Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop.docx | 97.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №4» городского округа город Агидель
Республика Башкортотсан
ИНН 0253005306
ЛИЦЕНЗИЯ А №серия 02Л01 № 0005936
ОГРН 1020201435066
сайт ДОУ - http://children-4.edu-rb.ru/
e-mail: сrr-ds4@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Законный представитель (мать)
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАДОУ «ЦРР-д/с №4»
|
Адаптированная образовательная программа
Сроки реализации программы:
Авторы:
г. Агидель 2020г.
Содержание
№п/п | Содержание | стр |
I | Целевой раздел. | |
1.1 | Пояснительная записка | 3-5 |
1.2 | Цели и задачи. | 5 |
1.3 | Принципы формирования программы | 5- 6 |
1.4 | Основные направления коррекционно- развивающей работы | 6-7 |
1.5 | Особенности развития ребенка с ОВЗ | 7-9 |
1.6 | Планирование воспитательно- образовательного процесса | 9 |
1.6.1 | Планирование работы по коррекции речевых нарушений | 9 |
1.7 | Планируемые результаты | 10 |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Описание образовательной деятельности | 11 |
2.2 | Планирование образовательной деятельности | 11 |
2.3 | Содержание психолого- педагогической работы | 13 |
2.3.1 | Коррекция и развитие речевых функций ребенка | 13-14 |
2.3.2 | Формы и средства организации образовательной деятельности | 14-18 |
2.4 | Диагностико- консультативное направление работы | 19 |
2.5 | Взаимодействие специалистов детского сада | 19-20 |
2.6 | Особенности взаимодействия с семьей воспитанника | 20-22 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Организация режима пребывания в детском саду | 23 |
3.2 | Особенности организации совместной деятельности | 24-25 |
3.3 | Методические пособия | 25 |
3.4 | Используемая литература | 26 |
3.4 | Кадровое обеспечение | 26 |
Приложение | 27-28 |
I.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа на воспитанников МАДОУ «ЦРР –д/с №4» разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и ООП МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 4» в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрированного в Минюсте РФ 14.11.2013г., №30384.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - «Центр развития ребенка - детский сад № 4».
- Заключение ПМПК №
- Заключение ПМПК №
- Заключение ПМПК №
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте 6-7 лет.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает:
а) описание образовательной деятельности, в соответствии с направлениями развития детей, представленными в пяти образовательных областях.
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики его образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития речи детей.
В содержательном разделе программы представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает приоритетные направления учреждения.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает режим дня, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Дополнительным разделом программы является текст ее краткой презентации, которая ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте учреждения.
Новизна программы заключается в следующем:
-разработана рабочая программа по работе с детьми ОВЗ;
-составлен тематический план коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушения речи ТНР;
- составлен тематический план коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-познавательной сферы, коммуникативных навыков, социализации детей.
Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:
- совместная деятельность педагога и детей (индивидуальная, подгрупповая);
-максимально возможная самостоятельная деятельность детей.
1.2 Цель и задачи реализации программы
Цель программы:
Оказание комплексной коррекционно- психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями детей, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
-учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении им образовательной программы;
-осуществлять индивидуально-ориентированную и социально- психолого- педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико- педагогической комиссии);
-развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;
-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
-создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности детей;
-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
1.3.Принципы формирования программы
-принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
-принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
-принцип соблюдения интересов детей: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему детей с максимальной пользой и в интересах детей;
-принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем детей;
-принцип непрерывности: гарантирует детям и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
-принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими недостатки речевом, физическом и психическом развитии;
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
1.4.Основные направления коррекционно-развивающей работы. 1.Диагностическая работа включает:
-выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы;
-проведение комплексной социально - психолого- педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей;
-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития детей с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
2.Коррекционно-развивающая работа включает:
-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально- образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
-выбор оптимальных для развития детей с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
-организацию и проведение индивидуальных, коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
3.Консультативная работа включает:
-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.Информационно-просветительская работа предусматривает:
-информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.5.Особенности развития ребенка с особыми возможностями здоровья.
Характеристика детей с нарушением речи.
Общая характеристика детей третьим уровнем речевого развития (по Р. Е. Левиной) На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми. Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их. Замены слов происходят как по смысловому, так и по луковому признаку. Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений - в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Один и тот же предлог при выражении различных отношений опускается или заменяется. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов у детей. Недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускают при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода; склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода; неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный; неправильное соотнесение существительных и местоимений ошибочное ударение в слове; неразличение вида глаголов; ошибки в беспредложном и предложном управлении; неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего род, реже — неправильное согласование существительных и глаголов. Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением. Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным. В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Во фразовой речи у детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения. У детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Подобные нарушения проявляются, главным образом, при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов. Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, не дифференцированность грамматических форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
1.6. Планирование воспитательно-образовательного процесса
Адаптированная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей развития. Объем образовательной нагрузки не превышает нагрузку, максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
1.6.1. Планирование работы по коррекции речевых нарушений.
Образовательная деятельность проводится в форме подгрупповой и индивидуальной работы. Продолжительность индивидуальной и подгрупповой работы зависит от речевого диагноза, возраста, индивидуальных и психофизических особенностей развития ребёнка. Ответственным за посещение детьми занятий в логопедическом пункте является учитель-логопед и заместитель директора по УВР. Эффективность коррекционной работы логопедического пункта определяется по итогам обследования детей на заседаниях психолого - медико-педагогической комиссии.
Все педагоги следят за речью ребенка и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевых нарушений и связанных с ними процессов. Основой планирования коррекционной работы является концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей ребенка, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов.
1.7.Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры освоения программы детьми с нарушением речи.
Ребенок:
-владеет правильным, отчетливым звукопроизношением;
-умеет членить слова на слоги, слоги на звуки;
-умеет объединять слоги и звуки в слова;
-умеет определять место звука в слове, проводить слоговой и звуковой анализ слов;
-умеет выделять звук из состава слова; находить в предложении слова с заданным звуком;
-умеет различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;
-умеет различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
-знает основные способы словообразования;
-умеет участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища;
-умеет составлять простые и распространенные предложения, интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце предложения; членить предложение на слова;
-умеет связно, последовательно, логично, выразительно, грамматически правильно, выражать свои мысли, пересказывать небольшие литературные произведения, составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
2.Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности.
Обеспечение коррекционного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом.
Использование основной общеобразовательной программы создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Использование коррекционных программ позволяет обеспечивать максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников:
-Программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОО для детей 5-7 лет /сост.:Червякова Н.А., Клименко Е.А., Летуновская Т. А. и др.
Образовательное пространство обеспечения жизнедеятельности детей МАДОУ построено таким образом, что каждый ребенок чувствует себя членом общества, стремящегося стать все более совершенным, содействует общественному воспитанию, развитию у них уважения к правам другого и способности к общему творческому делу. Образовательная среда обеспечивает возможность развития природы детей, приобретения тех или других знаний и навыков, развитие и обогащение свободных игр детей, посильного для него физического труда, а также удовлетворение всех общественных, научных, эстетических, нравственных запросов.
Выстроенная образовательная среда в МАДОУ способствует созданию условий для цельной и гармоничной жизни каждого ребенка. Взаимодействие педагогов и детей нацелено на осуществление развивающего обучения.
2.2 Планирование образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе | |
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Физическая культура | 3 раза в неделю |
Познавательное развитие | 3 раза в неделю |
Речевое развитие | 2 раза в неделю |
Рисование | 2 раза в неделю |
Лепка | 1 раз в 2 недели |
Аппликация | 1 раз в 2 недели |
Музыка | 2 раза в неделю |
Итого | 14 занятий в неделю |
Образовательная деятельность по коррекции речевых нарушений проводится в форме индивидуальной и подгрупповой работы. Продолжительность индивидуальной работы зависит от речевого диагноза, возраста, индивидуальных и психофизических особенностей развития детей.
Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Количество занятий варьируется в соответствии с количеством нарушенных звуков и тяжестью нарушений: 2 раза в неделю (индивидуальные). На детей создается индивидуальное планирование на основе перспективного планирования, представленного в данной программе. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами – 30 минут.
Раздел деятельности | В начале учебного года | В конце учебного года (результат) |
Коммуникативное развитие | Не достаточны развиты в соответствии с возрастом | Развиты в соответствии с возрастом |
Социальное развитие | Не сформированы в соответствии с возрастом. | Сформированы в соответствии с возрастом. |
Речевое развитие | Не достаточно хорошо владеет устной речью. Затрудняется в составлении рассказа из личного опыта, в сочинении коротких сказок на заданную тему. Мало знаком с произведениями детской литературы | Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, составления рассказа, коротких сказок. Складываются предпосылки грамотности, знаком с произведениями детской литературы |
Познавательное развитие | Не достаточно обладает элементарными представлениями в области математики, не способен к принятию собственных решений Путает право-лево, часто не включается в образовательную деятельность, если включается, то быстро утомляется. | Достаточно обладает элементарными представлениями в области математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания Различает понятия право-лево, включается в образовательную деятельность, меньше отвлекается, повышается работоспособность. |
Художественно – эстетическое развитие ( музыка) | Не проявляет активность в доступных видах музыкальной деятельности (песни, муз. игры, танцы), не проявляет интереса к продуктивным видам деятельности | Достаточно активно участвует в разных видах деятельности. |
Физическое развитие | Недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. | Достаточно формированы в соответствии с возрастом. |
Социально-бытовое развитие | Трудность в налаживании отношений со сверстниками, раздражительность, иногда проявление агрессивности | Способен налаживать контакт с детьми. |
2.3 Содержание психолого-педагогической работы
Содержание психолого-педагогической работы направлено на:
1.Коррекцию и развитие речевых функций ребенка с ОНР III уровня
2.3.1 Коррекция и развитие речевых функций детей с нарушением речи ОНР III уровня с дизартрическим компонентом.
Программа предназначена для работы с детьми в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Сроки реализации программы – 9 месяцев (февраль 2020- май 2020 г.).
Преодоление общего недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, фонематического недоразвития и формирование навыков звукового анализа. Система обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Дети с общим недоразвитием речи должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены ребенком на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:
∙ развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
∙ воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
∙ развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой- либо коррекционной задачи;
∙ развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
∙ развитие произвольного внимания и памяти.
Осуществляя коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи, учитель-логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференциации в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период его пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагогов, родителей.
Содержание программы определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:
- от простого к сложному;
- систематичность;
- доступность;
- повторяемость материала.
Данная программа предусматривает использование в работе практических, наглядных, словесных методов и приемов, а также использование ИКТ.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, предупреждение и коррекцию дисграфии и дислексии, развитие психических процессов.
2.3.2 Формы и средства организации образовательной деятельности
В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели:
формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.
Учитель-логопед: индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия.
Воспитатель: групповые и индивидуальные занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
∙ экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
∙беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы. Музыкальный руководитель:
∙ музыкально-ритмические игры;
∙ упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
∙ этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
∙ игры-драматизации.
∙ игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
∙ комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
Специалист по ФИЗО:
∙ игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
∙ упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
∙ подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
∙ игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
∙ игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
∙ контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
∙ совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.
В основе индивидуальных и групповых занятий положен:
-комплексно-тематический метод;
-метод игровых ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр.
Специфика логопедических приемов (наглядных, игровых, работа с картинками, предметами) и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых активизировать речевую и умственную деятельность детей. Учитывая психологические и возрастные особенности детей, при подаче материала наряду с учебной, активно применяется игровая форма: задания адресуются игрушкам («кукольный театр»), дети помогают сказочному герою выполнить задание.
Особое место в педагогическом коррекционном процессе занимает дидактическая игра, т. к. она имеет большое познавательное значение, развивает внимание (в том числе к речи), наблюдательность, память, сообразительность. Любая дидактическая игра преследует две цели: обучающую и игровую, именно поэтому – она самый эффективный метод при обучающем воздействии на детей и основной вид деятельности старших дошкольников. На индивидуальных занятиях артикуляционные упражнения связаны с определенной лексической темой или игрой. На этапе автоматизации звука в слогах одновременно ведется работа над мимикой, ударением. При включении звука в речь (в словосочетания, предложения) включаются задания на развитие лексико-грамматических категорий, словаря, развитие мелкой моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Усвоение и закрепление навыков звукопроизношения на основе осознанного контроля за своими ощущениями сочетаются с работой над развитием фонематического слуха.
Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:
- он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
- нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);
- произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.
Во время работы над звуковым анализом перед детьми ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. При этом развивается произвольное внимание и слуховая память. Лексический материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня речевого развития. На подгрупповых занятиях все задания и упражнения должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга, подчинены какой-то теме или сюжету. Используются различные формы занятий: сюжетно-дидактическая игра, путешествие и другие. Сюжетно-тематическая форма занятий способствует спонтанному развитию связной речи, позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это немаловажно, если учитывать неустойчивую психику детей-логопатов и нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и утомляемость. На занятиях активно используется психогимнастика, релаксационные упражнения, физкультминутки. Все эти моменты помогают снять повышенное напряжение у детей, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата. Приемы работы над предложением тоже разнообразны, но всегда должен соблюдаться основной принцип «от простого к сложному». На начальном этапе при работе с предложением дети отвечают на вопросы с опорой на картинку, потом составляют предложение по опорным словам, а потом уже восстанавливает деформированное предложение. Для развития словесно-логического мышления детей предлагаются задания на сравнение предметов, явлений, загадки, задания на словотворчество (сочинить свою, исправить предложенную чистоговорку). Для развития мелкой моторики к речевым упражнениям добавляются задания на развитие моторики пальцев, задания на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги, в окружающей действительности. Для обогащения словаря используются различные лексические и грамматические игры, которые знакомят с антонимами, синонимами, помогают в работе по подбору родственных слов.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Основная цель индивидуальных занятий- первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. На занятиях осуществляется:
-закрепление навыков произношения изученных звуков;
-отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
-звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
-расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
-закрепление грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Индивидуальная работа включает в себя:
-выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для детей были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;
-закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м]- [м’], [н]- [н’], [п]-[п’], [т]- [т’], [к]- [к’], [ф]- [ф’], [в]- [в’], [б]- [б’], [д]- [д’], [г]- [г’] и т.д. Необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
-постановку отсутствующих у детей звуков общепринятыми в логопедии методами. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:
∙ для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
∙ звуки, смешиваемые в речи ребенка, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
∙ окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь. В работе над произношением выделяется два этапа - собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков.
Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя:
- узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;
- различение слов, близких по своему составу;
- дифференциацию слогов и фонем.
На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте - вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов.
Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану: 1.Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).
2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: «Какой первый звук в слове?», «Какой последний в слове?»)
3. Выделение ударной гласной в словах.
4.Определение места звука слове (после какого звука слышится звук в слове? Перед каким?)
Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану: определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, третий?);
1. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных;
2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного;
3. Фонематический анализ слова.
В работе по формированию фонематического анализа осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:
1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, прямого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).
2. Затем – слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)
3) слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы).
4) слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.).
5) слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов
( кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман).
6) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач, крот ит. д.).
7) односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр).
8) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива). 9) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка, плотник и т.д.).
10) трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин).
Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится вначале:
1.С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукивание;
2.Затем на основе собственного произношения;
3.Наконец, на основе слухопроизносительных представлений.
Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша - кашка - кошка - мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.
2.4 Диагностико-консультативное направление работы для детей с ОВЗ
Диагностико-консультативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии: принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием детей специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк):
образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, заместителя заведующего, воспитателей, медицинской сестры, обязательного присутствия одного из родителей ребенка (законного представителя). В задачи консилиума входят:
- изучение состояния здоровья ребенка (медицинское),
- выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение),
-изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития детей (отношения в семье, детском саду),
- запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности),
-педагогическое изучение.
Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии детей в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения. Каждый из участников ПМПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения детей специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с детьми, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию детей подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон детей, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода развития детей и результаты педагогической работы.
Таким образом, помимо направления психолого-медико-педагогической комиссии (территориальной ПМПК), в делах детей должны находиться рекомендации специалистов, обеспечивающих положительную динамику их развития, на основе поэтапных исследований. При отсутствии положительной динамики после выяснения причин и уточнения механизмов нарушения развития детей с согласия родителей переводят в соответствующее учреждение (на основании заключения территориальной ПМПК).
2.5 Взаимодействие специалистов ДОУ
Программа обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе специалистами разного профиля: учитель-логопед, педагог-психолог.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
-комплексность в определении и решении проблем детей, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
-многоаспектный анализ личностного и познавательного развития детей;
Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики, логопедии позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы детей. Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, позволят предоставлять многопрофильную помощь детям и их родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов была выработана следующая система деятельности:
1. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни - в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с заместителем заведующего дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).
3. Совместно идет подготовка к культурно-досуговой деятельности и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные виды деятельности являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с ребенком за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать все специалисты детского сада и воспитатели группы.
2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей воспитанников
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового детей является работа с семьёй.
Цель: Формирование уважительного отношения родителей к детям с ОВЗ, как к человеку с особыми потребностями.
Задачи работы с родителями:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
- Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями через психологические тренинги, консультации, семинары.
Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса. Педагогическим коллективом ДОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с ребенком деятельности, повышение уровня коммуникабельности, как детей, так и родителей.
Формы работы с родителями:
1. проведение консультаций
2. педагогические беседы
3. совместные занятия и развлечения, труд.
4. круглые столы с привлечением специалистов детского сада
(логопеда, медсестры, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей).
5. организация совместных дел.
Методы работы с родителями:
- анкетирование
- посещение семьи
- наблюдение за ребенком
- беседы с родителями
- беседы с детьми
- изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Их воспитательные функции различны, но для развития детей необходимо их взаимодействие. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяют важность взаимодействия семьи и детского сада. Задача педагога - всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Педагог с первых дней знакомства с родителями должен донести до них мысль о том, что источником благополучия детей в семье является любовь к нему родителей.
Известно, что в мире нет двух одинаковых детей. У каждого ребенка есть свои особенности, свои условия жизни, свои сильные и слабые стороны. Поэтому нет универсальных советов и рекомендаций для родителей и педагогов на все случаи жизни, но все же есть общие закономерности психического развития (возрастные особенности). Поэтому необходимо донести вовремя и одновременно до родителей и педагогов эти закономерности.
Для достижения успеха родителям и педагогам необходимо:
осознать, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь детям; с уважением и пониманием относиться друг другу;
помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её;
в родителях и педагогах дети всегда должны видеть людей, готовых оказать им личную поддержку и прийти на помощь;
педагогам – воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;
родителям – внушать детям доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада;
педагогам – учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни детского сада;
родителям и педагогам – проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении ребенка. Учитывать точку зрения самих детей и не игнорировать их чувства и эмоции;
регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
Взаимодействие детского сада и семьи предполагает совместное определение целей, планирование работы, распределение сил и средств, в соответствии с возможностями каждого участника. Система взаимодействия детского сада с семьей позволяет обеспечить педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делая родителей действительно равноценными участниками образовательного процесса.
Цель дошкольного учреждения - оказать профессиональную помощь семье в воспитании детей при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
1.Развитие интересов и потребностей детей;
2.Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
3.Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
4.Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
5.Понимание и принятие индивидуальности детей, доверие и уважение к ним, как к уникальной личности.
3.Организационный раздел
3.1.Организация режима пребывания детей в детском саду
Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с календарным временем посещения круглогодично (кроме праздничных дней). Организация деятельности взрослого и детей по реализации и освоению программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Основу режима дня составляет точно установленный распорядок сна, бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей старшего возраста. Возрастная группа имеет свой режим дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста.
Режим дня
Режимные моменты | Время |
Прием детей | 7.45 – 8.00 |
Самостоятельная игровая деятельность, утренняя гимнастика | 7.45 – 8.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.35 – 8.55 |
Самостоятельная деятельность, подготовка к организованной образовательной деятельности | 8.55 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00 – 9.30 |
Динамическая пауза | 9.30 – 9.40 |
Организованная образовательная деятельность | 9.40 – 10.10 |
Второй завтрак | 10.10 – 10.20 |
Организованная образовательная деятельность | 10.20 – 10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.50 – 12.20 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.20 – 12.30 |
Обед | 12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, гимнастика, самостоятельная деятельность | 15.00 – 15.15 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность | 15.15 – 15.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка. | 15.30 – 16.30 |
Подготовка к уплотненному полднику, уплотненный полдник | 16.30 – 17.00 |
Самостоятельная игровая деятельность | 17.00 – 17.15 |
Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой | 17.15 – 18.15 |
3.2 Особенности организации совместной деятельности в ходе режимных моментов | |
День недели | Формы работы |
1 | 2 |
Понедельник | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Дидактические игры по теме «Я – человек». Ознакомление с новой сюжетно – ролевой игрой. Игры на развитие движений. Продуктивная деятельность. Свободное общение детей со взрослыми. Самостоятельная деятельность. |
Вторник | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Приобщение к изобразительному искусству. Разучивание песен, танцевальных движений. Формирование представлений об этике. Работа по экономическому воспитанию. Свободное общение детей с взрослыми. Самостоятельная деятельность детей. |
Среда | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Познавательно – исследовательская деятельность. Игры на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Сюжетно – ролевые игры. Игры на развитие движений. Свободное общение детей с взрослыми и сверстниками (развитие грамматического строя речи). Продуктивная деятельность детей. |
Четверг | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Индивидуальная работа по конструированию. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Театрализованная деятельность. Сюжетно – ролевые игры. Свободное общение детей с взрослыми (рассматривание иллюстраций, картин). Самостоятельная деятельность детей. |
Пятница | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Хозяйственно – бытовой труд (оказание помощи взрослому и сверстнику). Игровые ситуации. Обучение сюжетно – ролевой игре. Игры на развитие движений. Индивидуальная работа по обучению грамоте. Свободное общение детей с взрослыми. Самостоятельная деятельность детей. |
3.3 Методические пособия.
Для реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы с детьми - ОВЗ организуется развивающая предметно-пространственная среда, которая создаётся в соответствии с определёнными принципами. Она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна:
- кабинет для индивидуальной работы (со специалистами);
- рабочее место для ребенка (стол, стульчик по ростовым показателям);
- материалы для продуктивных видов деятельности (цветная бумага, картон, клей, пальчиковые краски, карандаши, восковые мелки, пластилин и т.д.);
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры и игрушки.
3.4 Используемая литература:
- «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп.- М.Мозаика - Синтез, 2014.- 368 с.
- «Программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОО для детей 5-7 лет / сост. Червякова Н. А., Клименко Е. А., Летуновская Т. А. и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019-112 с.
- Календарное планирование совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет на логопункте ДОО/сост.: Червякова Н.А., Клименко Е.А., Летуновская Т.А. и др.- СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018. -240 с.
- Уроки логопеда: исправление нарушений реи/ Н.С.Жукова; ил. Евгении Нитылкиной.- М.: Эксмо, 2011.- 120 с.: ил.
- Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах: Книга 1.От буквы к слову /Е.В.Новикова. – 3-е изд., испр.и доп. – М.Издательство Гном, 2017. -128с.
3.6 Кадровое обеспечение
Ф.И.О. | Должность | Квалификация |
Вахитова М.Ф. | Учитель- логопед | |
Ахиярова Р.М. | Воспитатель | Высшая категория |
Самигуллина Г.Р. | Воспитатель | Первая категория |
Нигматуллина З.И. | Инструктор по физической культуре | Первая категория |
Сорокина О.А. | Музыкальный руководитель | Высшая категория |
Байрамшина З.А. | Медсестра | Высшая категория |
Саяпова И.Т. | Медсестра |
Приложение
Перспективное планирование воспитательно – образовательной деятельности
месяц | Индивидуальная работа | Задачи |
Сентябрь | Речевые д/игры «Закончи слово», «Поймай звук», «Веселый поезд» Графические диктанты, ориентировка по клеточкам | - развитие артикуляционной моторики - формирование ритмико – слоговой структуры слова, лексико – грамматических средств языка. развивать графомоторные навыки |
Октябрь | Работа с картинками устанавливать последовательность по серии картин, составлять рассказ, (по тематике недель) раскрашивание, дорисовывание,штриховка, аппликация, работа с пластилином и т.д. Д/игра «Слепой лабиринт» | развивать мышление, память, внимание; совершенствовать умение свободно использовать различные приемы усвоенные ранее в продуктивных видах деятельности (вырезание, дорисовывание, раскрашивание и.т.д); закрепить умение ориентироваться на ограниченной территории, развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами. |
Ноябрь | Проговаривание и заучивание поговорок, чистоговорок и т.д Копирование заданного образца(работа в тетрадях) Графические диктанты, ориентировка по клеточкам Игра «Шнурочки» | Развивать интерес к художественной литературе, пополнять словарный запас, развивать фонематический слух. развивать мышление, память, внимание. Развивать графомоторные навыки. Развивать мелкую моторику рук |
Декабрь | Речевые игры «Назови больше качеств», «Как сказать иначе», «Чем похожи (не похожи) предметы» Графические диктанты, ориентировка по клеточкам | Упражнения на активизацию словаря и разнообразных грамматических форм; Развивать графомоторные навыки. |
Январь | Речевые игры: «Скажи (произнеси)любое слово», «Назови слово, которое обозначает предмет, действие, цвет и т.д» Работа с картинками устанавливать последовательность по серии картин, составлять рассказ, (по тематике недель) | Развивать фонематический слух и связную речь. Развивать мышление, память, внимание. |
Февраль | Проговаривание и заучивание поговорок, чистоговорок и т.д Копирование заданного образца(работа в тетрадях) Графические диктанты, ориентировка по клеточкам Игра «Шнурочки» | Развивать интерес к художественной литературе, пополнять словарный запас, развивать фонематический слух. Развивать мышление, память, внимание. Развивать графомоторные навыки. Развивать мелкую моторику рук |
Март | Игра «Поймай звук», «Назови лишний слог», «Определи место звука»(по карточкам), «Будь внимателен» Проговаривание и заучивание поговорок, чистоговорок и т.д | Закреплять правильное произношение звуков в словах, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов. Развивать интерес к художественной литературе, пополнять словарный запас, развивать фонематический слух. |
Апрель | Речевые игры: «Скажи(произнеси)любое слово», «Назови слово, которое обозначает предмет, действие, цвет и т.д» Работа с картинками устанавливать последовательность по серии картин, составлять рассказ, (по тематике недель) | Развивать фонематический слух и связную речь. Развивать мышление, память, внимание. |
Май | Закрепление пройденного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...