Использование театрализованных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике
На современном этапе развития общества, культуры выдвигаются новые требования к развитию личности. На первое место выходят индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить к новым видам деятельности. Современный человек должен уметь творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего ребенка – как нормально развивающегося, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
На современном этапе развития общества, культуры выдвигаются новые требования к развитию личности. На первое место выходят индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить к новым видам деятельности. Современный человек должен уметь творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего ребенка – как нормально развивающегося, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, я использую такую эффективную форму детской деятельности, как театрализованная игра.
Особое значение ее методы и приемы приобретают при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-волевой сферы, когда педагогам необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении.
Опыт работы и длительные мои наблюдения позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни и труду. Включая в свой педагогический арсенал средства образного воздействия – театрализованные игры – я приобретаю уникальную возможность не только развивать творческие способности ребят, но и воздействовать на их воображение, эмоциональное состояние.
Значение театрализованных игр для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Значение театрализованных игр для развития детей с ограниченными возможностями здоровья трудно переоценить: в процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания определенным правилам, закаляют волю и настойчивость. Успех в игре, удовлетворение от движения, радость от общения содействуют появлению у ребенка активности, уверенности в своих силах, общительности и соответственно устраняют неуверенность, пассивность, замкнутость.
В связи с этим, приорететным направлением в моей педагогической деятельности является развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в театрализованных играх.
Правильно организованная театрализованная деятельность очень эффективна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в создании благоприятного эмоционального фона. Театр детей это театр живой импровизации. Он позволяет своевременно разнообразить и менять формы деятельности, поддерживая интерес к занятиям, в которых много яркого, необычного, соответствующего их стремлениям и желаниям. Коррегирующий эффект детской театрализованной игры приобретает наибольшую силу и значимость благодаря коллективному творчеству в процессе постановки спектакля, где могут участвовать все желающие. Благодаря комплексной деятельности, сочетающей драматургию, пение, движение, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок может компенсировать недостаток какой-либо одной способности другой, более развитой в данный момент.
В процессе подготовки театрализованной игры нам предоставляются благоприятные условия для организации совместной деятельности, где у детей есть возможность творческого поиска, реализации своих замыслов, проявления самостоятельности. Здесь в процессе интересной, значимой для них деятельности без труда усваиваются правила взаимоотношения, воспитывается умение видеть и слышать своих товарищей, сотрудничать с ними и помогать им.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций – моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Среди театрализованных игр особенной любовью у моих воспитанников пользуются игры-драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в играх-драматизациях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Такая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, то есть содержит в себе элементы самых различных видов детского творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской драматизации. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.
Заключение.
Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение.
Театрализованная игра – это реальная возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу. Чтобы ребенок не стал неудачником, ему необходим успех- это радость, удовлетворение от того что, результат, к которому ребенок стремился в своей деятельности, совпал с его уровнем притязаний. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки. Если успех устойчив, у ребенка высвобождаются огромные, скрытые до поры возможности, несущие заряд духовной энергии.
Творческое начало глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, проявляются общественные чувства (дружбы, товарищества).
Использование театрализованной игры в системе коррекционно-воспитательной работы способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфер, формированию способности выражать отношение к окружающей действительности в символико-моделирующих видах деятельности. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализаций дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Коррекционные возможности театрализованной деятельности огромны: она учит, лечит, развивает творческое мышление, способность к глубокому образному мышлению, усваиванию причинно-следственных связей; учит находить оригинальные решения различных задач и достигать результата с наименьшими психологическими затратами; дает возможность испытывать чувство удовлетворения и радости. Дети получают не только удовольствие от ритма движений, их согласованности, достигая результат, преодолевая трудности, проявляются эстетические эмоции, вызываемые красотой игровых движений, элементами художественного творчества, но и переживают горечь неудачи, поражение, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т.п.
Театрализованная игра объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...