Консультация для педагогов ДОУ "Организация и проведение педагогического обследования детей с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике

Дунаева Марина Викторовна

В статье размещен инструментарий для оранизации мониторинга детей с ЗПР в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов групп комбинированной направленности:

«Организация и проведение педагогического  обследования детей с задержкой психического развития в условиях детского сада». 

     В нашем детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в коррекционной группе. Система комплексного сопровождения детей дефектологической группы позволит выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности. Но существуют трудности построения коррекционно-педагогического процесса в нашей группе, так как категория детей с ЗПР разнородна по составу. Воспитанники корррекционной группы различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Для того, чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа.  Предлагаемая программа дефектологического обследования служит инструментарием для оценки уровня усвоения обязательного минимума коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко. Диагностический пакет представлен материалами для обследования, проводимого учителем-дефектологом, отражает основные направления коррекционной работы, выделенные в два блока.

  1. Определение уровня развития высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, уровня развития мелкой моторики, уровень развития произвольной регуляции.
  2. II. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений: количества и счета, геометрических фигур, величины, ориентировки в пространстве, ориентировки во времени, составления и решения арифметических задач.

К каждому предлагаемому заданию дается инструкция. Задания доступны по сложности, предлагаются в форме игровых упражнений с применением наглядно-дидактического материала. Для оценки качества выполнения заданий по всем методикам используется трехбалльная система. К каждому заданию подобраны критерии оценки. На основании суммы данных, показанных каждым ребенком, выводится средний показатель овладения ребенком определенным видом деятельности по формуле:

 Ср.п. = б/n,

где: Ср.п. – средний показатель, б – сумма баллов, показанных ребенком во всех заданиях, n – количество заданий в диагностике.

Количественно-качественный анализ позволяет определить уровень развития ребенка в той или иной деятельности, проследить динамику его развития, определить эффективность работы педагогов группы.

 Перечень диагностического материала:

1. Внимание. 5 лет – методика Пьерона – Рузера (тест изменений). 6 лет – методика Бурдона (тест изменений).

2. Восприятие. Цвет — методика И.В. Дреминой. Форма – тест «Найди одинаковые фигуры» (А.Н. Смирнова).

Величина: 1) Картинки с предметами различной величины (по пособиям Г.Каше). Для детей 5 лет используется игра «Назови по картинке», для детей 6 лет — «Скажи наоборот».

 2) Раскладывание полосок в ряд в возрастающем порядке. Для детей 5 лет – 5 полосок, для детей 6 лет – 10 полосок.

3) «Пирамидка» ( 5 лет), «Мисочка» (6 лет).

3. Особенности восприятия – целостность. 5 лет – «Сложи квадрат» из 4 частей. 6 лет – «Сложи квадрат» из 5-6 частей.

4. Мышление.

1) Наглядно – действенное мышление оценивается по таблицам Сегена.

 2) Наглядно – образное. Ребенку предлагается за определенное время упорядочить серию картинок. Для детей 5 лет – серия из 4 картинок. Для детей 6 лет – серия из 5 — 6 картинок.

3) Словесно – логическое. 5 лет – «Назови одним словом» (например: морковь – капуста – огурец). 6 лет – «Что лишнее» (например: морковь – капуста – яблоко – картофель).

Дополнительная методика «Речевые аналогии» (автор Д.Векслер).

5. Память.

1) Слуховая память. «Запомни 10 слов» (методика А.Лурия).

 2) Зрительная память. «Запомни 9 фигур и нарисуй их».

3) Логическая память. Опосредованное запоминание карточек (методика Л.С. Выготским, А.Р. Луриа, А.Н. Леонтьева).

6. Моторика. Упражнение «Бусинки». Тест на определение ведущей руки.

7. Произвольная регуляция. Графический диктант (методика Д.Б. Эльконина).

Диагностика по разделу «ФЭМП».

1) Количество и счет: количественный, порядковый, уравнивание количества групп предметов. 5 лет – до 5. 6 лет – до 10.

 2) Геометрические фигуры. 5 лет – узнавание геометрических фигур «Найди пару» 6 лет – различение геометрических фигур.

3) Величина «Разложи ленточки». Сравнение предметов длины, ширины, высоты. 5 лет – 5 предметов. 6 лет – 10 предметов.

4) Ориентировка в пространстве. 5 лет – ориентировка направления от себя. 6 лет – определение направления предметов по отношению к другим предметам.

5) Ориентировка во времени. 5 лет – различение частей суток. 6 лет – различение частей суток, дни недели.

Диагностический материал по обследованию элементарных математических представлений позволяет оценить степень сформированности умений, связанных с основными способами умственной деятельности: умением сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Для более глубокого представления о ребенке в начале учебного года заполняются карты обследования ребенка с диагнозами ЗПР; по данным обследования составляется план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на первое полугодие, затем проводится промежуточное обследование в середине года и составляется план индивидуальной работы с ребенком на второе полугодие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...

Организация и проведение психолого-педагогического обследования детей с овз

Презентация опыта работы в проведении психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация для педагогов на тему: Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности.

Цель: Познакомить педагогов с организацией психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ. Раскрыть задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения, алгоритм действий, дать поня...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".

Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Консультация для педагогов на тему: «Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает  пространство, самостоятельно входит в контакт с п...