«Влияние родительской позиции на формирование личности ребенка».
статья по коррекционной педагогике
Родительская позиция влияет на осуществление воспитательной функции, формирование определенного стиля или типа воспитания и отношения к детям, выполняет регулятивную функцию в семейном воспитании, определяя отношение к детям, поведение родителей, тактику и характер воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Влияние родительской позиции на формирование личности ребенка». | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Фёдорова Юлия Игоревна,
Воспитатель
ГБДОУ №70
Невского района г.Санкт – Петербурга
«Влияние родительской позиции на формирование личности ребенка».
Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания – изучение воспитательных родительских установок и позиций. Во многих исследованиях отмечается, что воспитательная родительская позиция является одним из важнейших факторов, формирующих личность ребенка.
Родительская позиция рассматривается не столько с точки зрения функций, выполняемых родителями, столько с точки зрения принятия мужчиной и женщиной новых социальных ролей – отца и матери. Если эти роли не приняты, то выполнение неизбежных родительских функций вызывает раздражение или апатию, что негативно сказывается на состоянии и развитии ребенка (Захарова Е.И., Строгалина А.И.).
Родительская позиция рассматривается как структурно сложное образование, включающее в себя поведенческий, эмоциональный, когнитивный аспекты, которые опосредованы субъективными и объективными факторами.
Эмоциональный аспект родительской позиции характеризуется родительскими чувствами, эмоциональным фоном в общении с ребенком, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позиций и относительно взаимодействия родители – дети. По степени выраженности эмоционального отношения к детям выделяются следующие полярные родительские позиции: позиция по типу любви и принятия; по типу неприятия, отвержения ребенка; по типу чрезмерной опеки; по типу излишней требовательности. В этой классификации представлены два крайних типа позиций, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.
Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный образ ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентности ребенка и его поведения. Ожидания представляют собой образы, регулирующие родительское поведение и определяющие тактику и характер воспитания. Можно выделить глобальный и дифференцированный образ ребенка. Глобальный образ ребенка характеризует черты ребенка данного возраста, представляя собой своеобразный психологический его портрет «глазами родителя». Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповторимость и уникальность.
Мера адекватности представлений родителей о ребенке (полное и объективное знание психологических особенностей ребенка, учет его интересов, склонностей и своеобразия индивидуального развития ребенка) зависит от степени психолого-педагогической компетентности и воспитательного опыта родителя.
Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на реализацию процесса воспитания в семье, от степени адекватности которого зависит: создание зоны ближайшего развития и организация сотрудничества в ее пределах; моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданными образцами и моделями: регуляция его поведения; посредством поощрения или наказания; осуществление коррекции поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывается основа для формирования заданных в образе качеств и свойств.
Поведенческий компонент заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку. Представления о ребенке и отношение к нему родителей являются внутренней основой типа воспитания реализуемого в конкретных формах воспитательного воздействия и формы общения с детьми (поведенческий аспект).
В специальных исследованиях сделана попытка выделить и охарактеризовать оптимальные и неоптимальные родительские позиции, а также определить влияние родительской позиции на развитие и поведение ребенка.
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности (А.С. Спиваковская).
Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его духовном мире изменения. Адекватность проявляется в балансе необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных стадиях развития.
Гибкость родительской позиции характеризуется способностью изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Гибкость может проявляться: а) в изменяемости-статичности «портрета» ребенка; б) в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка; в) в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, сменой условий взаимодействия.
Прогностичность родительской позиции рассматривается как способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способности к построению «опережающего» взаимодействия с ним, способствующего появлению новых психических и личностных качеств у детей. Только на основе прогностичной родительской позиции можно создать зону ближайшего развития для ребенка и установить оптимальную дистанцию в общении с ним.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.
При условии дисгармоничного (неадекватного) воспитания дети испытывают в семье состояние депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность существенных потребностей, прежде всего, в безопасности, любви, в контактах с окружающими, в самоутверждении, самореализации. Соответственно, в семьях с неадекватным типом воспитания отмечается отсутствие или недостаточность таких внутрисемейных условий, гармоничное воздействие которых обеспечивает оптимальное развитие ребенка, формирование положительные нравственных качеств, социально-одобряемых моделей поведения.
Таким образом, родительская позиция влияет на осуществление воспитательной функции, формирование определенного стиля или типа воспитания и отношения к детям, выполняет регулятивную функцию в семейном воспитании, определяя отношение к детям, поведение родителей, тактику и характер воспитания.
Литература:
А.А. Бодалев. Семья и формирование личности — М., 1981.
В.Я. Титаренко Семья и формирование личности. — М., 1987.
Калинина P.P., Санева Р.И. Диагностика родительской позиции // Сборник научных статей преподавателей Псковского Вольного института. — Псков, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание с элементами тренинга "Влияние родительских директив на формирование личности ребенка"
В ходе родительского собрания дается понятие директив, их внешнее выражение и глубинный смысл, а также освещается негативное влияние родительской директивы.В ходе мини-тренинга родители, проигрывая пр...
Влияние родительских установок на формирование личности ребенка
Консультация для родителей. Составитель: Морозова Н.К....
Влияние родительских установок на формирование личности ребенка
в этой статье подробно описано, какие типичные ошибки совершают родители и как эти ошибки исправить...
Сценарий родительского собрания "Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка"
Ход проведения родительского собрания...
статья " Влияние "родительских установок" на формирование личности ребенка
В данной статье описывается какое деструктивное влияние может оказать ближайшее окружение ( родители, бабушки и дедушки, детский сад и школа) на формирование личности ребенка....
Консультации для родителей Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка.
Для начала, важно осознать, что каждый человек имеет свои установки, которые формируются под влиянием различных факторов, таких как опыт, образование, культура и другие. Родители передают свои установ...