Главные вкладки
Картотека логоритмических упражнений по лексическим темам
картотека по коррекционной педагогике
Материалы, содержащиеся в данной картотеке, помогут организовать понедельную коррекционную работу с детьми с нарушениями слуха и речи. Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и содержат упражнения для развития слухового восприятия и внимания, общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_logoritmike.docx | 144.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека логоритмических упражнений по лексическим темам:
Данная картотека сформированан на основе «Тетрадей взаимосвязи работы логопеда и воспитателя» О.С. Гомзяк, которые входят в комплект пособий «Комплексный подход к преодолению ОНР у детей», а также добавлены игры на развитие слуховых процессов.
Материалы, содержащиеся в данной картотеке, помогут организовать понедельную коррекционную работу с детьми с нарушениями слуха и речи. Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и содержат упражнения для развития слухового восприятия и внимания, общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса.
Сентябрь. 1 неделя. Детский сад/ День Знаний.
Развитие общей моторики.
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Солнце скрылось за домами, | «Солнышко» над головой |
Покидаем детский сад. | Шаги на месте. |
Я рассказываю маме | Показывают на себя, потом на воображаемую маму |
Про себя и про ребят. | Показывают на себя, потом на других ребят |
Как играли, Что мы пили, что мы ели, Как гуляли в детсаду. | Прыжки Имитация «ели», «пили» Шаги на месте. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнение для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счёт до пяти. |
Упражнения для губ | «Улыбка» (удерживание губ в улыбке, зубы не видны), «Трубочка» (вытягивание губ вперёд, плотно сомкнутыми, как при произнесении звука «У», следить, чтобы при выполнении ребёнок вытягивал вперёд только губы, нижняя челюсть должна при этом быть неподвижна) (чередование) 5-10 раз |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, удерживать под счёт до пяти) Покусывание языка (дя-дя-дя) – расслабление языка (шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя) |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Раз, два, три, четыре, пять, буду я друзей считать: | Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца |
Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. | Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца |
Будем пальчики сгибать, И опять начнём считать. | Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук. |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, бумага, звон посуды)
«Узнай по голосу»
Сентябрь. 2 неделя: Игрушки.
Развитие общей моторики.
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Я люблю свою лошадку, | Скачут на воображаемой лошадке |
Причешу ей шёрстку гладко, | Поглаживающие движения сверху вниз по голове |
Гребешком приглажу хвостик | «Гладят хвостик» |
И верхом поеду в гости. | Скачут на воображаемой лошадке. |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Левой! Правой! Левой! Правой! | Стучат по столу левой, затем правой рукой |
На парад идёт отряд, На парад идёт отряд, | «Ходят» пальчиками по столу вперёд – назад |
Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит, Полтора часа подряд. | Ритмично стучат кулачками по столу. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнение для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счёт до пяти - десяти. |
Упражнения для губ | «Трубочка», «Бублик» (зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд верхние и нижние резцы видны), беззвучная артикуляция звуков А, У. |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» (удерживать под счёт до десяти) Покусывание языка – расслабление языка (шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя) |
Развитие мимических мышц:
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко. | Улыбнулись, обрадовались |
Но вдруг снова набежала тучка | Нахмурились, огорчились |
Но ветер унёс тучку, и вы снова… | Улыбнулись |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, бумага, звон посуды)
«Узнай по голосу»
Сентябрь. 3 неделя: Овощи. Огород.
Развитие общей моторики «Урожай»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
В огород пойдём, урожай соберём. | Шаги на месте |
Мы моркови натаскаем | Показывают, как перекладывают с места на место |
И картошки накопаем | «Копают» |
Срежем мы кочан капусты | «Срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный. | Показывают круг руками (три раза) |
Развитие мелкой моторики «Капуста»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Мы капусту рубим – рубим,
| Движения прямыми ладонями вверх - вниз |
Мы капусту солим – солим | Поочередное поглаживание подушек пальцев |
Мы капусту трем – трем, | Потирать кулачок о кулачок. |
Мы капусту жмем – жмем. | Сжимать и разжимать кулачки |
Развитие мелкой моторики «Урожай»
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Осень в гости к нам идёт, Урожай с собой несёт: Капусту круглую,
| Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками, в форме шара (капуста). |
Картошку смуглую, | Сжать обе руки в кулаки (картошка).
|
Морковку сладкую, | Указательный палец выпрямить и направить вниз, остальные пальцы прижать к ладони (морковка), |
Свеклу гладкую. | Соединить пальцы правой руки подушечками, пальцы левой руки подушечками и слегка округлить (свёкла). |
Развитие артикуляционной моторики и мимических мышц:
Вид упражнений | Выполняемые движения | |
Упражнение для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счёт до десяти. Сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот | |
Упражнения для губ | «Улыбка» (удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видны) - «Трубочка». Беззвучная артикуляция звуков А, У. | |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» (удерживать под счёт до десяти) Удерживать язык за нижними зубами под счёт до пяти. Покусывание языка – расслабление языка (шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя) | |
Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься, но как же нам невесело, когда ты сердишься и огорчаешься. | Выполнение действий по тексту. |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, стук по деревянным элементам, переливание воды), «Узнай по голосу», «Угадай, кто идет» (Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания.)
Сентябрь. 4 неделя: Фрукты – сад.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Как румян осенний сад! | Лёгкие хлопки по щекам |
Всюду яблоки висят. | Руки поднять вверх. |
Краснобоки, краснощёки | Руки на поясе |
На ветвях своих высоких Точно солнышки горят. | Руки поднять вверх Соединить руки в круг («солнышко») |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Мы делили апельсин, | Изображают апельсин – пальчики в кулаке. |
Много нас, а он - один | Показывают десять пальцев, а потом один |
Эта долька – для ежа, Эта долька – для чижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра. А для волка – кожура! | Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. |
Он сердит для нас – беда | Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. |
Разбегайтесь кто куда. | Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнение для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счёт до десяти. Сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот |
Упражнения для губ | «Улыбка» - «Трубочка», «Вкусное варенье» Беззвучная артикуляция звуков А, У. |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» (удерживать под счёт до десяти) «Почистим зубки» (верхние зубы, нижние зубы изнутри) Покусывание языка – расслабление языка (шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя) |
Развитие мимических мышц:
Инструкция воспитателя | Выполнение действий по тексту. |
Пришли в сад. Какие большие яблоки! | Удивление |
А какие сочные груши! | Восхищение |
А как их много! | Радость |
Откусили кусочек яблока, а там червячок! | Разочарование |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, стук по деревянным элементам, переливание воды), «Узнай по голосу», «Угадай, кто идет» (Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания.)
Октябрь. 5 неделя: Грибы, ягоды
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Мы в лесок пойдём, Мы грибок найдём. | Маршируют. |
В шапочке нарядной, Светло –шоколадной. | Изображают шапочку –руки треугольником над головой. |
Ты не прячь грибок, | Закрывают лицо руками. |
Под листок свой бок! | Руки на поясе. |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Мы шли-шли-шли, | Шагают пальчиками по столу. |
Землянику нашли. | Изображают землянику. |
Раз, два, три, четыре, пять, | «Пальчики здороваются» |
Мы идём искать опять. | Шагают пальчиками по столу. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнение для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счёт до десяти. Сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот |
Упражнения для губ | «Улыбка» - «Трубочка», Беззвучная артикуляция звуков А, У, И |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» - «Иголочка» (удерживать под счёт до десяти) «Почистим зубки» (верхние зубы, нижние зубы изнутри), «Киска сердится» Покусывание языка «дя-дя-дя» – расслабление языка (шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя) |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, различные шумы), «Узнай по голосу», «Кто внимательный?» (выполнение простой инструкции).
Октябрь 6 неделя: Откуда хлеб пришёл?
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
В землю зёрнышко попало, | Приседают |
Прорастать на солнце стало | Руки над головой |
Дождик землю поливал, и росточек подрастал | Медленно встают |
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся. | Тянуться вверх руками |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Муку в тесто замесили | Показываем, как месим тесто |
А из теста мы слепили - | Показываем, как лепим пироги |
Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи | Поочерёдно сгибаем пальчики |
Всё мы испечём в печи | Хлопаем в ладоши |
Очень вкусно! | Вытягиваем вперёд руки с поднятым большим пальцем |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнение для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счёт до десяти. Сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот |
Упражнения для губ | «Улыбка» - «Трубочка», Беззвучная артикуляция звуков А, У, И |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» - «Иголочка» (удерживать под счёт до десяти) «Почистим зубки» (верхние зубы, нижние зубы изнутри), «Киска сердится», «Часики» Покусывание языка – расслабление языка (шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя) |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, различные шумы), «Узнай по голосу», «Кто внимательный?» (выполнение простой инструкции).
Октябрь. 7 неделя: Осень. Деревья. Кустарники.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Листья осенние тихо кружатся, | Кружатся на цыпочках, руки в стороны |
Листья нам под ноги тихо ложатся, | Приседают |
И под ногами шуршат, шелестят, | Движения руками вправо, влево |
Будто опять закружиться хотят. | Поднимаются, кружатся |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Ветер по лесу летал | Плавные, волнообразные движения руками |
Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый, резной, Вот с берёзки, золотой, | Загибают по одному пальчику на обеих руках |
Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. | Спокойно укладывают ладони на стол |
Развитие мимических мышц:
Инструкция воспитателя | |
Как хорошо, когда ты улыбаешься, | Выполнение действий по тексту. |
Как хорошо, когда ты удивляешься, | |
Но как же нам не весело, | |
Когда ты сердишься и огорчаешься. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнение для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счёт до десяти. Сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот |
Упражнения для губ | «Улыбка» - «Трубочка», «Вкусное варенье» Беззвучная артикуляция звуков А, У, И |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» (удерживать под счёт до десяти) «Почистим зубки» (верхние зубы, нижние зубы изнутри) , «Часики», «Качели», «Вкусное варенье» Покусывание языка – расслабление языка (шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя) |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, различные шумы), «Узнай по голосу», «Кто внимательный?» (выполнение простой инструкции).
Октябрь. 8 неделя Перелётные птицы
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Опустел скворечник, улетели птицы, | Машут руками, как крыльями |
Листьям на деревьях тоже не сидится. | Машут руками и приседают |
Целый день сегодня всё летят, летят, | Встают, кружатся |
Видно, тоже в Африку улететь хотят. | Машут руками бегут на месте. |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Летят лениво журавли. Летят они прощаются. | Взмахи перекрещенными кистями рук. |
С ёлками зелёными, С берёзами и клёнами, С долинами, с озёрами, С родимыми просторами. | Загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
Развитие мимических мышц:
Инструкция воспитателя | |
Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много! | Удивление |
Надолго хватит! | Радость |
Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала ягоды… | Огорчение |
Но ведь это моя друзья! | Улыбка! |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнение для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счёт до десяти. Сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот |
Упражнения для губ | «Улыбка» - «Трубочка», почмокать губами, пошлёпать губами. Беззвучная артикуляция звуков А, У, И |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» (удерживать под счёт до десяти) «Почистим зубки» (верхние зубы, нижние зубы изнутри) , «Часики», «Качели», «Вкусное варенье» Покусывание языка – расслабление языка (шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя) |
Развитие слуховых процессов:
Игра «Угадай, близко или далеко» (Развитие умения различать на слух силу звука).
Ноябрь. 9 неделя Осень. Приметы осени. Месяцы
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Тучи небо кроет, Солнце не блестит, | Взмахи руками над головой |
Ветер в поле воет, | Изображают рупор. |
Дождик моросит. | Топают на месте. |
Воды зашумели быстрого ручья, | Изображают улетающих птиц. |
Птички улетели, В тёплые края. |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
На берёзе, на осине Догорели листья | Сильно сжать пальцы правой и левой руки |
Дунул ветер, и рябина Уронила кисти… | Разжать пальцы и опустить на стол |
Дождик моет жёлтый луг Ржавый и шершавый | Поглаживание кисти правой и левой руки. |
И земля вздыхает: -Уф! Отдохну, пожалуй! | Спокойно положить руки на стол. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнение для челюсти | Попеременное открывание и закрывание рта. |
Упражнения для губ | «Улыбка» - «Трубочка», «Заборчик» -«Хоботок» |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» («Блинчик») –удерживание под счёт до 10, «Часики», «Качели» |
Развитие мимических мышц:
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко | Улыбнулись, обрадовались |
Но вдруг набежала тучка | Нахмурились, огорчились |
Но ветер унёс тучку, и вы снова… | Улыбнулись |
Развитие слуховых процессов:
Игра «Угадай, близко или далеко» (Развитие умения различать на слух силу звука).
Ноябрь. 10 неделя. Домашние птицы.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! | Идут вперевалочку, подражая походке уток |
Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! | Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад |
Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! | Останавливаются, бьют руками- «крыльями» по бокам |
А как Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споёт: ку-ка-ре-ку! | Встают, поднимаются на носочки, отводят руки назад |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Вышла курочка гулять | Шагают указательным и средним пальцем обеих рук по столу |
Свежей травки пощипать, | Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки |
А за ней ребятки, жёлтые цыплятки | Бегут всеми пальцами обеих рук |
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко, | Хлопают в ладоши, грозят пальцем ведущей руки |
Лапками гребите | Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола |
Зернышки ищите» | Собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой –указательный, большой — средний и т.д |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнение для челюсти | Попеременное открывание и закрывание рта. |
Упражнения для губ | «Улыбка» - «Трубочка», «Заборчик» -«Хоботок» |
Упражнения для языка. | «Лопаточка» («Блинчик») –удерживание под счёт до 10, «Часики», «Качели», «Индюк» -поглаживание верхней губы кончиком языка , не отрывая язык |
Развитие слуховых процессов:
Игра «Угадай, кто сказал» (Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса).
Ноябрь. 11 неделя ноябрь. Домашние животные
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Села кошка под кусточек, | Приседают |
Мяса скушала кусочек, | Поглаживают животик |
Встала кошка потянулась, | Встают, потягиваются |
Её шёрстка развернулась. | Поглаживают соседа по голове. |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Шёл один я по дорожке. | Пальцы «шагают» по столу. |
Шли со мной мои две ножки | Показать два пальца |
Вдруг навстречу три щенка: - Ой мы видели кота | Из пальцев |
У него четыре лапки | Показать четыре пальца |
А на лапках цап – царапки | («Цапки – царапки».) |
Раз, два, три, четыре, пять- | Загибать пальцы |
Надо быстро убегать. | Пальцы «убегают». |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнения для губ и щёк | Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами. Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами. Фырканье лошади. Вибрация губ. |
Упражнения для языка. | «Киска спинку выгибает», «Кошка лакает молоко.» Высунуть «широкий» язык изо рта. Подмять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот. «Теленок сосет молоко.» Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать. «Лошадка» |
Развитие слуховых процессов:
Игра «Угадай, кто сказал» (Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса).
Развитие мимических мышц:
Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. Б. Заходер
Ноябрь. 12 неделя ноябрь Дикие животные
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Зайцы бегали в лесу, | Бег на месте |
Повстречали там лису | Повилять хвостиком |
Прыг-скок, прыг-скок, | Прыжки на месте |
Убежали под кусток. | Присесть |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Это зайчонок, это бельчонок, Это лисёнок, это волчонок, | Сгибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца |
А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | Вращать большим пальцем |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | |
Развитие речевого дыхания и голоса | Ежики принюхиваются. Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.) Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?» |
Упражнения для губ и щёк | Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами. Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Ежик фыркает. Вибрация губ. |
Упражнения для языка. | «Гармошка» - Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык. «Вкусное варенье» - Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой») «Цоканье» - белочка цокает. |
Пластические этюды. Обыгрывание ситуаций:
Обыгрывание ситуаций
Медведь в берлоге.
Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Олени в тундре.
Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.
Декабрь.13 неделя. Одежда. Обувь. Головные уборы.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Я умею обуваться, Если только захочу. | Топают ногами. |
Я и маленького братца Обуваться научу. | Руки перед грудью — «маленький братец». |
Вот они, сапожки. Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. | Наклоняются вперед. Показывают левую, правую ножку на носок |
Если дождичек пойдет, Наденем калошки. | Топают ногами. |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём. | Средний и указательный пальчики «шагают» по столу |
Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, | Загибают по одному пальчику, начиная с большого |
Будем там тихонько спать. | Укладывают ладони на стол |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду. |
Развитие речевого дыхания и голоса | Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю». Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!». |
Упражнения для языка. | Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»). Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями». Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке). |
Пластические этюды. Обыгрывание ситуаций:
Оживление предметов
Представить себя поной шубой; потерянной варежкой; и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс — это змея, а меховая рукавичка мышонок. Каковы будут ваши действия?
Декабрь. 14 неделя. Порядок времён года. Дни недели. Части суток
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
В понедельник я купался, | Изображаем плавание. |
А во вторник –рисовал. | Изображаем рисование. |
В среду долго умывался, | Умываемся. |
А в четверг в футбол играл | Бег на месте |
В пятницу я прыгал, бегал, | Прыгаем. Кружимся на месте |
Очень долго танцевал. | Хлопки в ладоши. |
А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. | Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают. |
Развитие мелкой моторики
инструкция воспитателя | выполняемые движения |
Изучаем дни недели | - хлопаем в ладоши |
Их известно ровно семь - | демонстрируем 5 пальчиков одной руки, и 2 другой |
Пять рабочих, два других | 5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем, затем 2 пальца другой руки |
Начинаем называть, | пальцы обоих рук разгибаются и загибаются |
Станем пальцы разгибать | пальчики обеих рук в кулачках |
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница | на каждый день недели, разгибаем пальцы одной руки |
Суббота, воскресенье дни для отдыха веселья | разгибаем 2 пальца другой руки |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Радость, огорчение, удивление |
Развитие речевого дыхания и голоса | «Снегопад» -сдувать «снежинки», сделанные из ваты «Шторм в стакане» -через соломинку подуть на воду, следить, чтобы щёки не раздувались |
Упражнения для губ и щёк | Почмокать губами, пошлёпать губами |
Упражнения для языка. | «Качели» (язык за зубами), «Горка», «Чашечка» |
Развитие слуховых процессов:
Игра «Угадай, что надо делать» (Учить детей на слух определять и выполнять движения).
Психогимнастика. Пластические этюды
Образно-пластическое творчество детей
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.
Декабрь. 15 неделя. Зима. Приметы. Зимующие птицы.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. | Дети изображают, что катят перед собой снежок. |
Он превратится в толстый ком, | Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком. |
И станет ком снеговиком. | «Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера. |
Его улыбка так светла! | Показывают улыбку на лице |
Два глаза, шляпа, нос, метла | Показывают глаза, шляпу, нос, встают прямо, держат воображаемую метлу. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Не боимся мы мороза! Рассердился он на нас: «Заморожу, заморожу, Заморожу вас сейчас!» | Радостная улыбка. Сдвинуть брови, насупиться. Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой) |
«Снегопад» Ручки замёрзли? Согреем их. | сдувать «снежинки», сделанные из ваты Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…) |
Упражнения для губ и щёк | Попеременное надувание правой, а затем левой щеки. |
Упражнения для языка. «Горка» Сделаю я горочку, горочку круту. Будет эта горочка у меня во рту! «Мостик» Река замёрзла, покрылась льдом. Язык на губке застыл мостом «Сосулька» | «Горка» (кончик языка упирается в нижние резцы, удерживать под счёт до 10) Удерживать язык на нижней губе в спокойном положении под счёт до 10. Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до 6-8) |
Развитие слуховых процессов:
Игра «Угадай, как надо делать» (Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи).
Обыгрывание ситуаций
Кошка и мышка.
Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Кошка и мышка.
Маша принесла домой кошку. Кошка жалобно мяукала: «Мяу –мяу». Маша налила кошке молоко и позвала «Кис-кис». Кошка лакала молоко. После еды кошка умылась лапкой и ласково мурлыкала: «МУР-мур»
Декабрь. 16 неделя. Зима. Зимние забавы и развлечения. Зимние виды спорта.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. | Дети изображают ходьбу на лыжах. |
А потом – на коньках. | Изображают бег на коньках |
Но упали мы. Ах! | Приседают |
А потом снежки лепили | Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями |
А потом снежки катили | Катят воображаемый комок |
А потом без сил упали | Приседают |
И домой мы побежали. | Бегут на месте |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальчики, начиная с большого |
Мы с тобой снежок слепили. | Лепят, меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую |
И совсем – совсем не сладкий! | Грозят пальчиком. |
Развитие артикуляционной моторики
Повторение прошлой недели.
Развитие слуховых процессов:
Игра «Угадай, как надо делать» (Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи).
Декабрь. 17 неделя. Зима. Новый год. Ёлка.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Горит огнями елочка, под нею тени синие, | Поднимаем руки вверх |
Колючие иголочки, как будто в белом инее. | Опускаем через стороны, вниз |
Огни на елке яркие повсюду зажигаются | Наклоны вправо, влево |
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются | Ходьба на месте, улыбка |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Наступает Новый год! | хлопаем в ладоши |
Дети водят хоровод. | кисти сцеплены пальцами |
Висят на елке шарики | поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар |
Светятся фонарики. фонарики | Показываем «фонарики» |
В гости дед Мороз идет, | пальцы шагают по коленям или по полу |
Всем подарки он несет | трем друг об друга ладони |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Улыбка, радость, огорчение, удивление |
Развитие речевого дыхания и голоса | |
Упражнения для губ и щёк | Попеременное надувание правой, а затем левой щеки. |
Упражнения для языка.
|
удерживать его в таком положении (под счет до 6-8) |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, различные шумы), «Узнай по голосу», «Кто внимательный?» (выполнение инструкции).
Январь. 18 неделя. Животные Севера
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Где всюду холод, лёд и тень, | Дети обнимают себя за плечи |
Полгода – ночь, полгода день. | Закрывают глаза ладонями, затем открывают |
Из льда здесь люди строят дом. | Поднимают руки над головой – «крыша» |
И океан покрыт весь льдом. | Руки разводят в стороны |
Зверей ты здесь почти не встретишь. | Ставят ладонь козырьком над глазами |
И птиц ты в небе не заметишь. | Делают махи руками |
Лишь мишка белый, словно иней Хозяин ледяной пустыни | Подражают походке медведя |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Кто на Севере живёт? Кто там ест и кто там пьёт? | Хлопки в ладоши – удары кулачками попеременно |
Звери необычные, К холоду привычные | «Замок» меняя положение пальцев |
Вот песец из норки смотрит, | Соприкосновение подушечек пальцев обеих рук с большим пальцем, образовывая «колечки» |
Белый мишка важно ходит, | Пальчики «шагают» |
Ну, а морж, как капитан Покоряет океан. | Ладони «лодочкой» двигаются вперёд |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Улыбка, радость, огорчение, удивление |
Упражнения для губ и щёк | Попеременное надувание правой, а затем левой щеки. |
Упражнения для языка.
| «Горка» - широкий язык за нижними зубами (удерживать положение под счёт до 10 раз) «Метель» -рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (5- 7 раз в одну и другую сторону) «Сосулька» - острый напряжённый язык резко высовывается изо рта и «прячется обратно» (6 раз) |
Развитие слуховых процессов:
Игра «Угадай, близко или далеко» (Развитие умения различать на слух силу звука).
Январь. 19 неделя. Животные жарких стран
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком | Все движения в соответствии с текстом. |
Все в ладоши хлопаем, все ногами топаем | |
Надуваем щечки, скачем на носочках. | |
И друг другу даже – языки покажем. | |
Пальчик поднесем ко рту, дружно прыгнем к потолку. |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Если в жаркую страну | Сжимаем – разжимаем пальцы |
Я случайно попаду, | По очереди соединяем пальцы с большим пальцем, изображая бинокль |
То увижу там шакала, Кенгуру, гиппопотама, | Поочерёдно разгибаем пальцы |
Хорошо живется им – | Сжимаем – разжимаем пальцы |
Не бывает снежных зим. | Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Обезьянки-кривляки. Сердитый тигр. Испуганная газель. |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Бегемот. Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости. Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щеки. Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох». Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы. Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя. |
Упражнения для языка.
| Жираф жует листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя. Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. Обезьянки качаются на лианах. (то же что «Качели» |
Развитие речевого дыхания и голоса | Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от «одного» до «пяти»). Рычание тигра и тигренка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом. Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление). |
Психогимнастика. Пластические этюды
Мартышка-кривляка.
Педагог показывает какие-либо движения, и дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами.
Лев.
Изобразить ленивую и мягкую походку львицы, грозный взгляд и потряхивание гривой льва.
Крокодил.
Лечь на пол, вытянуть вперед руки и изобразить, как открывает и закрывает пасть крокодил.
Гиппопотам. За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
Изобразить идущих друг за другом, а затем купающихся и плавающих гиппопотамов.
Развитие слуховых процессов:
Игра «Угадай, как надо делать» (Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи).
Январь. 20 неделя. Моя семья.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Осенью, весной, летом и зимой | Хлопки руками. |
Мы во двор выходим дружною семьёй. | Маршируют на месте. |
Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. | |
Мама руки поднимает, | Руки поднять вверх и опустить |
Папа бодро приседает | Присесть и встать. |
Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. | Руки на пояс, повороты туловища. |
А я сам бегу трусцой И качаю головой | Бег на месте Наклоны головы вправо-влево. |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. | Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. |
Вот и вся моя семья. | Руки в «замок» |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения | |
Мимические упражнения | Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную). Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка. «Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества. Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек | |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Малыш захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости. Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй». | |
Упражнения для языка.
| Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»). Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Удерживать кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой». | |
Развитие речевого дыхания и голоса | Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!» Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту». |
Психогимнастика. Пластические этюды
Изобразить маму собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж.
Показать: мама, папа, бабушка, дедушка и сестра выполняют какую-либо домашнюю работу.
Февраль. 21 неделя. Мой дом
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Если на улице дождик идёт, | Взмахи руками перед собой |
Если метелица злая метёт, | Взмахи руками из стороны в сторону |
В доме под крышей укроемся мы, | «крыша» над головой |
Дождик и снег нам тогда не страшны! | На месте топают ногами. |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Тук, тук молотком, строим, строим новый дом. | Ударяют кулачками |
Этот дом — для Маши, этот дом — для Саши, Этот дом — для Даши, этот — для Наташи. Этот — для Андрюши. | Загибают пальчики |
Все соседи, все друзья. Жить без дружбы им нельзя. | Хлопаю в ладоши, затем пальцы в «замок» |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба. Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!» |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Ковш экскаватора открылся, набрал земли, высыпал. «Оскал» (то же что «заборчик») с закрыванием и раскрыванием рта. Чердачное окошко. Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях. Чередование позиций: заборчик - трубочка |
Упражнения для языка.
| Моем окна. Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам. Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу. Красим потолок. «Маляр» Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов. «Чашечка» (или экскаватор) |
Развитие речевого дыхания и голоса | Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук». Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, тртий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся). Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!». Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!» |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, различные шумы), «Узнай по голосу», «Кто внимательный?» (выполнение простой инструкции).
Февраль. 22 неделя. Мебель. Бытовая техника. Безопасность.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
На кровати можно спать, | руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху |
Стулья, стол – переставлять. | руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки |
В шкаф я книги буду ставить, | поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз |
Кресла буду застилать. | руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх |
С полки буду пыль стирать, | правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью |
Тумбу – в чистоте держать. | левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди |
И скажу вам без прикрас, | две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв |
Эта мебель – просто класс! | большие пальцы вверх |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Ножки, спинка и сиденье Вот вам стул на удивленье. | Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок. |
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. | Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы радуетесь покупке компьютера или видеоприставки, огорчились из-за неисправности телевизора. Изобразить яблоко и апельсин в соковыжималке, кофе в кофемолке. |
Развитие речевого дыхания и голоса | Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з». Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо». |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью. (Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.) Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы ». Работающий пылесос. Вращать губы «хоботком» вверх, влево, вниз, вправо. Фотограф смотрит в объектив. Поднимать левую и правую щеки по очереди, одновременно прищуривая глаз. |
Упражнения для языка.
| Гладим белье (то же «вкусное варенье +маляр) Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Производить движения кончиком языка по твердому нёбу Язычок- массажер. Производить круговые движения языком между зубами и губами сначала в правую, а затем в левую сторону. |
Психогимнастика. Пластические этюды
Образные перевоплощения
Передать движением, мимикой или иным способом функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами и пустой холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др.
Действия с воображаемыми предметами. Представить и изобразить: вы чистите ковер пылесосом, взбиваете' яичные белки для торта миксером, ходите; но комнате в наушниках и слушаете приятную музыку.
Февраль. 23 неделя. Посуда.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Дети шагают |
Будем маме помогать | Хлопают в ладоши |
Быстро чашки мы помыли Про тарелки не забыли | Круговые движения ладонями |
Всю посуду мы убрали Очень сильно мы устали. | Разводят руками в стороны |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Раз, два, три, четыре | Одна ладонь скользит по другой |
Мы посуду перемыли | Ладони прижаты друг к другу |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. | Открывают по одному пальчику, начиная с мизинца. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды. Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского. Чудесные превращения. Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем. |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Самовар. Надувать обе щеки одновременно. Кувшины с узким и широким горлышком. (то же что «хоботок – трубочка») |
Упражнения для языка.
| Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашечка» глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта. Чашка и блюдце на столе. Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке». Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой». «Блинчик» |
Развитие речевого дыхания и голоса | Пьем коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.) Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!» |
Психогимнастика. Пластические этюды
Варим суп.
Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку разовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.
Февраль. 24 неделя. Моё отечество – Россия. День защитника Отечества.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
На горах высоких, | Руки поднимают вверх |
На степном просторе, | Руки разведены в стороны |
Охраняет нашу Родину солдат, | Рука приложена к голове, как у солдата, отдающего честь |
Он взлетает в небо, | Руки вверх |
Он уходит в море, | Приседают |
Не страшны защитнику дождь и снегопад | «Отдают честь» |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Вышли танки на парад, | «Шагают» пальчиками по столу |
Стали строем равно в ряд. | Ладони ребром на стол |
Раз, два, три, четыре, пять – Очень просто их считать. | Соединяют попарно пальцы правой и левой руки. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Испуг, удивление, радость |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | «Связист» Лёгкое постукивание зубами |
Упражнения для языка.
| «Пулемёт» (т-т-т) «Мотор» [ДРРРРРРРРРРРРРРРР]-пальчик—под язычком. «Барабанщик» (д-д-д) |
Развитие речевого дыхания и голоса | Самолёт летит (у-у-у) далеко –близко, высоко – низко Вертолёт (ж-ж-ж) |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «Узнай по звуку» (музыкальные инструменты, различные шумы), «Скажи, что ты слышишь».
Февраль. 25 неделя. Продукты. Труд повара/кондитера
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
В магазин мы все ходили и продукты там купили: | Ходьба на месте |
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, | взмах руками влево, вправо |
Все к обеду припасли, | прямо, широко разводят руки |
Чуть до дома донесли. | приседают |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Муку в тесто замесили | Показываем, как месим тесто |
А из теста мы слепили - | Показываем, как лепим пироги |
Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи | Поочерёдно сгибаем пальчики |
Всё мы испечём в печи | Хлопаем в ладоши |
Очень вкусно! | Вытягиваем вперёд руки с поднятым большим пальцем |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Радость, удивление (огромный торт)… |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями. |
Упражнения для языка.
| «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье» |
Развитие речевого дыхания и голоса | Дуем на горячий чай. (вдох)Вытянуть губы широкой «трубочкой», подуть на горячий чай (выдох). |
Психогимнастика. Пластические этюды
Варим суп.
Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку разовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете? овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Март. 26 неделя. Ранняя весна. День 8 марта
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Снова нет ручьям покоя – День и ночь журчат в кустах. | Бегут на месте |
Ходит солнце золотое В чистых – чистых небесах. | Шагают на месте |
Льёт лучи на лес и луг | Приседают – встают |
И на все цветы вокруг. | Разводят руки в стороны |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Весна пришла по снежному, По влажному ковру. | Ходят пальчиками по столу |
Рассыпала подснежники, | Руки на столе, ладонями вниз |
Посеяла траву | Раздвигают – сдвигают пальцы |
Теперь зовёт со всех концов | Руки согнуты в локтях, пальцы открыты |
Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов. | Загибают по одному пальчику на каждой руке. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Радость, удивление, огорчение |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Округляем губки при сближенных зубах. Удерживать под счёт до пяти |
Упражнения для языка.
| «Чашечка», «Маляр», «Грибок», «Индюк» |
Развитие речевого дыхания и голоса | Вдох через нос, выдох через рот |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «КТО ЧТО УСЛЫШИТ?»
Март. 27 неделя. Весна. Перелётные птицы.
.Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Снова нет ручьям покоя – День и ночь журчат в кустах. | Бегут на месте |
Ходит солнце золотое В чистых – чистых небесах. | Шагают на месте |
Льёт лучи на лес и луг | Приседают – встают |
И на все цветы вокруг. | Разводят руки в стороны |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Весна пришла по снежному, По влажному ковру. | Ходят пальчиками по столу |
Рассыпала подснежники, | Руки на столе, ладонями вниз |
Посеяла траву | Раздвигают – сдвигают пальцы |
Теперь зовёт со всех концов | Руки согнуты в локтях, пальцы открыты |
Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов. | Загибают по одному пальчику на каждой руке. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Радость, удивление, огорчение |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Округляем губки при сближенных зубах. Удерживать под счёт до пяти |
Упражнения для языка.
| «Чашечка», «Маляр», «Грибок», «Индюк» |
Развитие речевого дыхания и голоса | Вдох через нос, выдох через рот |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ» (Развивать умение переключать слуховое внимание).
Март. 28 неделя. Я и моё тело.
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Мы ногами топ - топ, мы руками хлоп - хлоп! | Движения по тексту |
Мы глазами миг - миг, мы плечами чик - чик. | |
Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя. | |
Раз - присели, два - привстали, | |
Руки кверху все подняли, | |
Раз - два, раз - два, заниматься нам пора |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Раз, два, три, четыре, пять – Будем пальцы загибать. | Хлопки в ладоши. |
Вот большой, вот указательный, Будьте вы теперь внимательны! | Загибаем пальцы одновременно на обеих руках. |
Средний мы сейчас загнём, безымянный позовём. | |
И мизинчик – молодец опустился, наконец! | |
Получились кулачки, Застучали молотки: | Вращение кулачков. Стучать кулачками. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Радость, удивление, огорчение |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Малыш, сосет соску. Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение Толстячки — худышки. Попеременно надувать и втягивать щеки |
Упражнения для языка. | «Язычок отдыхает» (то же что «Блинчик»), «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Чашечка», «Маляр» |
Развитие речевого дыхания и голоса | Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.) Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.» |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «УРАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ» (Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию).
Март. 29 неделя. Наша страна. Малая Родина. Мой город
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
В нашей стране горы-высокие, | тянемся на носочках вверх |
Реки глубокие, | присаживаемся на корточки |
Степи широкие, | раскидываем руками |
Леса большие, | руки вверх |
А мы - ребята вот такие! | показываем большой палец |
Развитие общей моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения. |
Мы по городу шагаем То, что видим, называем: | Шагают на месте |
Светофоры и машины | поворот головы влево-вправо, |
Ярмарки и магазины | поворот вправо-влево, |
Скверы, улицы, мосты | Наклоны в стороны |
И деревья, и кусты! | (Потянулись вверх - присели) |
Развитие мелкой моторики
Инструкция воспитателя | Выполняемые движения |
Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не растут нигде красивей | Загибают по одному пальчику на обеих руках; . |
Есть и клены, и дубы | руками изображают ветви деревьев; |
А какие есть грибы! | двумя руками показывают «грибок»; |
А ещё пекут в печи Вот такие калачи! | хлопают, то одна ладонь сверху, то другая; показывают большой калач |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Радость, удивление, огорчение |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Толстячки — худышки. Попеременно надувать и втягивать щеки |
Упражнения для языка.
| Моем окна. Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам. Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу. Красим потолок. («Маляр») Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов. Укладываем полы. Распластать язык на дне ротовой полости. |
Развитие речевого дыхания и голоса |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «КТО СКАЗАЛ «МЯУ» (совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных).
Апрель. 30 неделя. Транспорт. Правила дорожной безопасности
Развитие общей моторики
От зеленого причала оттолкнулся теплоход, | Шагают на месте |
Раз, два, он шагнул назад сначала | Шаг назад. |
Раз, два, а потом шагнул вперёд | Шаг вперёд |
Раз, два, и поплыл, поплыл по речке, | Волнообразные движения руками |
Набирая полный ход. | Ходьба на месте |
Развитие общей моторики
На улице нашей - машины, машины. | Шагают на месте |
Машины малютки, | Присели |
Машины большие. | Встали на носочки |
Спешат грузовые, фырчат легковые. | Прыжки на месте |
Торопятся, мчатся - как будто живые. | Имитируют руль |
Развитие мелкой моторики
Две ладошки прижму и по морю поплыву. Две ладошки друзья - это лодочка моя | Ладони лодочкой, волнообразные движения рук |
Паруса подниму, синим морем поплыву. | Поднять выпрямленные ладони вверх |
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. | Имитация движений волн и рыбок |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Представить: вы едете в переполненном автобусе. Выразить свое состояние: вам неприятно, тяжело. Показать: вы чувствуете неловкость и вину, так как нечаянно толкнули пассажира. |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот. Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять. |
Упражнения для языка.
| Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка». "Чашечка" (ковш экскаватора), "Пароход" Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттяну назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута. |
Развитие речевого дыхания и голоса | "Паровоз" (чух-чух-чух) Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш. |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «КТО СТОИТ У СВЕТОФОРА?» (развивать на слух узнавать и называть виды транспорта).
Апрель. 31 неделя. Планета Земля. Космос
Развитие общей моторики
Я хочу стать космонавтом, | Шагать на месте |
Надеваю я скафандр, | Присесть и постепенно вставать |
Полечу я на ракете | Соединить руки над головой |
И открою все планеты. | Обвести широкий круг |
Развитие мелкой моторики
В космосе сквозь толщу лет | Сжимают и разжимают пальцы рук. |
Ледяной летит объект. | Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево. |
Хвост его- полоска света, | К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки- «хвост» |
А зовут объект комета. | Сжимают и разжимают пальцы рук. |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Мимические упражнения | Космонавты обрадовались, когда приземлились на Марс. Видят к ракете идут непонятные существа, удивились: неужели это марсиане? Марсиане сначала были сердиты на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им. |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | Марсиане приветствуют «Землян». Рот закрыт, губы соединены. На счет «раз» -поднять верхнюю губу вверх, как можно сильнее обнажить верхние зубы. На счет «два» -вернуться в исходное положение. На счет «три» - с силой оттянуть нижнюю губу вниз, обнажить нижние зубы. На счет «4» - в исходное положение. Повтор. 4 раза. |
Упражнения для языка.
| «Часики» - Под счет до 10. Марсиане подарили космонавтам подзорную трубу, чтобы с земли наблюдать за звездами. «Трубочка» - рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза по 5 сек. А сейчас полетим в космос на ракете. Проверяем исправность двигателя –(«Индюк»)бл-бл-бл-бл. Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка. Проверяем двигатель повторно («Барабанщик») произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д. Нижняя челюсть неподвижна. Ор-ор-ор – завели мотор!«Моторчик» |
Развитие речевого дыхания и голоса | «Полёт на Луну» - на выдохе звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно опустить. «Полёт на Солнце» - на выдохе звук «о» громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся. «Полёт к инопланетянам» - на выдохе звук «и» нарастает по высоте и громкости. |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «КАКОЙ ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ» (развитие речевого слуха ).
Апрель. 32 неделя. Все профессии важны, все профессии нужны.
Развитие общей моторики
Если будешь маляром — делай так | Красят кистью –из стороны в сторону |
Если будешь столяром — делай так | Стучат кулачками |
Если будешь ты водитель — делай так | Вращают руль |
Если будешь ты сапожник | Топают ногами |
Если будешь ты спортсмен | Приседают |
Хватит в профессии играть, пора занятие продолжать. | Хлопают. |
Развитие мелкой моторики
Много есть профессий знатных, | Соединять пальцы правой руки с большим. |
И полезных, и приятных, | Соединять пальцы левой руки с большим. |
Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтер, строитель… | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими. |
Сразу всех не называю, | Сжимать-разжимать кулаки. |
Вам продолжить предлагаю. | Вытянуть руки вперед ладонями вверх |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнения для языка.
| «Иголочка» (швея шьёт) «Маляр»--широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого нёба и провести им вперед-назад. «Грибок»--присасывание языка к нёбу. Поднять язык к нёбу, до предела растянув уздечку. Удерживать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. «Гармошка»--присосать язык к нёбу, затем попеременно открывать и закрывать рот. «Включаем электродрель»--произнесение слогов: дж-ж-жа, дж-ж-ж-жо, дж-ж-жу, дж-ж-ж-жи, джа—джо, джу—джи, джи—джо, джу—джа, джо—джу, джи—джа. |
Развитие речевого дыхания и голоса | «Трубач»-- стоя, руки сжать в трубочку, поднять вверх. Вдох, медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз. «Лесорубы» Ребёнок стоит. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох; наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести «ух!» на длительном выдохе. «Гармошка» И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот. «Фокус» Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда вата полетит вверх. |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «КАКОЙ ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ» (развитие речевого слуха ).
Май. 34 неделя. Цветущая весна (деревья, кустарники). Праздник Труда
Развитие общей моторики
Вот подснежники проснулись, улыбнулись, потянулись. | Движения в соответствии с текстом. |
Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. | |
Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели. |
Развитие мелкой моторики
Нежный цветок появился в лесу | «Цветок» из кистей обеих рук, соединённых в запястьях |
Первым встречает он солнце, весну | «солнышко» из обеих рук |
Утром весенним раскрыл лепестки | Раскрыть пальчики |
В мягкой земле его корешки. | Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения | |
Упражнения для губ, челюсти и щёк | «После зимней спячки». Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.) На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево. «Кораблики плывут по волнам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх. «Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться и и.п. | |
Упражнения для языка.
| «Лопаются почки на деревьях». Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать. «Весенняя трель» - во время произнесения звука Т-Т-Т | |
Развитие речевого дыхания и голоса | «Дождик стучит по крыше» И.п.: о.с. 1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза. |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ НЕ ТАК?» (развитие речевого слуха ).
Май. 35 неделя. Наша страна. День Победы
Развитие общей моторики
Мы празднуем Победу! | Шагают на месте. |
Салют! Салют! Салют! | Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем |
Кругом цветы весенние? Цветут, цветут, цветут! | Руки на пояс, повороты туловища, |
Все люди пляшут, празднуют, Поют, поют, поют! | Приседания с выставлением ног вперёд. |
Пусть в мире страны разные Живут, живут, живут! | Вдох, круговое движение руками, изображая земной шар. |
Развитие мелкой моторики
Майский праздник, День Победы, отмечает вся страна | Кулачок-ладошка попеременно |
Надевают наши деды боевые ордена. | Сгибают-разгибают пальчики |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнения для языка.
| «Язык-силач» -улыбнуться, удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их. «Барабанщик» - рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается, как английский звук -д-д-д-д-д-д. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем 30 — 60 секунд. «Пулемет». Упражнение похоже на предыдущее, только вместо звука -д- произносим -т-. Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам): -т-т-т-т-т. Пулемет стреляет очень быстро. «Стреляем» – медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал. Выполняем 10 — 15 секунд. «Летчик заводит мотор» (звук – Р) |
Развитие речевого дыхания и голоса | «Корабль подает гудок». Глубокий вдох и продолжительный выдох – ЫЫЫЫЫЫЫ. Повторить 3-4р. |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ НЕ ТАК?» (развитие речевого слуха ).
Май. 36 неделя. Школа. Школьные принадлежности.
Развитие общей моторики
День стоял весёлый, осень на дворе | Движения по тексту. |
Мы шагали в школу, утром в сентябре | |
Прямо и направо, а потом назад. | |
А потом обратно, а потом кругом | |
А потом вприпрыжку, а потом бегом. |
Развитие мелкой моторики
Мы писали, мы писали, | Ритмично сжимают –разжимают кулачки |
Наши пальчики устали, | Пальчики «скачут» по столу |
Вы скачите пальчики, | Указательный и средний пальцы вытянуть вверх |
Как солнечные зайчики. | Остальные выпрямить и соединить |
Развитие артикуляционной моторики
Вид упражнений | Выполняемые движения |
Упражнения для языка.
| «Вкусное варенье», «Качели», «Часики», «Грибок», «Маляр» |
Развитие речевого дыхания и голоса | Маленький тигрёнок рычит (Рь-рь), взрослый тигр (Р-Р) Самолёт летит |
Развитие слуховых процессов:
Игры: «КТО ЛЕТИТ (БЕЖИТ, ИДЕТ, ПРЫГАЕТ)?» (развитие речевого слуха и слухового внимания).
Список используемой литературы:
- Гомзяк О.С. «Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя» 1,2,3 / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
- Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.
- Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия [Текст] / В. Л. Казанская, Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - С. 23-31
- Мне нравится (1)