ТЕХНОЛОГИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Варламова Наталья Борисовна

В данной статье речь идет о коррекции психологического неблагополучия воспитанников, развитие духовно-нравственном качеств в воспитании дошкольников с использованием потенциала психотерапевтических сказок, технологии сказкотерапии. В  нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста  взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии,  водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст  ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?

Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии  в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают,  т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.         Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи [1].

Наше исследование, проведенное на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 167 г.Тюмени свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У каждого пятого ребенка зарегистрирован  низкий уровень самооценки, у 40% детей  отмечается высокий уровень тревожности, у 15% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим мы поставили цель – провести коррекцию психологического неблагополучия детей, развивая духовно-нравственные качества ребенка. Для достижения этой цели нами был использован потенциал психотерапевтических сказок.

 

Статья опубликована в сборнике журнала "Галерея проектов - детский сад будущего" (в рамках Международной научно-практической конференции "Ценностные ориентиры современного образования" (2019г.)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya_varlamova_n.b.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

Варламова Н.Б. педагог-психолог,

МАДОУ ЦРР - Детский сад № 167 города Тюмени

На рубеже ХХ  и ХХI веков в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании  духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста  взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии,  водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст  ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?

Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии  в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают,  т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.         Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи [1].

Наше исследование, проведенное на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 167 г.Тюмени свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У каждого пятого ребенка зарегистрирован  низкий уровень самооценки, у 40% детей  отмечается высокий уровень тревожности, у 15% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим мы поставили цель – провести коррекцию психологического неблагополучия детей, развивая духовно-нравственные качества ребенка. Для достижения этой цели нами был использован потенциал психотерапевтических сказок.

Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [9].

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей психотерапевтических сказок [5]:

  • тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых; образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания;
  • концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации о жизненно важных явлениях, жизненных ценностях, внутреннем мире автора (в случае авторской сказки);
  • в сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.

Работа со сказкай начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию [2, 5, 7].

Детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на место другого.

В экспериментальном исследовании, проводимом в  сентябре - ноябре 2019г. на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 167 г. Тюмени, приняло участие 60 детей старших и подготовительных групп.  Сказкотерапия  проводилась 1 раз в неделю по 20- 25минут. Занятие делилось на несколько этапов:

1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось;

2) в ходе обсуждения рассказов психолог подводит детей к определенному выводу;

3) затем проводится игра на эту же тему;

4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике).

После прочтения сказки, психолог вместе с детьми, обсуждает сказку.

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Для решения этой задачи проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. На занятиях нами используются следующие виды игр: коммуникативные, психогимнастические,  ролевые, а также игры,  направленные на развитие воображения. В группе существует три обязательных правила: нельзя бить и обижать людей, нельзя ломать и портить результаты труда других, нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

После проведенного курса сказкотерапии было проведено диагностическое исследование, результаты которого свидетельствуют о том, что у  воспитанников повысилась самооценка (уже у 80% дошкольников зафиксирован нормальный её уровень), снизился уровень тревожности (высокий уровень был зарегистрирован только у 15% детей), и агрессивности (высокие показатели отмечены у 10% экспериментальной группы дошкольников). Экспертная оценка (в качестве экспертов выступали: заместитель заведующего детского сада, педагог-психолог, воспитатели  групп и родители)  дети стали более дружелюбно относится к сверстникам и взрослым, стали менее тревожными, более отзывчивыми на просьбы, добрее, смелее, трудолюбивей, настойчивей и упорней.  

Таким образом, сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества;  расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение; развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказкотерапию следует рассматривать и как метод, который позволяет детям развивать творческие способности и совершенствовать их взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

В целом, сказкотерапия – это один из методов духовно-нравственного воспитания как формирования ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.  

Список литературы

  1. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2017. 144 с.
  2. Гребенщикова, Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2017. 80 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
  4. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с.
  5. Сакович, Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2008. 176 с.
  6. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ»

Цель: Повышение качества воспитательно-образовательной деятельности   педагогического  коллектива, направленной  на  сохранение и укрепление здоровья воспитанников  через...

памятка для родителей « Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников в условиях ДОУ»

Здоровьесберегающие технологии, используемые во время воспитательного и  коррекционно- образовательного процесса в логопедической группе ДОУ...

Семинар для педагогов "Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ"

   Современная педагогика на первый план выдвигает проблему целостного развития личности, а не только формирование знаний, умений и навыков воспитанников. В этих условиях одной из при...

Консультация для воспитателей "Применение здоровьезберегающих технологий для формирования культуры здоровья воспитанников"

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здор...

Презентация "Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через здоровьесберегающие технологии»

В презентации представлены основные педагогические образовательные технологии согласно с требованиями ФГОС ДО...