Особенности дошкольников с ФФНР
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Особенности дошкольников с ФФНР.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие -важнейший механизм развития произношения.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Особенности речи детей с ФФНР.
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], []'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признакусоздает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуля-ционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный []']; гласный [ы].
2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч].
Причинами таких замен является недостаточная сформиро-ванность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называютфонематическим.
3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – самая распространенная категория детей с отклонениями речевого развития. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Под ФФНР принято понимать нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем». Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи - залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом.
«Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклоненииями в развитии: Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, а также практический опыт логопедической работы, обучение по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно – речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Состояние фонематического восприятия детей влияет на овладение звуковым анализом. Р. Е. Левина и В. К. Орфинская на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляционными признаками». Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза (фонематический слух). Логопедическая работа, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления письма и чтения: Р.Е.Левина, А.А. Леонтьев, А.Р.Лурия. Актуальность данной проблемы состоит в том, что фонетико – фонематическое недоразвитие необходимо устранить до поступления в школу. Это обеспечит успешное обучение грамоте. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст 5 года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....
Роль серийного картинного материала в развитии связной речи у дошкольников с ФФНР
Рекомендации по развитию связной речи для воспитателей разных возрастных групп...
Формирование связной монологической речи у дошкольников с ФФНР посредством сказкотерапии
Сегодня поиск эффективных методов и форм логопедической помощи дошкольникам продолжается, что напрямую связано с ведущими тенденциями модернизации целостной системы общего образования и её базовой дош...
Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с ФФНР
Коррекционно-логопедическая работа по формированию у дошкольников фонематических представлений...
Методическая разработка Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР
Данная разработка адресована Учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям....
Долгосрочный логопедический проект по формированию фонематического слуха у дошкольников с ФФНР «Большой Ух».
Специальные традиционные и современные методы и упражнения по развитию фонематического слуха помогли эффективно преодолеть речевые нарушения. В результате проведения логопедического п...