"Волшебные пальчики"
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Павловская Татьяна Гранитовна

 Проект "Развитие мелкой моторики  и графомоторных навыков у детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья"

Актуальность работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей  дошкольного возраста  определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki_proekt.docx50.41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 2»

(КГКУ Детский дом 2)

г. Хабаровск,   Стрельникова, 13-А      тел:   22-60-34,   22-60-94 Факс:    22-60-34

Развитие мелкой моторики  и графомоторных навыков у детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Разработала воспитатель:  

Павловская Т.Г

Хабаровск, 2019-2020 уч.г.

Актуальность

          Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс

речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в

тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

         Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной

работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим

недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных

навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений,

нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой

моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают

неловкими, несогласованными.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей  дошкольного возраста  определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка  потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.

Цель проекта:

Формирование и развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей

дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи

 

   Задачи проекта:

  • Выявить у детей уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков.
  • Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; умение владеть ими,   используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах).
  • Развивать мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность,   скоординированность движений рук.
  • Формировать зрительно-моторную координацию.
  • Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
  • Раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не выходя за

контур.

  • Продолжать формировать умения детей пользоваться всеми видами

застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).

  • Продолжать учить детей штриховать простые предметы в разном

направлении (слева направо, вверх-вниз).

Тип  проекта – среднестрочный (1 год)

         Вид проекта: групповой, практико-ориентированный

         Участники проекта: Дети, воспитатели.

         Возраст детей: 5-7 лет

Прогнозируемый результат:

  • застегивать и расстегивать пуговицы; владеть навыками шнуровки;
  • штриховать простые предметы в разном направлении;
  • обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением;
  • ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии;
  • ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рисунок на листе;
  • раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не выходя за контур;
  • развитие  психических функций -  мышление, память, внимание, речь;

Принципы реализации проекта:

  1. Доступность – учет возрастных особенностей детей группы, адаптированность материала к возрасту;
  2. Систематичность и последовательность постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных графических навыков;
  3. Дифференциация – организация работы по каналу восприятия, уровня общего развития и продвижения.
  4. Динамичность – интеграция образовательных областей;

 Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

  • Подбор диагностического материала;
  • Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
  • Создание предметно-развивающей среды;
  • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
  • Изучение методической литературы по теме «Развитие графических навыков»;

 

Основной этап:.

  1. Игры и упражнения на развитие ручной умелости и мелкой моторики:
  • Пальчиковые игры со стихами;
  • Физкультминутки - стихи с движениями;
  • шнуровка различными способами: дорожка и через край.
  • игра «Собери бусы»
  1. Для развития пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации:
  • ориентировка на листе бумаги: игра «Муха», «Полетаем по клеточкам».

Цель: развивать и закреплять пространственные понятия и отношения «справа, слева, вверх, вниз, между, посередине, верхний( нижний) левый, правый угол, по диагонали.

Развивать умение точно выполнять учебную задачу, удерживать внимание детей.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (подготовка к слуховому  диктанту).

  1. Развивающие игры, способствующие развитию мелкой моторики, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования: палочки Кьюзенера, блоки Дьешена, танграм, «Сложи узор». Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
  2. Практическая часть:
  • учимся видеть клеточку (простые задания по образцу воспитателя);
  • обведи рисунки по точкам и раскрась их (В.Г. Дмитриева «Прописи для дошколят в картинках по клеткам и точкам»)
  • обведи по шаблону, заштрихуй;
  • раскрась рисунок мелками, не выходя за форму (групповые      раскраски на каждого ребенка);
  • «Рисуем по точкам».

Заключительный этап

Цель: диагностика уровня развития мелкой моторики и графического навыка у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на выходе из программы.

Задачи:

  • диагностика уровня развития мелкой моторики и графического навыка у детей на выходе из программы;
  • провести анализ работы, внесение корректив в программу;
  • обобщить опыт работы по развитию мелкой моторики и графического навыка у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Методические ресурсы:

  • диагностический материал;
  • конспекты занятий, семинаров, развлечений;
  • речевые игры и упражнения;
  • картотека дидактических, коррекционно-развивающих, пальчиковых игр и упражнений, физкультминуток.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бот, О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 1982.
  2. Гаврина, С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. Шевченко, С.Г.  – М.: АРКТИ, 2001.
  4. Екжанова, Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Издательство «Просвещение», 2003.
  5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. М.: Владос, 2005. — 111 с.
  6. Уромова С.Е. знакомимся с линией. Формирование графических навыков у дошкольников. Издательство: Каро, 2006 г.
  7. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород, 1995.
  8. Школа умелого Карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5 -7 лет с речевыми нарушениями / И.А. Подрезова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

Приложение

Нетрадиционные игры и упражнения

Игры и упражнения со стеклянными камушками «Марблс»

Цель: развитие тактильных ощущений, умение ориентироваться на плоскости, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Пальчиковые шаги»

Цель: развитие координации движений кистей и пальцев рук.

Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Этапы работы.

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение.

Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу.

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками.

Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинать работу следует с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:
указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.
Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук.

Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»).

Традиционные игры и упражнения

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

Цель: развитие силы пальцев, быстроты  и ритмичности их движений.

  • Противопоставление пальцев.
  • Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
  • Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
  • Отведение — приведение пальцев.
  • Сжимание ластика разными пальцами.
  • Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
  • Перекладывание мячей разного диаметра.
  • Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.
  • Перекатывание в пальцах карандаша.
  • Передача пальцами теннисного шарика.

Упражнения по штриховке по контуру, обводка.

Цель: развитие зрительно-моторных координаций.

Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию общеучебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.

  • Рисование узоров, раскрашивание, штриховка, обводка по точкам и т.п.
  • Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование по шаблонам.

Практический, наглядный  материал представлен в  Приложении 3.

Игры с пальчиками с речевым сопровождением

Цель: развитие движения руки, снятие мышечного напряжения в кисти, развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.

Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики «здороваются», т.е. последовательно соединяются с большим пальцем в кольцо. Здесь использую два варианта: пальцы можно соединять в прямом и обратном порядке, можно чередовать.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

  • начинать с ведущей руки;
  • затем подключается другая рука;
  • обе руки одновременно;
  • упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: развитие движений пальцев рук, снятие мышечного напряжения, подготовка мелкой мускулатуры руки к письму.

Данный вид задания  рекомендуется детям, у которых повышен  мышечный тонус мелкой мускулатуры. Такие дети обычно отличаются сильным нажимом при письме, и, как следствие, быстрая мышечная утомляемость, низкая скорость письма.      

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мышечной активности и поддержание тонуса мышц участвующих в акте письма, развитие подвижности и гибкости кистей рук.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Упражнения на составление фигурок из счетных палочек или спичек

Цель: развитие мелкой моторики, пространственная ориентировка, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации. 

Дети выкладывают на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик.

Упражнение «Нитяные узоры»

Цель: развитие тонких координированных движений пальцев рук, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, навыков самоконтроля, развитие произвольного внимания, умения работать сосредоточенно  и  аккуратно.

Для работы берутся  толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Используются  карточки-образцы, дети выполняют задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.

Примерные образцы нитяных узоров приведены в Приложении 8.

Упражнение «Графические навыки»

Цель: формирование и развитие графомоторных навыков.

Данный вид работы  можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Ориентировка на плоскости.

Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

2-й этап. Ребенок работает на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти.

На этом этапе предлагается знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет – это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Детям предлагается обвести по контуру предложенный рисунок. Необходимо научить дошкольников рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:

  • не заходить за контур;
  • не оставлять пробелов;
  • выполнять движение в одной плоскости.

Различные виды копирования (через копирку, точкам и т.д.) представлены в Приложении 9.

3-й этап. Работа в тетради.

На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка), учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец. Затем предлагается самостоятельно закончить начатый педагогом узор, либо образец дается на карточке.

4-й этап. Написание  графических диктантов. Работа в тетради, где ребята уже пишут графические диктанты представлена в Приложении 10.

Так же используются разнообразные игры:

  • игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
  • игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".

ЗадачиРисование§  Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§  Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...

"Волшебные пальчики". Ким Е.А.

Предлагаю вниманию коллег картотеку пальчиковых игр, которую разработала сама и очень часто использую в своей работе. Данные игры можно использовать с детьми разных возрастов для развития мелкой мотор...

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

Занятие в старшей группе "Волшебные пальчики"

Занятие направленное на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, двигательной координации....

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Консультация для родителей "Волшебные пальчики"

Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста...

МАСТЕР КЛАСС "ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ"

МЕТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК...