Коррекционные технологии в воспитательно – образовательном процессе: психогимнастика Е.А. Пожиленко
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лопатина Елена Николаевна

Одна из задач ДУ – сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе психического. Психическое здоровье – это благополучие в эмоционально-личностной и познавательной сфере.

Наиболее доступным методом психопрофилактики и коррекции в работе педагогов дошкольных учреждений   с детьми является психогимнастика, т.к. в её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Данный термин попал в педагогику благодаря И.М. Чистяковой и её книге «Психогимнастика». Психогимнастика трактуется там как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)».

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение детей азбуке выражения основных эмоций (интереса, радости, удивления, грусти, гнева, страха), некоторых эмоционально окрашенных чувств (чувства вины, стыда, презрения, сострадания, пр.) и черт характера, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность, пр.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ       АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЛУКОМОРЬЕ»

(МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД№ 6 «ЛУКОМОРЬЕ»)

Коррекционные технологии в

воспитательно – образовательном процессе:
психогимнастика  Е.А. Пожиленко.

Подготовила

педагог-психолог

Лопатина Е.Н.

Одна из задач ДУ – сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе психического. Психическое здоровье – это благополучие в эмоционально-личностной и познавательной сфере.

Наиболее доступный метод психопрофилактики и коррекции в работе педагогов дошкольных учреждений   детьми – психогимнастика, т.к. в её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Данный термин попал в педагогику благодаря И.М. Чистяковой и её книге «Психогимнастика». Психогимнастика трактуется там как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)».

ЦЕЛЬ ПСИХОГИМНАСТИКИ:

  • выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
  • выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности.
  • гармонизация личности ребенка (преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения, раскрепощения детей, проявления своего «я», развития воображения, преодоления двигательной неловкости);
  • коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка (агрессивность, страх, чрезмерная утомляемость, непоседливость, вспыльчивость, застенчивость);
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

        Все упражнения психогимнастики проводятся только на воображаемом материале (используя мимику, жесты, движения), поэтому использование реальных атрибутов крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру, которая лишь должна лежать в ее основе.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение детей азбуке выражения основных эмоций (интереса, радости, удивления, грусти, гнева, страха), некоторых эмоционально окрашенных чувств (чувства вины, стыда, презрения, сострадания, пр.) и черт характера, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность, пр.) Используя различные этюды и игры, детей учат выражать эмоциональные состояния и чувства при помощи мимики (выразительные движения мышц лица), пантомимики (выразительные движения всего тела), вокальной мимики (выразительные свойства речи).

Обучение выразительным движениям заслуживает пристального внимания ещё и потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимики, жестов, речи затрудняет общение с окружающими.

В психогимнастике активно используются упражнения на чередование и сравнение противоположных по характеру движений:

  • напряжённых – расслабленных,
  • резких – плавных,
  • частых – медленных,
  • вращений тела и прыжков,
  • свободного передвижения в пространстве  

и столкновения с предметами, замирания.

Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребёнка, улучшается его настроение.

Для обучения навыкам саморасслабления в психогимнастике используется детский вариант психомышечной тренировки, предполагающий последовательное расслабление мышц рук, ног, туловища, шеи и лица. Расслабляющие упражнения способствуют сбросу эмоционального напряжения у детей, накапливающегося в течение дня.

Занятия по психогимнастике в первую очередь показаны детям, у которых присутствует чрезмерная утомляемость, непоседливость; вспыльчивость, застенчивость.

Как же может педагог использовать психогимнастику в своей работе?

Прежде всего, психогимнастику хорошо проводить во время физкультминуток на занятиях. Это поможет детям не только отдохнуть, но и настроиться на дальнейшую работу.

Также психогимнастику рекомендуется проводить утром, когда дети только пришли в детский сад.  Упражнения помогут настроить детей на позитивный лад, доброжелательное отношение друг к другу.

Для проведения психогимнастики можно использовать:

  • Этюды на имитацию различных природных явлений.

Например, воспитатель называет разные явления природы (ветер, дождь, листопад, снегопад и др.), а дети показывают их при помощи жестов и движений. Затем по предварительной договорённости с педагогом, один из детей показывает какие-либо явления природы, а остальные отгадывают.

  • Этюды на имитацию эмоциональных состояний (страх, гнев, робость).

Например: «Робкий ребенок».

Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

 В детский сад пришел молчок -

 Очень робкий новичок.

 Он сначала был не смел,

 С нами песенок не пел.

 А потом, глядим, привык:

 Словно зайка - скок да прыг.

 До чего же осмелел:

 Даже песенку запел.

 Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле (этюд "Робкий ребенок"), затем согласно тексту, преображается в смелого: прыгает вокруг стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку (этюд "Смелый ребенок").

  • Этюды на выражение эмоции страха полезны детям, имеющим различные опасения.

Например, «Ребёнка просят, к примеру, изобразить мальчика, который боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания. Во время этюда звучит тревожная музыка».

  • Этюды на выражение упрямства используют для коррекции данного вида поведения у детей.

Например: Мама-кошка зовёт своих котят с прогулки домой. Один котёнок заупрямился. Никак не хочет возвращаться. Он упал на пол, задрыгал лапками и закричал: «Не хочу, не буду! Не пойду домой!» Дети изображают упрямого котёнка. Затем рассуждают, красивый ли был котёнок, когда заупрямился; приятно ли на него смотреть; почему он не хотел идти домой. Потом говорят котёнку: «Какой ты некрасивый, когда упрямишься! Не хотим с тобой дружить!» (в парах со сменой ролей) Наконец, изображают, как котёнок, поняв, что упрямиться плохо, пошёл домой. А там его встретила мама-кошка.

  • Упражнения на чередование противоположных по характеру движений (психомышечная тренировка показана детям с гиперактивностью, невротическими проявлениями).

Например: Детям говорят: Представьте, что мы гуляем по лесу. Кар-кар-кар! Прилетела любопытная ворона, села на ветку дерева и смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное. Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните то в одну сторону, то в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена. Смотрите с любопытством: что же там интересного? ... Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке. Уронила голову на грудь, голова болтается на шейке, как на ниточке. Шея расслаблена, голова тяжёлая, никак её не поднять.

  • Этюды на развитие внимания (рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, страхами).

Например: «Что слышно?»

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

  • Этюды на психомышечную тренировку без фиксации внимания на дыхании.

Например: Игра "Холодно - жарко" (на напряжение и расслабление мышц туловища). Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-3 раза.

  • Этюды на психомышечную тренировку с фиксацией внимания на дыхании.

Например: «На берегу моря».

Дети играют на берегу моря. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивая песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигатель тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза.

  • Этюды на выражение вины и стыда.

Например: «Провинившийся». Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Выразительные движения: Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

  • Этюды на выражение гнева.

Например: «Гневная Гиена».

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит а ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

«Я страшная Гиена, Я гневная Гиена, От гнева на моих губах Всегда вскипает пена». Выразительные движения: Усиленная жестикуляция. Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

  • Этюды на выражение отвращения и презрения.

Например: «Соленый чай».

Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! Выразительные движения: Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен - ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

  • Этюды на выражение страха.

Например: «Лисенок боится». Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

  • Этюды на отображение положительных черт характера.

Например: «Смелый заяц».

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк. Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.

  • Этюды на выражение удивления.

Например: «Удивление». Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век" приподняты.

  • Этюды на преодоление двигательного автоматизма (для гипер- и гипоактивных детей, а также тем, у кого снижены внимание и память). 

Например, игра «Противоположные движения». Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает.

  • Этюды на имитацию поведения животных, людей, сказочных персонажей.

Например,  игра – имитация «Обезьянки».

Воспитатель предлагает двум детям (по желанию) выйти перед группой. Одному из них предлагает показать какую-нибудь позу и вернуться в и. п. другой ребёнок вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.

  • Этюды направленные на профилактику и снятие тревожного состояния.

Например: упражнение "Конкурс хвастунов". Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: "Лена - очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется" и т. п.».

  • Этюды на выражение упрямства используют для коррекции данного вида поведения у детей.

Например: «Мама-кошка зовёт своих котят с прогулки домой. Один котёнок заупрямился. Никак не хочет возвращаться. Он упал на пол, задрыгал лапками и закричал: «Не хочу, не буду! Не пойду домой!» Дети изображают упрямого котёнка. Затем рассуждают, красивый ли был котёнок, когда заупрямился; приятно ли на него смотреть; почему он не хотел идти домой. Потом говорят котёнку: «Какой ты некрасивый, когда упрямишься! Не хотим с тобой дружить!» (в парах со сменой ролей) Наконец, изображают, как котёнок, поняв, что упрямиться плохо, пошёл домой. А там его встретила мама-кошка.»

  • Сочинительство. Начинается со слов: «Жила была девочка (мальчик) похожая (ий) на тебя…».

В НОД, проводимой воспитателем, также могут включатся элементы психогимнастики в качестве организационного момента, физминутки или для «оживления» материала.

  • При ознакомлении со сказкой «Машенька и медведь» детей просят: «Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев его. Как обрадовались возвращению Машеньки её родители».
  • При изучении овощей на занятии познавательного цикла или художественно-продуктивном детям можно предложить упражнение «Семена». «Я вас превращаю в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки – растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение… Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол… Полил дождик, ожили растения, снова потянулись к солнышку».
  • Изучая на математике число 10, можно разыграть по ролям стихотворение.

Цифры все хоть что-то значат,
Только Ноль несчастный плачет –
Он не значит ничего,
Будто бы и нет его.
Девять с ним дружить не хочет,
Восемь голову морочит,
Семь, Шесть, Пять смеются вслед,
И Четверке дела нет.
Стали Три и Два дразниться.
И пошел Ноль к Единице.

Позади нее он встал
И ничем быть перестал.

А с Нулем и Единица
Сразу в Десять превратится.
Прекратили цифры смех,
Ведь Десятка больше всех!
Вот она сидит на троне
В новой золотой короне,
Даже гордой Девяти
В свиту к ней пришлось пойти

Занятие может включать такие вспомогательные средства, как рисование, музыка, сочинение историй, игры с пиктограммами (схематичные изображения эмоций).

Актуально использование психогимнастики в работе с детьми с нарушениями речи, поскольку общее недоразвитие речи часто бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности.

Учитель-логопед может использовать:

  • психогимнастические этюды в организационный момент на занятиях:

Например: «В начале занятия на тему «Звуки н, н׳ и буква Н» детям показывают иллюстрацию к сказке «Три поросёнка», просят вспомнить, как их звали (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф). Затем предлагают: «Изобразите сердитого волка. А сейчас изобразите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. Теперь изобразите смелых поросят; радостных поросят.»

  • этюды, игры и упражнения для работы над мимикой и голосом:

На занятии по теме «Звуки п, п׳ и буква П» детям читают потешку:

Говорит попугай попугаю:

- Попугай, попугай, я тебя попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

- Не пугай, не пугай, не пугай!

Дети изображают в парах или по подгруппам сердитого и испуганного попугая.

  • игры, упражнения в структуре занятия в качестве физминутки:

На занятии «Звуки л, л׳ и букваЛ» детям читают стихотворение:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

Не менее важно использовать психогимнастику в работе с практически здоровыми детьми. В данном случае проведение психогимнастических этюдов, игр и упражнений носит психопрофилактический характер. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается разрядка эмоций. Кроме того, у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, доброта, смелость).

Данную технологию можно активно применять на музыкальных и физкультурных занятиях:

  • Прежде всего, участвуя в различных театрализованных представлениях, дети непосредственно работают над выразительными движениями. Исполнение определённых ролей может, в том числе, оказывать корректирующее воздействие на ребёнка с той или иной проблемой. Например, роль храброго героя будет полезна неуверенному в себе малышу.
  • подвижные игры, включающие мимические и пантомимические движения. Пример - игра «Зайцы в огороде». Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а ведущий (взрослый или ребёнок) – хозяйку.

- Зайки, где вы пропадали?

- Мы в капусте отдыхали. (трясутся от страха)

- А капусту вы не ели?

- Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать!

- Так попробуй нас догнать!

  • игры со сменой характера движений. Пример – игра «Тихо, куколка». Дети спокойно качают куколку, либо прыгают с ней в соответствии с текстом песни и характером музыки.

Тихо, куколка, сиди,

Мою маму не буди.

Прыгай, кукла, веселей!

Буди маму поскорей!

  • После интенсивной физической нагрузки могут вводится расслабляющие упражнения. Например, «Спящий котёнок». Дети исполняют роль котят, которые ложатся на коврик и засыпают. У котят мерно поднимаются и опускаются животики. Этюд сопровождается колыбельной музыкой.

Психогимнастику применяют неоднократно в течение дня для сброса эмоционального напряжения. Время для неё в режиме дня определяет педагог. Это могут быть утренние часы, время прогулки, вторая половина дня, если речь идёт о подвижных играх с мимическими и пантомимическими движениями. Расслабляющие упражнения проводят после дневной прогулки, перед сном и в другое время, когда дети перевозбуждены.

Несомненна роль психогимнастики в поддержании и улучшении эмоционального и физического самочувствия педагогов.

  • Для снятия психологических барьеров, эмоциональной разрядки, а также для решения определённых развивающих и обучающих задач, разыгрывают различные этюды на педагогическую тематику.

Например, упр. «Общая мимическая реакция»: Представьте, что вы заведующая детским садом. Сидите у себя в кабинете и готовите выступление на педсовете. Открывается дверь, и заходит воспитатель. Вы смотрите на него:

А) требовательно: «Быстрее говорите, что случилось»;

Б) удивлённо: «Не ожидала Вас сегодня увидеть»;

В) с досадой: «Отвлекаете»;

Г) спрашивая: «Что-нибудь случилось?»;

Д) укоризненно: «Мешаете работать»;

Е) радостно: «Наконец-то, я вас заждалась!»

  • Для снятия напряжения в течение дня можно использовать следующее упражнение: Вспомните историю барона Мюнхгаузена, когда он, попав в болото, пытался вытянуть себя за волосы. Мы же попробуем вытянуть себя из болота негативных эмоций при помощи стула.

Сядьте на стуле в удобной позе так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул двумя руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом – оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте. Затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторив это упражнение несколько раз, вы почувствуете, как отступают волнение и возбуждение.

Таким образом, психогимнастика является весьма доступным методом  в оздоровительной и коррекционной работе с детьми  системе в ДУ. Психогимнастические игры, этюды и упражнения применимы в любых видах деятельности. Их использование в профилактических целях не требует специальной подготовки. Используя фантазию, воображение, педагоги, родители и дети могут участвовать в создании новых образов для выразительных движений.

Литература:

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Владос, 1999

Чистякова И.М. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЛУКОМОРЬЕ» (МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД№ 6 «ЛУКОМОРЬЕ») Коррекционные технологии в воспитательно – образовательном процессе: психогимнастика Е.А. Пожиленко . Подготовила: педагог-психолог Лопатина Е.Н.

Слайд 2

Данный термин попал в педагогику благодаря И.М. Чистяковой и её книге « Психогимнастика ». Психогимнастика - « курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)».

Слайд 3

ЦЕЛЬ ПСИХОГИМНАСТИКИ: выразительное изображение отдельных эмоциональ­ных состояний, связанных с переживанием телесного и пси­хического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, от­вращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоцио­нально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уве­ренность и др.). Дети знакомятся с элементами выразитель­ных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их соци­альной компетентности. гармонизация личности ребенка (преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения, раскрепощения детей, проявления своего «я», развития воображения, преодоления двигательной неловкости); коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка (агрессивность, страх, чрезмерная утомляемость, непоседливость, вспыльчивость, застенчивость); Снятие психоэмоционального напряжения . Все упражнения психогимнастики проводятся только на воображаемом материале (используя мимику, жесты, движения), поэтому использование реальных атрибутов крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру, которая лишь должна лежать в ее основе.

Слайд 4

В психогимнастике активно используются упражнения на чередование и сравнение противоположных по характеру движений: напряжённых – расслабленных, резких – плавных, частых – медленных, вращений тела и прыжков, свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами, замирания . Занятия по психогимнастике в первую очередь показаны детям, у которых присутствует чрезмерная утомляемость, непоседливость; вспыльчивость, застенчивость. А также использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки . В данном случае проведение психогимнастических этюдов, игр и упражнений носит психопрофилактический характер. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается разрядка эмоций. Кроме того, у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, доброта, смелость).

Слайд 5

Как же может педагог использовать психогимнастику в своей работе? Прежде всего, психогимнастику хорошо проводить во время физкультминуток на занятиях. Это поможет детям не только отдохнуть, но и настроиться на дальнейшую работу. Также психогимнастику рекомендуется проводить утром, когда дети только пришли в детский сад. Упражнения помогут настроить детей на позитивный лад, доброжелательное отношение друг к другу. Для проведения психогимнастики можно использовать : Этюды на имитацию различных природных явлений. Например: Воспитатель называет разные явления природы ( ветер, дождь, листопад, снегопад и др.), а дети показывают их при помощи жестов и движений. Затем по предварительной договорённости с педагогом, один из детей показывает какие либо явления природы, а остальные отгадывают. Этюды на имитацию эмоциональных состояний (страх, гнев, робость). Например: «Робкий ребенок». Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок». В детский сад пришел Молчок - Очень робкий новичок. Он сначала был не смел, С нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: Словно зайка - скок да прыг. До чего же осмелел: Даже песенку запел. Ребенок, исполняющий роль Молчка , сначала робко сидит на стуле (этюд "Робкий ребенок"), затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку (этюд "Смелый ребенок ").

Слайд 6

Этюды на выражение эмоции страха полезны детям, имеющим различные опасения. Например: «Ребёнка просят, к примеру, изобразить мальчика, который боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания. Во время этюда звучит тревожная музыка». Этюды на выражение упрямства используют для коррекции данного вида поведения у детей. Например: Мама-кошка зовёт своих котят с прогулки домой. Один котёнок заупрямился. Никак не хочет возвращаться. Он упал на пол, задрыгал лапками и закричал: «Не хочу, не буду! Не пойду домой!» Дети изображают упрямого котёнка. Затем рассуждают, красивый ли был котёнок, когда заупрямился; приятно ли на него смотреть; почему он не хотел идти домой. Потом говорят котёнку: «Какой ты некрасивый, когда упрямишься! Не хотим с тобой дружить!» (в парах со сменой ролей) Наконец, изображают, как котёнок, поняв, что упрямиться плохо, пошёл домой. А там его встретила мама-кошка. Упражнения на чередование противоположных по характеру движений ( психомышечная тренировка показана детям с гиперактивностью , невротическими проявлениями). Например: Детям говорят: Представьте, что мы гуляем по лесу. Кар-кар-кар! Прилетела любопытная ворона, села на ветку дерева и смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное. Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните то в одну сторону, то в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена. Смотрите с любопытством: что же там интересного? ... Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке. Уронила голову на грудь, голова болтается на шейке, как на ниточке. Шея расслаблена, голова тяжёлая, никак её не поднять.

Слайд 7

Этюды на развитие внимания (рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью , пониженным настроением, страхами). Например: «Что слышно?» Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. Этюды на психомышечную тренировку без фиксации внимания на дыхании. Например: Игра "Холодно - жарко" (на напряжение и расслабление мышц туловища). Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-3 раза. Этюды на психомышечную тренировку с фиксацией внимания на дыхании. Например: «На берегу моря». Дети играют на берегу моря. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги. Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук) Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивая песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигатель тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза . Этюды на выражение вины и стыда. Например: «Провинившийся». Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Выразительные движения: Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены .

Слайд 8

Этюды на выражение гнева. Например: «Гневная Гиена». Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит а ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке. «Я страшная Гиена, Я гневная Гиена, От гнева на моих губах Всегда вскипает пена». Выразительные движения : Усиленная жестикуляция. Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. Этюды на выражение отвращения и презрения. Например: «Соленый чай». Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! Выразительные движения: Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен - ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает. Этюды на выражение страха. Например: «Лисенок боится ». Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Слайд 9

Этюды на отображение положительных черт характера. Например: «Смелый заяц». Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк. Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд. Этюды на выражение удивления. Например: «Удивление» . Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век" приподняты. Этюды на преодоление двигательного автоматизма (для гипер - и гипоактивных детей, а также тем, у кого снижены внимание и память). Например: «Противоположные движения» . Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает. Этюды на имитацию поведения животных, людей, сказочных персонажей. Например: Игра – имитация « Обезьянки». Воспитатель предлагает двум детям ( по желанию) выйти перед группой. Одному из них предлагает показать какую-нибудь позу и вернуться в и. п. другой ребёнок вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями. Этюды направленные на профилактику и снятие тревожного состояния. Например: упражнение "Конкурс хвастунов". Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: "Лена - очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется" и т. п.».

Слайд 10

Этюды на выражение упрямства используют для коррекции данного вида поведения у детей. Например: «Мама-кошка зовёт своих котят с прогулки домой. Один котёнок заупрямился. Никак не хочет возвращаться. Он упал на пол, задрыгал лапками и закричал: «Не хочу, не буду! Не пойду домой!» Дети изображают упрямого котёнка. Затем рассуждают, красивый ли был котёнок, когда заупрямился; приятно ли на него смотреть; почему он не хотел идти домой. Потом говорят котёнку: «Какой ты некрасивый, когда упрямишься! Не хотим с тобой дружить!» (в парах со сменой ролей) Наконец, изображают, как котёнок, поняв, что упрямиться плохо, пошёл домой. А там его встретила мама-кошка.» Сочинительство. Начинается со слов: «Жила была девочка (мальчик) похожая ( ий ) на тебя …». В НОД , проводимой воспитателем , также могут включатся элементы психогимнастики в качестве организационного момента, физминутки или для «оживления» материала. При ознакомлении со сказкой «Машенька и медведь» детей просят: «Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев его. Как обрадовались возвращению Машеньки её родители». При изучении овощей на занятии познавательного цикла или художественно-продуктивном детям можно предложить упражнение «Семена». «Я вас превращаю в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки – растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение… Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол… Полил дождик, ожили растения, снова потянулись к солнышку».

Слайд 11

Изучая на математике число 10, можно разыграть по ролям стихотворение. Цифры все хоть что-то значат, Только Ноль несчастный плачет – Он не значит ничего, Будто бы и нет его. Девять с ним дружить не хочет, Восемь голову морочит, Семь, Шесть, Пять смеются вслед, И Четверке дела нет. Стали Три и Два дразниться. И пошел Ноль к Единице. Позади нее он встал И ничем быть перестал. А с Нулем и Единица Сразу в Десять превратится. Прекратили цифры смех, Ведь Десятка больше всех! Вот она сидит на троне В новой золотой короне, Даже гордой Девяти В свиту к ней пришлось пойти! Занятие может включать такие вспомогательные средства, как рисование, музыка, сочинение историй, игры с пиктограммами (схематичные изображения эмоций).

Слайд 12

Учитель-логопед может использовать : психогимнастические этюды в организационный момент на занятий: Например: «В начале занятия на тему «Звуки н , н ׳ и буква Н » детям показывают иллюстрацию к сказке «Три поросёнка», просят вспомнить, как их звали ( Наф-Наф , Нуф-Нуф , Ниф-Ниф ). Затем предлагают: «Изобразите сердитого волка. А сейчас изобразите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. Теперь изобразите смелых поросят; радостных поросят.» этюды, игры и упражнения для работы над мимикой и голосом: На занятии по теме «Звуки п , п ׳ и буква П » детям читают потешку : Говорит попугай попугаю: - Попугай, попугай, я тебя попугаю! Попугаю в ответ попугай: - Не пугай, не пугай, не пугай! Дети изображают в парах или по подгруппам сердитого и испуганного попугая. игры, упражнения в структуре занятия в качестве физминутки : На занятии «Звуки л , л ׳ и буква Л » детям читают стихотворение: Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне. Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

Слайд 13

Данную технологию можно активно применять на музыкальных и физкультурных занятиях: Прежде всего, участвуя в различных театрализованных представлениях , дети непосредственно работают над выразительными движениями. Исполнение определённых ролей может, в том числе, оказывать корректирующее воздействие на ребёнка с той или иной проблемой. Например , роль храброго героя будет полезна неуверенному в себе малышу. подвижные игры, включающие мимические и пантомимические движения. Н апример - игра «Зайцы в огороде». Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а ведущий (взрослый или ребёнок) – хозяйку. - Зайки, где вы пропадали? - Мы в капусте отдыхали. (трясутся от страха) - А капусту вы не ели? - Только носиком задели. - Вас бы надо наказать! - Так попробуй нас догнать! игры со сменой характера движений. Например – игра «Тихо, куколка». Дети спокойно качают куколку, либо прыгают с ней в соответствии с текстом песни и характером музыки. Тихо, куколка, сиди, Мою маму не буди. Прыгай, кукла, веселей! Буди маму поскорей! После интенсивной физической нагрузки могут вводится расслабляющие упражнения. Например , «Спящий котёнок». Дети исполняют роль котят, которые ложатся на коврик и засыпают. У котят мерно поднимаются и опускаются животики. Этюд сопровождается колыбельной музыкой.

Слайд 14

Несомненна роль психогимнастики в поддержании и улучшении эмоционального и физического самочувствия педагогов. Для снятия психологических барьеров , эмоциональной разрядки, а также для решения определённых развивающих и обучающих задач, разыгрывают различные этюды на педагогическую тематику. Например, упражнение «Общая мимическая реакция»: Представьте, что вы заведующая детским садом. Сидите у себя в кабинете и готовите выступление на педсовете. Открывается дверь, и заходит воспитатель. Вы смотрите на него: А) требовательно: «Быстрее говорите, что случилось»; Б) удивлённо: «Не ожидала Вас сегодня увидеть»; В) с досадой: «Отвлекаете»; Г) спрашивая: «Что-нибудь случилось?»; Д) укоризненно: «Мешаете работать»; Е) радостно: «Наконец-то, я вас заждалась!» Для снятия напряжения в течение дня можно использовать следующее упражнение : «Вспомните историю барона Мюнхгаузена, когда он, попав в болото, пытался вытянуть себя за волосы. Мы же попробуем вытянуть себя из болота негативных эмоций при помощи стула. Сядьте на стуле в удобной позе так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул двумя руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом – оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте. Затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторив это упражнение несколько раз, вы почувствуете, как отступают волнение и возбуждение».

Слайд 15

«Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведениям и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены » . Для достижения данного резудьтата важно , чтобы в дошкольном учреждении методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

Современные коррекционно-образовательные технологии в образовательном пространстве ДОУ.

В предлагаемом материале предтавлена система коррекционно-образовательных технологий, используемых в работе с дошкольниками с ОВЗ, которая даёт стойкий положительный результат....

Коррекционные технологии в образовательном процессе ДОУ.

Описание использования коррекционных технологий...

Коррекционные технологии в образовательном процессе ДОУ.

спользование коррекционных технологий в образовательном процессе...