РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА) ПО КОРРЕКЦИОННЫМ РАЗДЕЛАМ
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 260»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА) ПО КОРРЕКЦИОННЫМ РАЗДЕЛАМ

Статья написана в соавторстве: Н.Я, Борзова, Л.В. Лоншакова

Программа несет  коррекционную направленность  и нацелена на развитие зрительного восприятия, социально – бытовой ориентировки и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. В программе определены  цели, задачи, принципы и представлены нормативные документы, на основании которых разработана данная программа. Программа рассчитана на 4 года обучения. Предполагаемые результаты позволяют осуществить мониторинг освоения детьми всех разделов программы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_borzova_n.ya_i_dr.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Я, Борзова, Н.А. Жукова, М.А. Кривко, Л.В. Лоншакова, О.Ю. Пилипенко.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 260»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА) ПО КОРРЕКЦИОННЫМ РАЗДЕЛАМ

Программа несет  коррекционную направленность  и нацелена на развитие зрительного восприятия, социально – бытовой ориентировки и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. В программе определены  цели, задачи, принципы и представлены нормативные документы, на основании которых разработана данная программа. Программа рассчитана на 4 года обучения. Предполагаемые результаты позволяют осуществить мониторинг освоения детьми всех разделов программы.

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников [1]. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени  дошкольного образования.

Рабочая коррекционная программа для детей с нарушением зрения разработана в соответствии с ООП МБ ДОУ «Детский сад № 260», обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию образовательной деятельности по профессиональной коррекции развития детей с нарушениями по  следующим разделам: «Развитие зрительного восприятия»,  «Развитие социально-бытовой ориентировки»,  «Развитие пространственной ориентировки», «Развитие осязания и мелкой моторики».

Основная образовательная программа МБ ДОУ «Детский сад № 260» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Устав учреждения.

Цель программы: обеспечение тифлопедагогического сопровождения детей с нарушениями зрения от 3 до 7 лет  в условиях комплексной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии, реализации взаимодействия между коррекционнопедагогическим и лечебным процессами [6].

Основные задачи  программы:

  1. Развивать зрительное восприятие у детей с нарушением зрения и формировать специальные способы деятельности в познании окружающего мира.
  2. Формировать у детей с нарушением зрения представления о пространстве и пространственных отношениях, обучать ориентировке в пространстве, используя знания о предметном мире.
  3. Формировать у детей с нарушением зрения правильное отношение к своему здоровью, вырабатывать умения и навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, обеспечивать самореализацию и успешную адаптацию в социальном обществе.
  4. Формировать у детей с нарушением зрения умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучать их приемам выполнения предметно практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Исходя из новых стандартов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, программа строиться с учетом  методологических принципов развития ребенка вообще и с учетом возрастных закономерностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе [6] .

Принципы:

  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка (развивающий характер образования реализуется через деятельность ребенка в зоне ближайшего развития и является основой организации образовательного процесса в любом учреждении);
  • научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в практике дошкольного образования);
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале);
  • интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип комплексности методов коррекционного воздействия.  Привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе: взаимодействие тифлопедагога с воспитателями и другими специалистами.
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми дошкольного возраста, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
  • принцип систематичности и последовательности –  строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности;
  • принцип наглядности– использование ярких, контрастных, цветонасыщенных  и доступных для бисенсорного восприятия предметов;
  • принцип доступности  обучения– учёт  возрастных особенностей,  познавательных возможностей, компенсаторных возможностей развития детей с нарушениями  зрения;
  • принцип коррекционно-развивающей направленности  – учёт сенсорных возможностей детей в восприятии, особенностей развития,      реконструирование и адаптирование  пособий,  использование технических средств обучения.

Основной формой учёта результатов обследования развития и продвижения каждого воспитанника с нарушением зрения в образовательном пространстве в рамках медицинского и психолого-педагогического сопровождения являются психолого-медико-педагогические консилиумы. На ПМПк актуализируются имеющиеся проблемы в развитии ребёнка, анализируются возможные причины их возникновения, определяется педагогически целесообразный образовательный маршрут с учётом индивидуальных психических особенностей, ориентируясь на «зоны ближайшего развития». Собранная информация фиксируется в сводной таблице «Листы педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей» [7].

Данная форма заполнения результатов позволяет хорошо видеть траекторию продвижения ребенка в образовательном пространстве с младшего дошкольного возраста до завершения им уровня дошкольного образования и перехода в школу. Такая организация работы по проведению педагогической диагностики (мониторинга) способствует индивидуализации и дифференциации коррекционно-образовательного процесса в МБ ДОУ.

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров для детей с нарушением зрения на начало и конец обучения [7].

Первый  год обучения

Развитие зрительного восприятия

  • различает и называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), а также белый и черный;
  •  различает и называет цвета окружающих предметов и предметных;
  •  соотносит игрушки с цветными изображениями;
  • различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и геометрические тела (куб, шар);
  •  соотносит форму предметов ближайшего окружения с геометрическими фигурами;
  • различает, выделяет и сравнивает величину (большой — маленький) предметов ближайшего окружения;
  • узнает и правильно называет изображения предметов и простейшие одноплановые сюжетные изображения.

Осязание и мелкая моторика

  • понимает расположение и название некоторых пальцев;
  • выполняет заданные тифлопедагогом действия: всей рукой;

отдельными пальцами.

Ориентировка в пространстве

  • показывает и называет части своего тела, части тела куклы;
  • выполняет действия по определению правой, левой стороной на себе;
  •  ориентируется в помещениях группы;
  •  определяет источник звука.

Социально-бытовая ориентировка

  • называет свое имя, фамилию, имена своих родителей;
  • понимает и обозначает в речи назначение предметов повседневного пользования;
  •  имеет представление о труде взрослых ближайшего окружения.

Четвертый год обучения

Развитие зрительного восприятия:

  • зрительно обследует и анализирует предметы по их основным признакам;
  • зрительно различает и называет группы предметов с однородными признаками;
  • различает геометрические фигуры и объемные фигуры;
  • использует эталон формы для анализа основной формы реальных предметов;
  • зрительно анализирует форму и величину предметов, отбирает предметы по убывающей и возрастающей величине;
  • выделяет и словесно обозначает величину (ширину, длину) реальных предметов, устанавливает взаимосвязь между предметами по величине;
  • располагает на плоскости предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине;
  • видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные дальше, ближе;
  • описывает предметы и находит их по описанию, оперирует не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечает признаки, воспринимаемые на слух, осязанием, обонянием;
  • составляет из частей целое;
  • изображает простейшие пути следования на рисунке и словесно, делает простейшие схемы пространства;
  • анализирует сложную форму предметов (3-5 частей) с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.) для анализа строения формы предметов.

Осязание и мелкая моторика:

  • выполняет действия двумя руками;
  •  обследует игрушки двумя руками в определенной
  • последовательности;
  •  узнает окружающие предметы;
  • узнает геометрические фигуры и геометрические тела;
  •  выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов;
  •  ориентируется на микроплоскости;
  •  использует осязание в помощь зрению;
  •  использует осязание при общении;
  • отражает в речи осязательные и тактильные восприятия.

Социально-бытовая ориентировка:

  • называет окружающие предметы их разнообразные качества (форму, цвет, вкус, запах);
  • ориентируется в многообразии предметов одного вида, проводит группировку предметов по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов;
  • дифференцирует предметы внутри одного вида;
  • умеет ухаживать за предметами, игрушками, пособиями, хранить и использовать их по назначению;
  • знает и называет некоторые инструменты, необходимые для работы взрослых, электроприборы, которые облегчают труд человека;
  • вычленяет отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах;
  • имеет представление о некоторых общественных учреждениях, называет и понимает их назначение;
  • знает и соблюдает правила поведения в общественных местах;
  • знает и называет название своего города, домашний адрес, название улицы, на которой расположен детский сад;
  • знает и называет разные виды транспорта, их назначение;
  • различает проезжую часть дороги, тротуар; понимает значение сигналов светофора, их роль для движения машин и пешеходов;
  • умеет оценивать эмоциональное состояние человека;
  • соблюдает правильную осанку во время ходьбы, за столом и т.д.;
  • знает и соблюдает правила поведения, ухода за телом; стремится к здоровому образу жизни;
  • имеет представления о возможностях своего зрения, пользуется зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями;
  • знает и называет многие профессии.

Развитие пространственной ориентировки:

  • обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использует в речи пространственные термины;
  • определяет и словесно обозначает пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя;
  • находит и располагает игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства;
  • определяет стороны предметов, наполняющих пространство;
  • передвигается в названном направлении, сохраняет направление движения, может обозначать направление движения соответствующими пространственными терминами;
  • ориентируется в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры;
  • понимает и выполняет практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога;
  • контролирует свои действия с помощью зрения и осязания;
  • самостоятельно находит дорогу к другим группам, кабинетам врача, медсестры-ортоптистки, тифлопедагога, логопеда, заведующей, к музыкальному залу, к выходу на участок детского сада;
  • узнает помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола;
  • ориентируется в микропространстве, умеет располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях;
  • располагает предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначает расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами.

Данная программа получила рецензию и рекомендована для практического использования в системе специального (коррекционного) образования для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]  [Электронный ресурс]. - http://nmcmosobl.ru/files/normzakon/Zakon_Obr29122012.pdf.
  2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» [Текст] [Электронный ресурс]. -   http://solsad5.ru/wp-content/uploads/2013/05/prikaz_1014.pdf
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст]  / под ред. Л. И. Плаксиной  - Москва: Просвещение, 1997.-326 с.
  5. Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением [Текст]  / Е.Н. Подколзина – Москва: Обруч, 2014.- 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)

   Программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...

рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)

   Программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...

Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год

Аннотация к Рабочей программе  учителя-дефектолога (тифлопедагога)  для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год...

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для слабовидящих детей МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для слабовидящих детей...

Рабочая программа учителя-дефектолога/тифлопедагога для детей с нарушениями зрения 5-7 лет

Рабочая программа учителя-дефектолога разработана в соответствии адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушениями зрения МКДОУ «Детский сад № 40...

Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) для работы с детьми с нарушением зрения

Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) для работы с детьми с нарушением зрения...