующие профессиональные функции:
- диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребенка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики);
- проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
- сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
- аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).
Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка:
- специалисты действуют по соглашению с родителями (законного представителя) ребенка;
- специалисты ДОУ проводят НОД в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно плану АОП;
- специалисты ДОУ используют методы, приемы, средства с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка и специальной коррекционной программы;
- создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ;
- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья.
Взаимодействие с родителями:
Взаимодействие специалистов с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Основными задачами работы с родителями являются следующие:
- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.
Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников, для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания, мастер-классы, тренинги.
Планируемый результат:
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ общеобразовательной программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником общеобразовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии.
Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического и (или) физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.
Литература. В данном пункте соответственно вписывается литература по каким программам и методикам вы разрабатываете данную программу.
При поступлении ребенка с ОВЗ или с инвалидностью в ДОУ родители предоставляют документы, которые подтверждают необходимость специальных образовательных условий: заключение ПМПК; в котором отражены все необходимые условия. Ребенок с ОВЗ проходит комплексное психолого-педагогическое обследование у специалистов ПМПк ДОУ. Цель обследования- выявить уровень актуального развития ребенка и определить объем коррекционно-развивающей помощи на определенный период. После этого разрабатывается АОП.
На сегодняшний день в дошкольном образовании разработано девять примерных адаптированных основных образовательных программ – для детей: глухих, слабослышащих; слепых, слабовидящих (с амблиопией, косоглазием); с тяжелыми нарушениями речи (ОНР и ФФНР); с нарушением опорно-двигательного аппарата; с ЗПР; с УО легкой, умеренной, тяжелой степени; и с расстройством аутистического спектра.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, которая адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (при необходимости). (ст.2 п.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « О б образовании в РФ»).
Структура программы: Пояснительная записка. Цель программы. Задачи программы. Принципы обучения. Этапы реализации программы. Взаимодействие с педагогами. Взаимодействие с родителями. Планируемый результат. Литература.
Цель программы : Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка его ведущей деятельности; оказывать консультативную и методическую помощь родителям структурой нарушения развития и степенью выраженности; учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы; осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую , коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); реализовать индивидуальные образовательные маршруты; реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья; создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам .
Принципы обучения: - принцип преемственности : обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы; - принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений; - принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»; - принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка; - принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; - принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии; - к омплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Этапы реализации программы: Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность ). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Педагогический состав: Педагог-психолог Учитель-логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физическому воспитанию Воспитатель Инструктор по гигиеническому воспитанию
Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка - специалисты действуют по соглашению с родителями (законного представителя) ребенка; - специалисты ДОУ проводят НОД в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно плану АОП; - специалисты ДОУ используют методы, приемы, средства с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка и специальной коррекционной программы; - создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ; - использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности; - обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья.
Взаимодействие с родителями. Основными задачами работы с родителями являются следующие: создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей; вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях. Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания, мастер-классы, тренинги.
Планируемый результат. Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ общеобразовательной программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы. В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником общеобразовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков. Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии. Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического и (или) физического развития и уровень освоения ими образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»
В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...
Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год
Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...
Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушениями речи) ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТ (2-3 ГОДА)
Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станда...
Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...