Консультация для родителей «Особенности развития речи слепого ребенка в условиях семейного воспитания»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дубовицкая Людмила Александровна

У слепых детей при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров коры головного мозга, становление речи происходит примерно в то же время, что и у зрячих, так как глубокое поражение или отсутствие зрения не мешает появлению у ребенка речи. Но, в развитии разговорных форм речи незрячего ребенка присутствует определенная специфика, которую несомненно необходимо учитывать при воспитании и обучении ребенка. И нет сомнений, что первым, кто должен приходить на помощь, когда ребенок, имеющий нарушения зрения, сталкивается с трудностями, преодоление которых для него непосильно, конечно  - семья, его родители. В данной статье имеются рекомендации родителям детей, имеющих зрительные недостатки, по развитию их речевых способностей, которые помогут максимально адаптировать и социализировать ребенка к жизни в обществе.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Особенности развития речи слепого ребенка

в условиях семейного воспитания»

Слепота – это нарушение органа зрения, при котором острота зрения резко снижена или полностью отсутствует.

Денискина В.З. выделила подкатегорию «Слепые дети» - острота зрения которых от 0 до 0,05 (включительно), в которую входят:

  • тотально слепые – не видят свет;
  • слепые со светоощущением – отличают свет от тьмы;
  • слепые со свето и цветоощущением – отличают свет от тьмы, различают цвета;
  • слепые с остротой зрения от 0,005 (не включая) до 0,01 (включительно) – считают пальцы у лица;
  • слепые дети с форменным (предметным) зрением от 0,01 (не включая) до 0,05 (включительно).

Давайте попытаемся представить себе, что такое не видеть. Закрываем глаза – и сразу же исчезает все разнообразие предметов, окружающих нас. Правда, мы прекрасно понимаем, где находимся, и четко представляем это место.

Существуют разные категории слепых детей: одни дети ничего не видят, другие различают: светло-темно, а остальные имеют остаточное зрение: для одних все окружающие предметы как в густом тумане – видны только контуры, но не различимы детали. Но если ребенка научить использовать свое остаточное зрение и сохранные анализаторы, то он сможет самостоятельно и безопасно передвигаться и ориентироваться в окружающей среде.

Первым, кто должен приходить на помощь, когда ребенок, имеющий нарушения зрения, сталкивается с трудностями, преодоление которых для него непосильно, конечно  - семья, его родители.

У слепых детей при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров коры головного мозга, становление речи происходит примерно в то же время, что и у зрячих, так как глубокое поражение или отсутствие зрения не мешает появлению у ребенка речи.

Однако, в развитии разговорных форм речи незрячего ребенка присутствует определенная специфика.

Одной из главных особенностей являются проблемы в овладении правильной артикуляцией речевых звуков и звукопроизношением. Это объясняется отсутствием у ребенка способности видеть движения губ говорящего взрослого, его выражение лица, которым он сопровождает конкретную интонацию, с которой произносится определенная фраза. В связи с этим, речь слепого ребенка, как правило, является моловыразительной, неясной, малоразборчивой, а органы артикуляционного аппарата развиты не в полной мере. Наиболее часто наблюдаются сложности в проговаривании отдельных групп звуков: свистящие, шипящие, а также звуков [р] и [л].

Другой, наиболее значимой характеристикой развития речи незрячего ребенка представляется расхождение между словом, используемым малышом в экспрессивной речи, и осмыслением его значения. Происходит это от того, что для ребенка оказывается недоступной визуальная информация об окружающем, а сведения, получаемые с помощью осязания – еще беднее.

Существующие у ребенка проблемы, связанные с первой особенностью развития речи слепых, постепенно коррегируются, если в воспитании малыша родители будут использовать следующие приемы.

  1. Обучая вашего кроху проговариванию какого-либо слова, произносите его отчетливо. Прикоснитесь его руками к своему лицу, губам, чтобы ребенок почувствовал, как располагаются органы артикуляции при проговаривании слов.
  2. Формированию точной артикуляции, произношению и мимике помогает игра, в ходе которой родитель просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется.
  3. Развитию разговорной речи слепых детей способствуют специальные дыхательные упражнения, при которых формируется правильная постановка дыхания. Можно применять игры «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер». Чтобы почувствовать «ветер», ребенок дует на свою руку.

Теперь вернемся ко второй характерной черте развития речи слепого ребенка. Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (в том числе и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающим миром, тем шире его чувственный опыт и тем меньше разница между словарным запасом и пониманием их значения.

Особенно важно сосредоточить свое внимание на следующем. Известно, что уровень развития речи ребенка оказывается в непосредственной зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Для незрячего ребенка это особенно важно, так как без этого будет невозможной постановка точных приемов осязательного обследования предметов, ввиду того, что чувствительные пальцы рук для слепого ребенка настолько же ценны, как и глаза для зрячего.

В связи с этим, развивать тонкие движения пальцев рук ребенка необходимо уже с раннего детства. Помочь в этом могут пальчиковые игры и гимнастики: «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.

Знакомя ребенка 2 - 3-го года жизни с разными предметами, следует четко проговаривать их и просить ребенка повторять сказанное слово. Но, показывая предмет ребенку, не рекомендуется называть его сразу. Сперва, следует спросить: «Что это?» - и предоставить ребенку время поманипулировать с ним. Это невероятно значимо, так как в дальнейшем малыш обязательно должен будет научиться самостоятельно задавать этот вопрос, как взрослому, так и самому себе. И лишь при таком раскладе будет стремительно осуществляться ознакомление ребенка с окружающей действительностью.

Воспроизводя действия, в которых, каким-либо образом ребенок принимает участие  (одевание, кормление и др.), необходимо называть и объяснять каждый пункт, выполняемый родителями, и каждый предмет, с которым совершается действие. Изъясняться следует отчетливо, коротко, таким образом, чтобы ребенок понял, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Так как незрячий ребенок не способен визуально следить за действиями взрослого, слово приобретает значительную важность в овладении действиями и формировании навыков. Оно, насколько это возможно, должно быть неразрывно с действием, с обследованием предметов.

Итак, усадив ребенка 3-го года жизни за стол, родитель говорит: «Сейчас мы будем кушать. Тарелка пустая, посмотри (следует обследование тарелки). Надо налить суп. Я сейчас возьму большую ложку (показывает) и налью его. Слышишь, как льется суп? Он горячий. Потрогай тарелку (прикасается рукой ребенка к теплой тарелке)...». Спустя время, ребенку будет достаточно услышать только действие, для того, чтобы понять, о чем идет речь и это отразиться как в его высказываниях, так и в действиях (будет показывать дно пустой тарелки, называть действия, которые предстоит выполнять взрослому и т.д.).

Необходимо обучать ребенка звукоподражаниям (как лает собака, как мяукает кошка, как капает вода, как гудит машина и т.д.).

В связи с тем, что речь превращается для ребенка в средство общения, она постепенно начинает выполнять и регулирующую функцию. Это означает, что слово взрослого начинает регулировать поведение ребенка. Первыми словами-регуляторами становятся слова «можно», «нельзя», глаголы в форме повелительного наклонения, типа «ешь», «иди» и т.п.

На 2-м году жизни, с появлением первых слов в собственной речи ребенка, необходимо начинать учить его воспроизводить несложные движения по инструкции взрослого: протягивать предмет, который он держит в руках, при слове «дай» и, что труднее, учить протягивать руки ко взрослому при словах «на», «возьми». При словах «иди ко мне на ручки» ребенок начинает протягивать руки ко взрослому, ориентируясь на звук его голоса.

На 3-м году жизни, с развитием фразовой речи, ребенок оказывается способен выполнять простейшие поручения: «Подойди ко мне», «Положи куклу…». К этому времени он уже ходит и способен на элементарные практические действия.

С целью развития речи и интеллекта ребенка полезны инструкции, выполнение которых требует понимания предметов. Например: положить игрушку на диван, на стол, в коробку, в ящик; вынуть игрушку из коробки и т.д.

Первоначально, если это нужно, необходимо направлять руки ребенка или даже брать его в свои руки. Ребенка надо учить прятать игрушку или небольшой предмет под перевернутую коробочку и искать спрятанное. Для того чтобы ребенок убедился, что предмет пропал, его руками надо провести по столу и коробочке, произнося: «Где игрушки? Спрятались». Затем его можно научить приподнимать коробочку и доставать игрушку из-под нее.

Большое значение в развитии речи незрячего ребенка играют потешки, стихи, сказки. Слушая и повторяя за взрослыми слова потешки или простого по структуре стихотворения, предназначенного для маленьких слушателей, ребенок учится правильному проговариванию слов, учится подчинять свою речь ритму стиха, усваивает новые слова. Кроме того, развиваются внимание и память ребенка, необходимые при прослушивании и самостоятельном повторении произведения. Вначале ребенок повторяет за взрослым лишь отдельные слова, и здесь еще рано говорить о понимании им содержания всего произведения и даже отдельных слов. Это понимание придет позже.

При выборе произведений необходимо обратить особое внимание на те из них, которые требуют выполнения определенных действий при произнесении тех или иных слов. Например, читая ребенку стихотворение А. Барто «Идет бычок, качается…», взрослый учит ребенка показывать, как качается бычок, как он кивает головой.

Действия, сопровождающие слова, способствуют лучшему пониманию их смысла, усвоению отдельных слов. А как следствие - ребенок повторяет отдельные слова или все стихотворение с выражением.

Для объяснения ребенку 3-го года жизни содержания прочитанного могут служит игрушки. Например, читая потешку: «Киска, киска, киска брысь! / На дорожку не садись; / Наша Катенька пойдет - / Через киску упадет», ребенку дают хорошо знакомую ему куклу и показывают, как может упасть Катя.

Читая стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол», можно дать ребенку в руки мишку и в конце стиха пожалеть мишку вместе с ним.

Пройдет немного времени, и постепенно слово станет одним из важнейших средств познания ребенком тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения.

Таким образом, хотелось бы сказать, что когда родители узнают о каких-либо затруднениях или проблемах в развитии их ребенка, они испытывают столько отрицательных эмоций, что они могут заслонить самого ребенка. Уважаемые родители! Помните главное - это ваш ребенок! Да, развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в вашей любви и заботе. Любите вашего ребенка и радуйтесь ему!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация «Особенности развития речи слепого ребенка в условиях семейного воспитания» Подготовила Учитель-логопед Дубовицкая Л.А.

Слайд 2

Роль зрения в развитии ребенка трудно переоценить. Все, что видит ребенок, оказывает большое влияние не только на его самочувствие, но и на его взаимодействие с окружающей действительностью. Зрение определяется, как ведущий сенсорный анализатор.

Слайд 3

Слепота – это нарушение органа зрения, при котором острота зрения резко снижена или полностью отсутствует.

Слайд 4

Слепые дети (по Денискиной В.З.) тотально слепые (не видят свет) с лепые со светоощущением (отличают свет от тьмы) слепые со свето и цветоощущением ( отличают свет от тьмы, различают цвета) слепые с остротой зрения от 0,005 до 0,01 (считают пальцы у лица) слепые дети с форменным (предметным) зрением от 0,01 до 0,05

Слайд 5

Давайте попытаемся представить себе, что такое не видеть. Закройте глаза

Слайд 6

У слепых детей при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров коры головного мозга, становление речи происходит примерно в то же время, что и у зрячих, так как глубокое поражение или отсутствие зрения не мешает появлению у ребенка речи.

Слайд 7

В развитии разговорных форм речи незрячего ребенка присутствует определенная специфика Проблемы в овладении правильной артикуляцией речевых звуков и звукопроизношением. Расхождение между словом, используемым малышом в экспрессивной речи, и осмыслением его значения.

Слайд 8

Рекомендации по формированию правильной артикуляции звуков: Обучая вашего кроху проговариванию какого-либо слова, произносите его отчетливо. Прикоснитесь его руками к своему лицу, губам, чтобы ребенок почувствовал, как располагаются органы артикуляции при проговаривании слов. Ф ормированию точной артикуляции, произношению и мимике помогает игра, в ходе которой родитель просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется. Развитию разговорной речи слепых детей способствуют специальные дыхательные упражнения, при которых формируется правильная постановка дыхания. Можно применять игры «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер». Чтобы почувствовать «ветер», ребенок дует на свою руку.

Слайд 9

Рекомендации по развитию сохранных анализаторов: Р азвивать тонкие движения пальцев рук ребенка начиная уже с раннего детства с помощью пальчиковых игр и гимнастики: « Сорока-белобока », «Пальчик-мальчик» и др . При знакомстве ребенка 2 - 3-го года жизни с разными предметами, следует четко проговаривать их и просить ребенка повторять сказанное слово. Но, показывая предмет ребенку, не рекомендуется называть его сразу. Сперва, следует спросить: «Что это?» - и предоставить ребенку время поманипулировать с ним. Оречевление окружающей среды и всех действий, в которых ребенок принимает участие (одевание, кормление). Необходимо обучать ребенка звукоподражаниям (как лает собака, как мяукает кошка, как капает вода, как гудит машина и т.д .). Со 2-го года жизни, с появлением первых слов в собственной речи ребенка, необходимо начинать учить его воспроизводить несложные движения по инструкции взрослого. Использование потешек , стихов, сказок, сопровождая их действиями.

Слайд 10

Не допускайте переутомления зрения . Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Гимнастика для глаз «Весёлая неделька» - Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. - В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. - По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны . В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. - Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

Слайд 11

Уважаемые родители! Помните главное - это ваш ребенок! Да, развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в вашей любви и заботе. Любите вашего ребенка и радуйтесь ему!

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Наши  современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...

" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Наши  современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в средней группе"

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в разном возрасте"

В данном комплекте представлены консультации для родителей "Особенности развития речи детей в 3-4 года", "Особенности развития речи детей 4-5 лет", "Особенности развития речи детей в 5-6 лет", "Особен...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Особенности развития речи ребенка 4–5 лет»

После 4 лет ребёнок мыслит отвлеченно и отвечает на вопросы взрослых. Чтобы помочь ребёнку развить речь, можно использовать несложные игровые приемы...