Развитие мнестических способностей у детей с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике
Развитие мнестических способностей у детей с задержкой психического развития.
В данной статье предложены основные приёмы помогающие развить память у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мнестических способностей у детей с задержкой психического развития.
Особая актуальность изучения памяти детей с задержкой психического развития связана с тем, что именно недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Память – удивительное свойство человеческого разума. Наши переживания, впечатления, движения, наши знания не исчезают бесследно, а сохраняются в нашей памяти. Именно благодаря памяти человек может накапливать и использовать впоследствии личный жизненный опыт. Память является своеобразным мостом между нашим прошлым и нашим будущим. Она закодирована в миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в триллионах связей между ними. Память – одна из самых уязвимых способностей человека, её многообразные нарушения весьма распространены.
Комплексное изучение клинических, психологических особенностей детей с ЗПР и их потенциальных возможностей (М. С. Певзнер, Т.А. Власова, К. С. Лебединская, Р. И. Мачинская, М. И. Фишман, У.В. Ульянкова и др.) показала, что у детей с ЗПР практически все нейропсихологические показатели ниже аналогичных показателей здоровых детей. В наибольшей степени при этом отличаются показатели памяти (зрительной и слуховой). А память, по Л. С. Выгодскому в младшем школьном возрасте является одной из ведущих психических функций, так как играет существенную роль в формировании мышления, речи, общей регуляции деятельности. Несформированность мнестических процессов является одной из расспространнёных причин школьной неуспеваемости детей.
Целью настоящей работы явилось изучение мнестических способностей детей старшего возраста с ЗПР и их изменений происходящих в результате коррекционного воздействия.
Для всех форм задержки психического развития характерна одна общая особенность – это неумение детей с задержкой психического развития рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, а также применять различные мнемотехнические приёмы. Поэтому главной задачей психокоррекционной работы с детьми с ЗПР является формирование у них специальных приёмов запоминания, то есть развитие логической памяти. Традиционно различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую, логическую. Однако выделить эти виды памяти в чистом виде довольно сложно и возможно только в экспериментальных условиях. В учебной деятельности эти формы памяти выступают в единстве или в определённых сочетаниях, например:
а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывания с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти);
б) слуховая память – для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания; написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т.п.;
в) логическая память – для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.
Считается, что 5-й год жизни является в среднем началом периода более или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.
К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование — у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушится лавина сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.
Опыты Эббингауза показали, что через полчаса после механического
ются картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе с ребенком определяются и называются обобщающими словами имеющиеся группы картинок, и малыш их запоминает. После этого убираются 2-3 картинки одной группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были картинки. На этом этапе ребенок учится непосредственно перед запоминанием картинок проводить их группировку. Правда, пока с вашей помощью. ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других. |
Исследование показателей произвольного внимания и работоспособности позволило установить, что при усложнении задания у детей с ЗПР повышается количество ошибок и время, затрачиваемое на его выполнение, снижается темп выполнения задания и ограничены творческие возможности ребёнка, что ведет к низкой концентрации внимания, работоспособности детей и быстрой утомляемости. Эти факты могут свидетельствовать о качественном изменении динамики произвольного запоминания у детей с ЗПР, связанном, по–видимому, с недостаточным развитием функции лобных ассоциативных структур мозга.
Основной целью третьего этапа работы стала оценка эффективности коррекционно-развивающей работы. Из результатов диагностики следует, что замедленный темп усвоения, непрочность сохранения, неточность воспроизведения и малый объем памяти действительно являются неизменными, “ядерными” характеристиками памяти детей с ЗПР. Вместе с тем, дети при запоминании и воспроизведении материала стали использовать мнемический приём пиктограммы, опосредованного запоминания, смыслового соотнесения, смысловой группировки материала и классификации. Это значительно сказалось на повышении эффективности функционирования памяти: увеличился объем памяти; изменился качественный состав ошибок, которые стали носить преимущественно семантический характер; расширился спектр возможностей детей в семантической организации материала. Результаты показали, что высшие формы памяти дошкольников весьма восприимчивы к коррекционному воздействию. Но выбираемые детьми графические знаки отличаются конкретностью, устанавливаемые связи - ситуативностью, шаблонностью и максимальной приближенностью к жизненному опыту детей. Кроме того, дети используют усвоенный прием лишь тогда, когда ситуация эксперимента хотя бы отдаленно напоминает ситуацию обучающего эксперимента.
Анализ результатов диагностики с очевидностью доказывает тот факт, что в результате коррекционно-развивающей работы мнемическая деятельность детей стала более произвольна, контролируема и регулируема, увеличилась заинтересованность детей не только результатом, но и операционно-технической стороной деятельности, что невозможно в условиях спонтанного обучения.
Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать её продуктивность. Она обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов
Р В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...
Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. ...
Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития"
В презентации раскрыты особенности эмоционального развития детей и использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы....
Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».
Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...
Применение интерактивных дидактических игр, как средство развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития
На каждой ступени развития общества в условиях социальных, экономических и политических перемен становится важным, каким образом происходит обучение и воспитание детей в образовательном процессе. В на...
Интерактивные дидактические игры для развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития
Интерактивная дидактическая игра – это современный метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве....
Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) имеют особые потребности в обучении и развитии. Одной из важных составляющих их развития является развитие творческих способностей. В данной статье рассмот...