Организация и проведение психолого-педагогического обследования детей с овз
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Юркова Оксана Викторовна

Презентация опыта работы в проведении психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yurkova_diagnostika.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Теремок» Организация и проведение психолого-педагогического обследования детей с овз . Учитель-дефектолог Юркова О.В.

Слайд 2

1. Организационно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога при проведении обследования 2. Функциональные обязанности учителя-дефектолога при проведении диагностического обследования 2.1. Анализ медицинской и психолого-педагогической документации 2.2. Психолого-педагогическое изучение познавательных возможностей ребенка 2.3. Экспериментально-психологическое изучение познавательной деятельности 2.4. Составление индивидуально-образовательного маршрута сопровождения ребенка .

Слайд 3

Функциональные обязанности учителя-дефектолога при проведении диагностического обследования Анализ медицинской и психолого-педагогической документации Психолого-педагогическое изучение познавательных возможностей ребенка наблюдение беседа

Слайд 4

Использование различных видов заданий Для детей 3-4 лет предлагаются следующие задания: «Поиграй» (набор сюжетных игрушек); коробка форм; разборка и складывание матрешки (четырехсоставной); группировка игрушек; разрезная картинка (из трех частей); « Достань тележку» (со стержнем); « Найди пару» (сравнение картинок); конструирование из кубиков; « Нарисуй»; сюжетные картинки .

Слайд 5

Для детей 4-5 лет используются следующие задания : «Поиграй» (набор сюжетных игрушек); коробка форм; ·разборка и складывание матрешки (пятисоставной); дом животного ; ·разрезная картинка (из четырех частей); «Угадай, чего нет» (сравнение картинок); счет; конструирование из палочек; « Нарисуй человека»; сюжетная картинка «Зимой».

Слайд 6

Для детей 5-6 лет используются следующие задания: включение в ряд; коробка форм; разрезная картинка; группировка картинок по цвету и форме; количественные представления и счет; сравнение картинок «Летом»; « Найди время года»; « Нарисуй целое»; серия сюжетных картинок «Утро мальчика».

Слайд 7

Для детей 6-7 лет предлагаются следующие задания : разрезная картинка «Клоун»; представления об окружающем (беседа); представление о временах года; количественные представления и счет; серия сюжетных картинок «Зимой»; « Дорисуй»; рассказ по сюжетной картинке «В лесу»; звуковой анализ слова; « Продолжи ряд» (письмо); узнавание фигур (тест Бернштейна). Все сведения, получаемые в процессе применения экспериментальных методик и заданий , заносятся в протокол обследования.

Слайд 8

Экспериментально-психологическое изучение познавательной деятельности

Слайд 9

исследование восприятия таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов «Зашумленные» изображения «Почтовый ящик» кубики Кооса набор предметных картинок, разрезанных на 4-8 частей картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине»

Слайд 10

исследование памяти таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания текст для воспроизведения Лев Толстой ЛЕВ И МЫШЬ Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услы­хала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь — бывает и от мыши добро».

Слайд 11

исследование мышления таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей методика «Выделение существенных признаков» методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии» набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)

Слайд 12

Исследование мотивационной готовности 1 . Ты хочешь учиться? 2. Почему (хочешь, не хочешь)? 3. Где ты хочешь учиться? 4. Когда ты пойдешь в школу? 5. Как ты готовишься к школе? Расскажи. 6. Кто тебя будет учить? 7. Чему тебя научит учительница? 8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником? 9. Кто тебе будет помогать в учебе дома? 10. Кому ты будешь помогать в школе? 11. Ты любишь, когда тебя хвалят? 12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником? 13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили? 14. Как ты хочешь учиться? 15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.

Слайд 13

исследование готовности руки к письму «Доберись до цели» «Кто спрятался от лисы?» «Волшебный карандаш» исследование зрительно-моторных координаций Можно использовать гештальт-тест Л.Бендера , или попросить ребенка скопировать короткую фразу, написанную не по русски письменными буквами

Слайд 14

Составление индивидуально-образовательного маршрута сопровождения ребенка. Направление работы (специалист) Формы проведения/ периодичность Коррекционные задачи Игры и упражнения Дефектологическая помощь (учитель-дефектолог) Подгрупповая: 4 раза в неделю по 25 минут Индивидуальные занятия 3 раза в неделю При предъявлении заданий использовать простые инструкции. Развивать мелкую моторику, графические навыки. «Познавательное развитие» Пространственные ориентировки: Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между рядом. Временные представления: Учить устанавливать последовательность раз­ личных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Формировать представления о сезонных изменениях в природе, о временах года. Сенсорика 1. Закреплять умение обследовать и называть предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Закреплять умение обозначать величины словами: узкий - широкий, длинный - короткий, высокий - низкий. Математические представления: Закрепить умение называть, узнавать, сравнивать геометрические фигуры; Учить прямому, количественному, порядковому счету до 10. Развитие устной речи: Развивать артикуляционную моторику. Развивать фонематическое восприятие, формировать умение называть слова, начинающиеся на определенный звук, Закреплять произношение шипящих звуков Развитие мелкой моторики Д.и. «Крупинки-придумки!», «Накорми колобка», «Дорисуй картинку с помощью пробок», «Разноцветные прищепки»,«Разноцветные шарики». «Познавательное развитие» «Добавь слово.» Цель игры : Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе. Где чей домик? Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) . «Наш день», Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». "Когда это бывает?" Цель: закрепить представление о последовательности времен года. «Длинное - короткое» Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. «Веселые матрешки» Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. «Чиним одеяло» Цель: Составление геометрических фигур из данных деталей. «Украсим платок» Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости. См. «Картотека дидактисеских игр по формированию элементарных математических представлений» «Речевое развитие» Развитие речевого слуха. «Угадай, кто кричит» Цель: воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. «Скажи, как я.» Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов). Сказка «Поспешили - насмешили» Цель: развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие умения правильно произносить зву­ки по подражанию. «Что делаешь» Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм. См. Игры по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...

Конспект проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей группы в процессе организации трудовой деятельности

проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей  группы в процессе организации  трудовой деятельности(Мытье комнатных растений) Тема: «В мире комнатных растений»...

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Организация и проведение психолого-педагогического обследования

Данное пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познават...

Организация и проведение психолого-педагогического обследования

Данное пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познават...

Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.

В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...