Сопровождение детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Зонова Е.Г.
педагог-психолог МБДОУ детский сад 12,
ГО Красноуфимск
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
В соответствии со статьей № 2 Конвенции ООН по правам ребенка, все дети имеют равные права и значимость независимо от состояния их здоровья и иных обстоятельств. Также, согласно статье № 23 этой же Конвенции, любой ребенок, имеющий психические и (или) физические особенности имеет права и возможности на ведение полноценной жизни, которая будет способствовать достойному участию его в жизни общества. Принимая положения Конвенции ООН по правам ребенка, наше общество реализует гуманные цели и задачи, направленные на содействие актуализации и развитию потенциала каждого ребенка, в том числе имеющего нарушения развития [5]. Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность образования детей с ОВЗ, обеспечение их социализации.
Коррекционно-педагогическая работа с такими детьми должна занимать центральное положение в системе воспитательно-образовательного процесса. Основополагающим в коррекционной работе является теория Выготского Л. С. «Обучение, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают и двигают развитие вперёд».
Коррекционный блок задач направлен, во-первых, на формирование способов усвоения таким дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом [2].
Укрепление здоровья и физическое воспитание. Это направление предполагает, что в ДОО необходимо создать специальные условия для охраны и укрепления здоровья ребенка с ОВЗ, а также проведение оздоровительных мероприятий (контроль за состоянием здоровья – медицинский осмотр, санитарно-гигиенические требования, которые должны осуществляться на занятии, закаливание – если это возможно). Детей необходимо научить приёмам и навыкам поведения, которые предусматривают безопасность жизнедеятельности, необходимо воспитывать положительное отношение к своему здоровью [1].
Социальное развитие начинается с формирования представления ребёнка о себе («Я сам»): определение внешнего вида, самооценка, позитивное отношение к себе (у детей с ОВЗ часто диагностируется неадекватная самооценка: или завышена, или занижена). Необходимо формировать представление об окружающих людях («Я и другие»), главное – формирование умения у ребёнка сотрудничать с окружающими взрослыми и сверстниками. «Я и окружающий мир»: у ребёнка с ОВЗ часто негативное отношение ко всему новому, следовательно, необходимо формировать позитивное отношение к окружающему, что станет основой нравственного воспитания, этических представлений, а, следовательно, и мировоззрения [6].
Эффективным в коррекционно-развивающей работе с такими детьми является использование методов игровой терапии. Численность терапевтической группы может быть обусловлена особенностями детей, но не должна превышать пяти человек. В виду сложности заболеваний детей, группы с большой численностью могут не только снизить терапевтическую и обучающую функции, но и стать неконтролируемыми [1, с. 48-52]. Терапевтические группы необходимо формировать так, чтобы дети оказывали корректирующее влияние друг на друга. В состав группы могут быть включены дети с различными диагнозами и симптомами, что позволит им познакомиться с новыми и дополняющими паттернами поведения, стимулируя коррекционное воздействие [1].
Использование информационно-коммуникационных технологий, методов арт-терапии, пескотерапии, игровой терапии, куклотерапии в коррекционно-развивающей работе дает положительный эффект, способствуя социальной адаптации и комплексному развитию личности детей, давая им возможность стать полноценными членами общества.
Организация работы специалистов предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения [4].
Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка [3].
Реализация индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ, удовлетворение особых образовательных потребностей – главное условие возможности успешной социализации таких детей в будущем.
Список литературы
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб, 2001.
- Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И. Романовой, науч. ред. Е. Рыбина.– М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 272 с.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. — 1999. — № 6
- Екжанова Е.А. Специальная психология и коррекционная педагогика: Учебная программа курса. — М.: МГСУ, 2000.
- Конвенция ООН по правам ребенка. Ст. № 2, № 23. – http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtm
- Стребелева Е.А., Мишиной Г.А., Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Книга для педагогов. Под ред.. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей
Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интереса к чтению у детей с нарушениями речи старшего дошкольного в
Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интереса к ч...
Организация сопровождения детей с ОВЗ и внедрение практико-ориентированных техник индивидуального обучения детей.
Внедрение практико-ориентированных техник индивидуального обучения детей с ОВЗ и их сопровождение в ДОУ....
Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка
проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...
- Мне нравится (2)