Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_i_korrektsiya_v_gruppe.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 9» (ДО)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______/ Л.Л. Морозова от «25» 05. 2019г. | . | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ «ОШ №9 г. Ачинска» ________/ С.Ю.Тарханова «25» 05. 2019г. |
Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Воспитатель младшей группы
Григорьева Наталья Михайловна
г. Ачинск
2019 – 2020 учебный год
Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Констатирующий эксперимент
Работа воспитателя очень разнообразна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные приемы, виды и содержания работы, и вся его деятельность направлена на правильное всестороннее развитие детей. В образовании и воспитании детей младшего возраста есть важный момент – диагностировать развитие ребенка, это важный составляющий момент в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и выявить степень эффективности работы самого педагога. А педагог, в свою очередь, исходя из данных результатов, делает вывод о правильности выбранных им технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести поправки в план своей работы. Проанализировав психолого–педагогическую литературу по проблеме формирования межличностных отношений и навыков общения у детей младшего дошкольного возраста мы решили изучить на примере игровой деятельности. Проведение исследования среди детей младшего возраста детского сада г. Ачинска, показало следующие данные. Экспериментальная работа проводилась с октября по май 2019 года. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей младшей группы в возрасте 3-4 лет. Из них 6 девочек и 4 мальчика. Для диагностики эксперимента нами была использованы критерии, разработанные Н.Ф. Губановой.
Констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:
- выявления уровня взаимодействия друг с другом в непродолжительной совместной игре.
- выявления умения разыгрывать простейшие сюжеты в сюжетно-ролевой игре.
Для проведения данной диагностики нами был разработан ряд критериев полные и эмоциональные действия на которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, «-» низкий уровень.
Для удобства обработки данных мы выделили следующие критерии:
- высокий;
- средний;
- низкий.
Приведем расшифровку каждого уровня:
Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.
Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Отобранные диагностические задания дают возможность определить критерии сформированности игровых навыков и общения друг с другом.
Цель данной работы, проанализировать развитие общения у детей младшего возраста на основе предложенного игрового сюжета.
Для проведения диагностики предлагается 10 игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста:
- Уложим спать куклу Катю
- Сварим суп для куклы Кати
- Мама стирает белье
- Мама лечит дочку Катю
- Мама и дочка гладят белье
- Мама и дочка идут в магазин за продуктами
- Мама и дочка идут на прогулку
- Мама и дочка встречают гостей
- Мама играет с дочкой Катей
- Мама и дочка убирают комнату
Данное диагностическое обследование помогает увидеть, на сколько развиты игровые навыки, и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжеты ролевых игр.
По окончанию наблюдений были подведены итоги.
Диагностическое обследование проводилось наблюдения за действиями детей, с использованием предметно-игровой среды, а с опорой на жизненный опыт ребенка. По ходу диагностики детям задавались вопросы, на которые они поочередно отвечали. Целесообразно на занятия по диагностике приглашать не более 5 детей, чтобы наиболее точно оценить умение и навыки каждого ребенка.
Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в таблицу.
Таблица № 1
Уровень сформированности игровых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Средний уровень |
1 | Вика А. | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | С |
2 | Лера О. | + | + | + | - | + | - | - | - | - | - | Н |
3 | Юля Б. | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | Н |
4 | Денис Р. | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | В |
5 | Ирина К. | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Н |
6 | Орина М. | + | - | - | - | + | - | + | + | - | + | С |
7 | Ярослав Б. | + | - | - | - | - | - | + | - | - | - | Н |
8 | Маша П. | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | Н |
9 | Никита Б. | + | + | + | + | - | - | + | - | - | - | Н |
10 | Лиза Т. | + | + | + | - | - | - | - | + | + | + | С |
Высокий | 10 % | |||||||||||
Средний | 30 % | |||||||||||
Низкий | 60 % |
Из таблицы видно, что у детей участвующих в эксперименте игровые навыки развиты на достаточно низком уровне. Дети затруднялись в использовании некоторых игровых сюжетов (Мама и дочка встречают гостей; Мама играет с дочкой Катей; Мама и дочка убирают комнату).
Анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста (60 % - 6 человек). Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков.
Проанализировав приведенные выше данные, можно сказать что, данные навыки целесообразно формировать в процессе целенаправленной деятельности, используя различные методы и приемы. Поэтому следующим этапом работы является формирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент
Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои, особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей. Именно в игре происходит комбинирование знаний и представлений ребенка, искренне передаются его мысли и чувства, наиболее ярко выражаются творческие способности.
Чтобы представить, как происходит развитие ребенка в игре, следует вспомнить, что сама она осуществляется, совершенствуется в двух взаимосвязанных планах. Разрозненные игровые действия - ребенок постепенно начинает объединять в определенной последовательности, составляя сюжет: Ролевые игры, типичные для дошкольника, могут быть названы и нередко называются сюжетными: в них имеется начало каких-то событий, постепенное их развертывание и конец. Постепенно предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Так возникает ролевая игра.
Как же развивается игровой сюжет?
Каждое действие дети усложняют; кормил куклу ребенок и на втором году жизни: он подносил ей тарелку, многократно повторяя действие. Дети третьего и четвертого года жизни уже наливают «пищу» то в чашку, то в тарелку, помешивают ее, убирают посуду.
Последовательность игровых действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной логике. Существенные достижения в этом направлении происходят у детей к концу третьего года жизни. У них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни, усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от ее лица, заботится о кукле, как о живом существе. В игровой деятельности дети часто называют себя именами взрослых. Как руководить игрой?
Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно помочь развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным действиям с одной игрушкой, даже на третьем году жизни дети не всегда переносят действия одной игрушки на другую. Они, например, упорно лечат только куклу Машу, потому что ранее так делал воспитатель. В таких случаях целесообразно предложить: «Теперь полечи куклу Катю». Чтобы действие стало двух- и трехзвеньевым, необходимо во время предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Если девочка собирается кормить куклу, ей предлагают салфетку, чтобы «дочка не запачкала платье». Не сделай этого взрослый, кормление куклы так и осталось бы простым однозвеньевым действием.
Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и другие игрушки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие), но такие, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть игрушечными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, на тележку, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. Надо иметь медицинский набор «Доктор «Айболит», «магазин», «парикмахерскую», «прачечную». Игрушки расставляют в разных местах комнаты, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу. Учитывают также и интересы детей: в одном месте - все для игры с куклой (комната, кухня), в другом - строительный материал и машины.
Первоначально игровую ситуацию для детей полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить на стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает на первых порах, какой именно игрушки нет и где ее можно взять. Во время игр, возникающих по инициативе детей, используется также подсказ действий с учетом жизненного опыта ребенка.
Прямой подсказ легче воспринимается ребенком и поэтому используется в первую очередь и при организации игр детей начала третьего года жизни. Девочка сидит около спящей куклы, не играет с ней. Воспитатель, протягивая ей игрушечную тарелку, спрашивает: «Твоя дочка еще не проснулась? Она кушать не хочет?»
Косвенный подсказ сложнее. Если спрашивают: «Твоя кукла поспала, а что она сейчас будет делать?», ребенок должен вспомнить и воспроизвести реальные действия. Или: «Ты гулять с куклой собираешься? А она не замерзнет?» Малыш должен догадаться, что куклу надо одеть. При этом он учится самостоятельно находить нужные вещи или просить их у воспитателя.
Трудность перехода от сюжетной игры к ролевой объясняется разным уровнем игровой деятельности и взаимоотношений детей третьего года жизни. Одни находятся на одиночном уровне, другие играют «рядом», у третьих наблюдаются элементы совместной деятельности. Если дети играют в одиночку, их партнером может быть игрушка. Иногда, воспроизводя игровые действия, ребенок проделывает их молча или объясняет: «Спит... Кушать будет». Для перехода к ролевой игре важно, чтобы малыш научился изображать действие не только за себя, но и за партнера-игрушку и вести разговор по этому поводу. Воспитатель, участвуя в игре малыша или показывая инсценировку, дает; образцы того, как вести разговор. Игра с партнером-игрушкой происходит на уровне изображения. Когда же действуют партнеры-сверстники, эта игра осуществляется уже на уровне управления, поскольку происходит не только обмен действиями; но и построение определенных отношений (Н. Я. Михайленко), это гораздо сложнее. В младшем дошкольном возрасте могут иметь место простейшие совместные игры детей при условии, если педагог выполняет роль ведущего: регулирует детские взаимоотношения, поощряет хорошие поступки, осуждает плохие, как участник игр, объединяя двух-трех детей, учит их наблюдать за игрой, включаться в нее, подсказывает, чем нужно помочь (принести одеяло, чтобы укутать больную куклу, кубики, чтобы завершить постройку), помогает договориться, распределить обязанности в игре. Воспитатель подсказывает детям, как сделать, чтобы действия каждого могли быть использованы другими участниками игры, создает игровые ситуации, объединяющие детей общими предметами и действиями. Сначала это сравнительно простые ситуации. Например, двум детям предлагают из крупных кирпичиков построить дорожку и водить кукол друг к другу в гости. Потом задания усложняют. Зная, что Вале, Жене и Сереже нравится играть с куклой Андрюшей, воспитатель предлагает каждому сделать что-то для своего любимца: Вале - уложить Андрюшу спать и смотреть, чтобы он не проснулся раньше времени, Жене - сварить кашу на плите и вскипятить молоко, а Сереже – построить стол и, стул и расставить посуду. Андрюша проснется и захочет кушать. Так детей готовят к следующему этапу сюжетно-ролевой игры, когда деятельность осуществляется уже по собственному замыслу и ведущее место принадлежит умению ребенка определить свою роль, составить элементарный сюжет.
В младшем дошкольном возрасте дети еще не научились согласовывать свои действия друг с другом: не заботясь о партнере, они легко производят действия, не предусмотренные сюжетом. Воспитатель подсказывает образцы поведения, требуемого ролью объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия в ходе игры и роль, которую он выполняет. Во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими игрушками, разнообразными материалами, в частности с природными, общаются друг с другом и взрослыми. Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей. Для успешной реализации формирующего эксперимента нами была составлена программа формирования игровых навыков детей младшего дошкольного возраста, которая проиллюстрирована в таблице 2.
Таблица № 2
Программа развития игровых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста
Порядковый номер занятия | Краткая характеристика занятия |
Занятие 1 | Мама кормит и одевает дочку, укладывает ее спать. Методические приемы: Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать». Чтение С. Капутикян «Маша обедает» |
Занятие 2 | Мама стирает, гладит белье. Методические приемы: Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворенья С. Капутикян. «Стираем» Продуктивная деятельность: «Ленточки сушатся на веревке» |
Занятие 3 | Мама убирает в комнате. Методические приемы: Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра: «У нас порядок» Чтение стихотворенья С. Капутикян «Пылесос» Продуктивная деятельность: «Убираем игрушки» |
Занятие 4 | Мама с дочкой покупают продукты в магазине Дидактические игры «Какие продукты продаются в магазине»; «Поможем кукле выбрать покупку» Продуктивная деятельность: «В магазине продаются красные яблоки» |
Занятие 5 | Мама и дочка встречают гостей. Методические приемы. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Покажем мишке, как надо встречать гостей» Продуктивная деятельность:»накрываем стол» |
Занятие 6 | Мама готовит обед для семьи Методические приемы: рассматривание иллюстраций. Внесение нового атрибута – газовой плиты. Продуктивная деятельность: «Варим суп» |
Занятие 7 | Мама и дочка гуляют в парке Методические приемы: рассматривание иллюстраций Беседа с детьми что мы делам на прогулке. Внесение нового атрибута – прогулочной коляски. |
Занятие 8 | Мама лечит дочку Методические приемы: рассматривание иллюстраций Объединение с игрой «Больница» |
Занятие 9 | Мама играет с дочкой Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения С. Капутикян «Игрушки». Дидактическая игра: «Что мы видим на картинке» |
Контрольный эксперимент
После проведения формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование с целью определения эффективности проделанной работы. Диагностика уровня сформированности игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста проводилась по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сформированности игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Средний уровень |
1 | Вика А. | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | С |
2 | Лера О. | + | + | + | + | + | - | - | + | + | - | С |
3 | Юля Б. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В |
4 | Денис Р. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В |
5 | Ирина К. | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | С |
6 | Орина М. | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | В |
7 | Ярослав Б. | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | С |
8 | Маша П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | В |
9 | Никита Б. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | В |
10 | Лиза Т. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В |
Высокий | 60 % | |||||||||||
Средний | 40 % | |||||||||||
Низкий | 0% |
Таким образом, мы видим, что в результате проделанной работы на контрольном этапе эксперимента не выявлены дети с низким уровнем развития навыков общения.
Анализ результатов экспериментальной работы показал значительное улучшение показателей уровня сформированности игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Уровень сформированности игровых умений и навыков поделился на средний и высокий (по 50 % и 50% соответственно). Низкий уровень не обнаружен ни у кого. Это говорит об эффективности проделанной нами работы.
Эффективность разработанной методики подтвердили результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента. Анализ результатов показал, что работа, проведенная в ходе формирующего эксперимента, повысила уровень развития игровых умений и навыков у детей экспериментальной группы.
Разрабатывая диагностическую методику, нами была еще раз подтверждена необходимость целенаправленной методической работы включающий в себя разнообразные формы и методы для успешного достижения результатов в ходе работы с детьми данного возраста.
Вывод:
Разрабатывая методические рекомендации педагогическим работникам дошкольных учреждений, мы исходили из того, что в поцессе дошкольного дошкольного периода ребенок наиболее активно устанавливает благоприятные отношения со сверстниками в процессе игровой деятельности и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «я», свое место среди людей.
На первом этапе коррекционной работы следует улучшить эмоционально-психологический климат группы, чтобы каждый ребенок в группе сверстников не чувствовал себя «изолированным», не нужным.
С этой целью воспитателям дошкольных учреждений предлагаются следующие рекомендации:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;
- избегать слишком критических замечаний в адрес ребенка при других детях;
- быть внимательным к застенчивым и замкнутым детям, а также к детям, активно демонстрирующим свое лидерство перед своими сверстниками.
Ребенок ждет от сверстника конкретной, адекватной оценки своих игровых замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что товарищи по группе его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно. Поэтому задача педагога – научить детей элементарным навыкам культуры общения.
Отрицательные оценки оказывают тормозящее влияние на активность ребенка, поэтому следует отрицательно оценивать не ребенка, а конкретные его действия, охраняя при этом доброжелательный фон, не сердясь, не раздражаясь. Действенность оценки определяется тем, насколько она корректно сформулирована, какова ее форма и содержание.
На втором этапе необходимо наладить взаимоотношения ребенка со сверстниками, повысить социометрический статус «непопулярных» дошкольников. Для налаживания взаимоотношений со сверстниками важное значение имеет игровая деятельность. Использование режиссерских игр способствует улучшению взаимоотношений между детьми. Играя, дети учатся принимать замыслы товарищей по группе, обсуждать принятые роли, строить увлекательный игровой сюжет.
Отклонения в формировании личности ребенка, могут проявляться в стремлении ребенка к уединению. В этом случае нужно корректировать «симптом малообщительности». Воспитатель должен направить внимание ребенка на внутренние переживания. Эффективным приемом будет использование комментариев всего происходящего, это поможет ребенку откликнуться на игровые действия других детей. Далее ребенку можно предложить самому стать комментатором игр, совместной деятельности детей, конфликтов. Таким образом, ребенок приобретает опыт коммуникативной деятельности.
Воспитатель должен обращать внимание на агрессивных детей и их поведение (частые вспышки гнева). Ребенка нужно упражнять в применении этически ценных норм поведения, научить использовать различные приемы разрешения конфликтов.
Прекрасным средством налаживания общения между детьми являются настольно-печатные игры («лото», «домино», «маршрутные»). Именно в играх парами дети учатся способам игрового сотрудничества: соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером.
Большие возможности в формировании навыков общения в группе сверстников заключаются в игре с правилами. Основными ее характеристиками являются состязательные отношения между участниками, наличие реального результата - выигрыша, предметно обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов (что дает возможность проигравшему отыграться в следующем коне). Все это также способствует формированию межличностных отношений среди детей в группе детского сада.
Если ребенок находится в положении лидера, то он может затмевать других детей, таких детей нужно ставить на незначительные роли. А «изолированных» детей на более ведущие роли.
Если в группе наблюдается жесткое распределение ролей, то направлением коррекционной работы будет - «расшатывание» этого распределения, то есть каждый ребенок сможет быть ведущим, так и ведомым.
Дети, которые непопулярны, имеют узкий круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений. Предметом коррекции будет преодоление непопулярности ребенка среди сверстников. Для этого воспитателям ДОУ необходимо переориентировать недоброжелательное отношение других детей и выработать к нему положительные оценки.
Популярность ребенка в группе зависит от успеха, которого он добивается в совместной игровой деятельности. Если обеспечить в игре успех малоактивным детям, не пользующимся популярностью, то это может привести к изменению их социометрического статуса и стать эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.
Необходимо использовать естественно возникающие игровые ситуации и специально создавать таковые для познания эмоциональных состояний людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности), их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности.
Чтобы развить стремление предвидеть и чувствовать эмоциональное состояние сверстников в определенных ситуациях (когда кого-либо из детей не приняли в игру, дали самую неинтересную роль, наименее привлекательную игрушку; когда кто-то из детей дал поиграть сверстнику машинку, принесенную из дома, и тотчас же отобрал и т. д.), важно обучить ребенка пониманию связи между поведением людей и их эмоциональным состоянием, пониманию такой модели рассуждений: «Можно так сделать — будет хорошо другому и радостно мне»; «Этого делать нельзя, потому что огорчится другой человек и будет неприятно мне»; важно также сформировать у детей не только понимание, но и умение действовать в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно».
Соблюдение данных рекомендаций поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в формировании навыков общения у детей младшего дошкольного возраста, а также будет способствовать повышению статуса детей в группе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.
В статье описана профилактика, условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Статья предназначена педагогам, родителям....
Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста
Игра – упражнение «Ласковый мелок» Педагог. Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.Педаг...
Формирование навыков сочинения сказок у детей дошкольного возраста
Представлен опыт работы реализации проекта "Сказка учит говорить"...
Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет
Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...
Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».
laquo;Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».Жизнь каждого ...
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»
Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...
План работы по самообразованию Тема: «Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
План работы по самообразованию Тема: «Формирование навыков межличностного взаимодействия у детейдошкольного возраста»...