ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
статья по коррекционной педагогике
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
Борзова Н.Я.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 260», г. Новокузнецк
«Детство - важнейший период жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_okruzhayushchim_mirom_detey_imeyushchih_narushenie_zreniya.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
Борзова Н.Я.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 260», г. Новокузнецк
«Детство - важнейший период жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
В процессе знакомства с внешним миром развиваются умственные способности и речь ребенка, через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности, воспитываются любовь и интерес, и уважение к человеку и его труду, любовь к родному краю. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Конечно, наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения.
В детском саду ознакомление с окружающим – это, по сути, самостоятельный предмет обучения. В отличие от занятий по развитию речи, математических представлений, по изобразительной деятельности, на этих занятиях предметы и явления общественной жизни стоят в центре внимания; важны именно они, их особенности. Из представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут эти впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
Дети с нарушением зрения, поступающие в наш детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, они плохо видят и выделяют признаки и свойства предметов: их цвет, форму, величину и пространственное расположение. При организации ознакомления с окружающим детей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зрительных возможностей, так как не все предметы и явления доступны им для непосредственного визуального восприятия. Их представления об окружающем мире неполны, неточны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены; процессы обследования, различения и узнавания объектов осуществляются в замедленном темпе и нуждаются в руководстве и коррекции. У детей с нарушением зрения иногда могут быть вербальные, т. е. словесные, не подкрепленные чувственным опытом, представления.
У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особую картину мира с общепринятой.
Цель: научить детей представлять и конкретно действовать с различными предметами, знать назначение, способы действия и применения их, понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром. Это значит, познакомить с целостной картиной мира и научить детей ею пользоваться для постижения мира и жизненного опыта.
Задачи:
- Учить правильно, последовательно обследовать предметы с помощью зрения и сохранных анализаторов.
- Учить детально изучать предметы с их свойствами и взаимосвязями между собой.
- Расширять представления об окружающей действительности.
- Формировать у детей чувственный опыт, осуществляемый через овладения словом и сенсорное развитие, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением.
- Формировать целостное и полное восприятие в развитие познавательной деятельности детей с нарушением зрения.
Особенность развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста в том, что она формируется в тесной связи с практической деятельностью. С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, но также совершенствование его представлений об окружающих предметах. Представить – значит мысленно видеть или мысленно слышать что – то, а не просто знать. Представление – более высокая степень познания, оно является ступенью перехода от ощущений к мысли. Это наглядный, и вместе с тем, обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.
Создание условий для работы по ознакомлению с окружающим миром: организация предметной среды; разработка методического обеспечения; подход, учитывающий патологию, возраст, сложность и динамику развития; частая смена видов деятельности, не допускающая переутомления; постоянная поддержка в виде поощрений.
Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционно – педагогической работы с лечебно – восстановительным процессом. При построении перспективного планирования нужно учитывать рекомендации врача – офтальмолога по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей. Большое значение в организации работы имеют наглядные пособия, дидактический материал, которые мы используем на занятиях. Они должны быть лаконичными, знакомыми детям; яркими, контрастными, насыщенными. Больше знакомить детей с реальными предметами и явлениями окружающей жизни (в различных вариантах и ситуациях). Данные условия способствуют: возникновению желания познавать окружающий мир; развитию социального поведения детей; расширение круга общения, овладению всеми возможными средствами коммуникации; формированию культурных навыков, усвоение социальных норм и правил.
Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома.
Круг предметов и явлений окружающего, с которым следует познакомить дошкольников, довольно велик. Поэтому целесообразно при работе с детьми давать им знания в определенной системе. Так, ознакомление детей с детским садом, школой, почтой, библиотекой, магазином и другими культурно – бытовыми учреждениями может идти примерно одинаково и включать следующие представления: об общем виде, характерном облике учреждения, его наименовании, назначении; об основных помещениях учреждения, их оборудовании, назначении и связи в едином учреждении; о работающих в учреждениях людях, их профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, результатах труда. Знакомя детей с любым видом труда, полезно придерживаться определенной системы: о названии профессии, о месте работы, о материале для труда, об орудиях труда, о трудовых действиях, о результате труда, о пользе труда для общества. Усвоив под руководством взрослого знаниями о двух – трех профессиях, дети начинают использовать эти знания при знакомстве с другими профессиями.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Младшие дети, прежде всего, приобретают так называемые личностно – бытовые ориентировки. Они должны знать свое имя, фамилию, возраст, имена, отчества родителей (и воспитателей); закрепляют знания своего тела; обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве; ориентироваться в помещении своей квартиры и группы; знать название предметов домашнего обихода; различать и называть свойства предметов.
Дети 4-5 лет более основательно усваивают эти представления, получают новые; так ребенок может знакомиться с другими помещениями детского сада, с домом; определять стороны предметов; учить ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры. Дети получают первые навыки общения, учатся соотносить себя с другими людьми.
Дети 5 – 7 лет расширяют круг предметных представлений, должны знать правила безопасного использования бытовой техникой; развивать интерес к труду взрослых; формировать представления о некоторых учреждениях культуры; учить ориентироваться на улице; идет ознакомление с явлениями общественной жизни.
В дальнейшем это поможет детям пользоваться сохранными анализаторами, полнее воспринимать окружающий мир и лучше ориентироваться в нем, быть более самостоятельными, активными, безболезненно интегрироваться в современном мире.
Литература:
1.Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. // М. : ООО Элизе Трэйдинг, 2002. – С.128
2. Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольников / А.А. Вахрушев; Е.Е. Кочемасова; Ю.А. Акимова. [Текст] //М.: Балас, 1999. – С.192
3. Дыбина, О. В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов [Текст] / О.В. Дыбина.// М. : ТЦ Сфера, 2002. – С.115
4. Козлова, С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками [Текст] / С.А. Козлова; Л.И. Катаева. //М. : Линка – Пресс, 2000. – С.224
5.Подколзина, Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. - 2005. - №6. - С. 33 – 40
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И Плаксиной [Текст] //М. : Экзамен, 2003. – С.326
7. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2 – 4 лет [Текст] / С.Н. Теплюк // М. : Мозаика – Синтез, 2006. – С.144
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"
В своей работе я попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Компенсация недостатков зрения путем развития сохранных анализаторов у детей, имеющих нарушения зрения». «Вижу, слышу, чувствую"
В данном проекте указывается, что зрительная система ребенка развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым воспри...
Рекомендации для педагогов "Планирование воспитательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушением интеллекта"
Рекомендации педагогам (воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды) к планированию воспитательно-образовательной работы....
Использование ИКТ для обогащения представлений об окружающем у детей с нарушением зрения
В статье расскрывается проблемма использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения....
Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности детей, имеющих нарушения зрения».
Актуальность:В настоящее время растёт число детей с затруднениями в обучении, с нарушениями зрения, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики....
Основное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детьми с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Основное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детьми с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.На четвертом году обучения в свободное от занятий врем...
Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей имеющих нарушения зрения «Лес- наше богатство»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...