Проект театральной деятельности для детей с ОВЗ старшего возраста «Театр марионеток »
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Театрализованная деятельность позволяет детям проявлять творческую активность, реализовывать свой потенциал, развивать речь, познавательные и коммуникативные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект будет полезен для коррекционных педагогов | 49.6 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 9 комбинированного вида»
Проект
театральной деятельности для детей старшего
возраста с ОВЗ
«ТЕАТР МАРИОНЕТОК»
Авторы и составители:
Учитель-дефектолог в.к.к Рудометова Н.А.,
Воспитатель Iк.к Князева Л.В.
Новосибирск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела | Стр. |
I. Краткая аннотация проекта | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
II. Описание образовательного пространства МКДОУ д/с № 9 | |
III. Актуальность проекта | |
IV. Цель и задачи проекта | |
V. Методы реализации проекта | |
VI. Этапы реализации проекта | |
VII. План-график | |
VIII. Результатыпроекта | |
IX. Оценка качества реализации проекта | |
X. Ресурсы проекта | |
XI. Бюджет проекта | |
XII. Практическая значимость проекта | |
XⅠⅠⅠ. Перечень литературы | |
XIⅤ. Приложение |
I. Краткая аннотация проекта
Участники проекта: дети группы №3 компенсирующей направленности,
педагоги и родители
Актуальность проекта.
В рамках реализации долгосрочного проекта МКДОУ д/с № 9 по театрализованной деятельности дало возможность принять в нем активное участие и детям с ОВЗ.
На данный период времени, в нашей группе 15 детей с ОВЗ. Из низ: 5 детей с ЗПР, 3 с РАС, 4 с разной степени умственной отсталостью, 1 с нарушением зрения, 1 с синдромом Дауна, 1 с ДЦП.
Театрализованная деятельность позволяет детям проявлять творческую активность, реализовывать свой потенциал, развивать речь, познавательные и коммуникативные способности.
В процессе наблюдения мы выявили, что у детей нашей группы:
- поверхностные знания детей о разных видах театра.
- несформированные умения детей в «актерском мастерстве».
- недостаточное внимание родителей и детей к театру.
Тема: «ТЕАТР МАРИОНЕТОК»
Цель: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка с ОВЗ.
Основные задачи:
1. Познакомить и расширить представление о театре, приобщить к театральной культуре.
2.Развивать у детей навыки правильной речи, дикции.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
3. Воспитывать в детях потребность к постоянному совершенствованию своего голосового и речевого аппарата .
Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.
Формировать дружеские взаимоотношения.
Ожидаемые результаты:
Раскрывается творческий потенциал ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная деятельность (театр марионеток) помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театр помогает развиваться всесторонне:
1.развитие ребенка по всем направлениям образовательных областей;
2.значительное расширение представлений детей о театральной культуре;
3.создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (диагностико-организационный этап) – сентябрь, 2018 год .
Второй этап (деятельностный этап) – октябрь, 2018 год – апрель, 2019 год.
Третий этап (аналитико-презентационный) –май, 2019 год
Ресурсное обеспечение
Проект обеспечен ресурсами: нормативно-правовым, информационно-технологическим, кадровым, материально-техническим.
ⅠⅠ II. Описание образовательного пространства МКДОУ д/с № 9
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для старшей группы:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- куклы перчатки (пластические этюды на руках);
- куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Для подготовительной группы:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
- куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
- куклы-марионетки (постановка этюдов);
- ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
- тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).
III. Актуальность проекта
Театрализованная деятельность позволяет детям с ОВЗ проявлять творческую активность, реализовывать свой потенциал, развивать речь, познавательные и коммуникативные способности.
В процессе наблюдения мы выявили, что у детей нашей группы:
- поверхностные знания детей о разных видах театра.
- несформированные умения детей в «актерском мастерстве».
- недостаточное внимание родителей и детей к театру.
IV. Цель и задачи проекта
Целью данного проекта является:
создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка с ОВЗ.
Данная цель может быть достигнута в процессе реализации следующих задач:
Образовательные:
Приобщить к театральной культуре.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
Формировать умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми;
Развивающие:
Развивать память, выразительную грамотную речь, пополнять словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, умение импровизировать
Расширять и углублять знания об окружающем мире;
Воспитательные:
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении кукол-марионеток.
Расширить взаимодействие с родителями, путем создания творческой мастерской.
V. Методы реализации проекта
Словесные методы:
Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики и ведение диалога);
-ознакомительная беседа «Что такое театр?»; чтение и разыгрывание сказок; посещение кукольных представлений, их обсуждение; беседа по содержанию произведения для инсценировки.
Рассказывание о людях, работающих в театре, о видах театров
Наглядные методы:
Прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию)
Метод моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций.
- ознакомление с разными видами кукольного театра и его атрибутами (ширма, реквизит, декорации и т.д.). Показ сказочных представлений, инсценировок, потешек, показ иллюстраций и видеоматериалов;
Практические методы:
Посещение театрализованных постановок с последующим анализом, рисование иллюстраций к произведениям, изображения героев в разных видах изобразительной деятельности, изготовление атрибутов к спектаклям, просмотр на видеозаписях своих постановок, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, подбор произведений для театрализации согласно возрастным особенностям.
-освоение основных приемов кукловождения; проведение игр и упражнений, направленных на развитие речи и координации движений руки; постановка этюдов, организация репетиций спектакля, рисование иллюстраций к произведениию, изготовление атрибутов к спектаклю.
Игровые методы:
Применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т.д.)
-разыгрывание этюдов, проведение игр и упражнений направленных на развитие и обучение средствам речевой выразительности, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
VI. Этапы реализации проекта
Первый этап (диагностико-организационный этап) –
сентябрь, 2018 год :
Цель: Мониторинг знаний детей о театре, видах театра. Создание условий для организации театрализованной деятельности.
Обобщение и анализ полученных данных.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме; понятий, касающихся темы работы;
2.Выявить уровни сформированности знаний детей о театре.
3.Выявить уровни сформированности возможностей детей в использовании средств выразительности речи.
4. Проанализировать условия, формы и методы работы, для развития театрализованной деятельности в рамках проекта.
Второй этап (деятельностный этап) –
октябрь, 2018 год – апрель, 2019 год
Цель: Создание условий для реализации театра марионеток «Птичий двор».
Задачи:
1. Пополнить предметно-развивающую среду в виде кукол-марионеток.
2. Пополнить знания детей о домашних птицах: внешний вид, повадки и т.д.
3.Познакомить детей со средствами выразительности речи, актерского мастерства посредством игровых упражнений.
4.Научить элементам кукловождения.
5.Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.
Работа выстраивалась в двух направлениях:
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.
Третий этап (аналитико-презентационный) – май, 2019 год:
Цель: Создание рабочей тетради по проекту «Театр», реализация театрализованной постановки, презентация проекта.
Задачи:
1.Разработать рабочую тетрадь по проекту «Театр».
2.Показать театрализованную постановку «Птичий двор» родителям.
3.Проанализировать результаты проектной деятельности «Театр», презентовать результаты работы.
4.Разработка рекомендаций по развитию речи у дошкольников с ОВЗ
VII. План-график
№ п/п | Тема мероприятия, форма проведения | Содержание деятельности | Дата, место проведения | Ответственный |
Диагностико-организационный этап | ||||
Определение темы проекта. | Составление плана работы. | МКДОУ д/с № 9 Группа № 3 | Педагоги Группы: Князева Л.В., Рудомётова Н.А. | |
Выявление предварительных знаний детей по теме проекта | Что мы знаем о театре, о том, кто ставит спектакль? Театр - это большое, красивое здание, там показывают спектакли. В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях. Спектакли бывают детские и для взрослых. Театры бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т.д.). Что мы хотим узнать? Какие ещё бывают театры, чем они отличаются? Как артисты готовятся к постановке спектакля? Кто работает в театре? Как зрители узнают, какой будет спектакль? Что такое декорации? Что сделать, чтобы узнать? Рассмотреть иллюстрации, поискать в Интернете. Спросить у взрослых. Сходить в театр. | Сентябрь-октябрь | ||
Наблюдение за детской театрализованной деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам. | Диагностическое обследование детей о сформированности знаний о театре. Подбор средств, методов и форм организации театрализованной деятельности. Планирование работы по результатам диагностико-организационного этапа | Октябрь 2018 | ||
Деятельностный этап | ||||
Выбор вида театра для детей | Из видов кукольного театра был определен театр кукол-марионеток «Птичий двор». | Октябрь 2018 | ||
Выбор литературного произведения | Чтение книг о домашних птицах | Октябрь-февраль | ||
Выбор музыкального сопровождения | Взаимосвязь с музыкальным работником | Ноябрь | муз. руководитель Тайгильдина Н.В | |
Изучение с детьми техники кукловождения | Ознакомление детей правилам и способам кукловождения. | Ноябрь- февраль | ||
Игры-драматизации для определения характеров героев | Беседы с детьми о характерах героев, их поступках. Организация и проведение этюдов, театральных упражнений. | Октябрь-февраль | ||
Упражнения на развитие средств выразительности речи | Игры на развитие речевого дыхания. Игры на развитие умения владения высотой, темпом и силой голоса. | Октябрь-февраль | ||
Мастер-класс для родителей по изготовлению дом.птиц для театральной постановке | Изготовление с родителями кукол –марионеток | Ноябрь | Родители | |
Изготовление афиши | Беседа с детьми, обсуждение и изготовление афиши | Февраль | ||
Театрализованное представление «Птичий двор» | Показ представления «Птичий двор» | Март | муз. руководитель Тайгильдина Н.В | |
Аналитико-презентационный этап | ||||
Круглый стол | Подведение итогов работы за 2018 -2019 учебный год по программе «Театральная карусель». | Май | ||
Презентация результатов проектной деятельности | Презентация работы над проектом. Театральное представление «Птичий двор» | Май |
VIII. Результаты проекта
Результатом работы над проектом являются: созданная и обогащенная предметно-развивающая среда в группе. Дополнены и разноображены виды кукольных театров, атрибуты для самостоятельного творчества детей. Дети владеют представлениями о театре, как базовом понятии, видах театра и профессий людей искусства. Владеют техникой и правилами работы с куклами- марионетками, в достаточной мере владеют средствами выразительности речи. Повысился уровень самостоятельности и коммуникативных навыков, умения работать в коллективе. Родители воспитанников проявляют интерес к творчеству детей, чаще посещают с детьми театры.
IX. Оценка качества реализации проекта
Внутренняя оценка результатов:
- выполнение программы «Театральная карусель» в рамках регионального проекта;
- с целью изучения уровня развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности был проведен мониторинг развития знаний, умений навыков у старших дошкольников по театрализованной деятельности
Внешняя оценка результатов:
- Результаты изучения и оценки деятельности победителей конкурсного отбора муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, реализующих часть образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений, в 2018 - 2019 учебном году
X. Ресурсы проекта
В ходе реализации проекта использовались следующие ресурсы:
Нормативно-правовой ресурс | - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - «Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы». - Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 14 апреля 2014 года № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Новосибирской области». - Приказ Главного управления образования мэрии города Новосибирска от 26 марта 2014 года № 257-у «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Новосибирска, реализующих программу дошкольного образования». - Приказ № 3256 от 14 декабря 2018 г. "О результатах изучения и оценки деятельности победителей конкурсного отбора муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, реализующих часть образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений, в нескольких образовательных областях, в 2018-2019 учебном году" |
Кадровый ресурс | Участники проекта: Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, родители и дети. |
Материально-технический ресурс | Площадкой для реализации проекта с сентября 2018 года является МКДОУ д/с № 9: группа № музыкальный зал, в котором имеется следующее оборудование: компьютер, оргтехника (принтер,), мультимедийный проектор; методический кабинет, в котором имеется следующее оборудование: компьютер, оргтехника (цветной принтер (EpsonL312), сканер, копировальный аппарат(Kyocera)цифровой фотоаппарат, мультимедийные презентации. |
Информационно-методический ресурс | Интернет-ресурсы, методическая литература: |
XI. Бюджет проекта
Для продолжения реализации проекта необходимо привлечь дополнительно следующие ресурсы:
Оборудование | Стоимость 1 экз. | Количество | Сумма |
Бумага для офисной техники | 229 руб. | 4 пачки по 500 листов | 916 руб. |
Использование вторичного сырья: ткань, нитки, тесьма, пуговицы | 250 руб | ||
Синтепон для наполнения кукол | 120 руб. | 2м | 240 руб |
Нитки для вязания | 70 руб | 3 шт | 210 руб |
Ватман для афиши | 30 руб | 2 шт | 60 руб |
Цветная бумага | 80 руб | 2 шт | 160 руб |
Всего основных расходов | 1836 рублей |
XII. Практическая значимость проекта
Театрально-игровая деятельность дала свои результаты.
Дети овладели навыками театральной культуры: знают некоторые театральные профессии, поведения в театре. Стали более самостоятельны в организации театрализованных игр: самостоятельно выбирают сказку, песню для постановки и готовят необходимые атрибуты. В свободной игровой и театрализованной деятельности дети стали чаще использовать различные виды театра (бибабо, пальчиковый, кукольный, марионетки и др.) и пользоваться средствами выразительности речи: позы, жесты, мимика, интонации, движения. Более эмоционально раскрылся творческий потенциал детей с ОВЗ, перестали бояться выступать перед публикой.
XIII. Перечень литературы
1.Андрианова-Голицина И.А. «Я познаю мир. Театр» ООО «Издательство Астрель» 2000г.
2. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
3. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.
4. Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая
технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной
деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.
5. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – М., 2007.
6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.
7. http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)
8. http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)
9. http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы « Театр и дети »
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для пониман...
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста «Театр и мы»
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаю...
Проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы «Театр и дети»
Проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы«Театр и дети»...
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей средней группы «Театр и мы».
Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность....
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей 3-4года. «Театр и мы».
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно с...
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей средней группы " Театр и мы"
Тип проекта: групповой, творческий, игровой.Продолжительность проекта: 1 месяц.Цель проекта:Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность....
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей средней группы «Театр для всех».
Пояснительная записка. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчеств...