Учебно-методическая разработка "Волшебное стекло" для детей с нарушением слуха 4 год обучения
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)
Учебно- методический комплекс по познавательно- исследовательской деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей с нарушением слуха 4 год обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
Учебно-методическая разработка
тема: "Волшебное стекло"
по познавательно- исследовательской деятельности образовательной области «Познавательное развитие"
для детей с нарушением слуха 4 год обучения
Состоит из: конспекта совместно-организованной деятельности на тему "Волшебное стекло"; таблиц для фиксации результатов опытов детьми; тематического планирования «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» для детей с нарушением слуха 4 год обучения.
Данную учебно- методическую разработку смогут использовать воспитатели работающие с детьми с нарушенным слухом.
Составила: Пухова Н.Н., воспитатель
Конспект совместно- организованной деятельности
по познавательно- исследовательской деятельности
образовательной области «Познавательное развитие»,
на тему: «Волшебное стекло»
для детей 4-го года обучения с нарушением слуха.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: познакомить детей со свойствами лупы.
Программные задачи:
Образовательные:
- обогащать и активизировать словарь по теме "Свойства лупы";
- познакомить детей с возможностями прибора(лупы);
- учить использовать в речи обобщающие слова: увеличивает, большое, мелкое
- учить выдвигать гипотезы; фиксировать результаты опыта;
- учить делать выводы.
Развивающие.
- развивать речь в координации с движением, сообразительность;
- развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
- развивать мелкую моторику;
- стимулировать развитие зрительного восприятия, логического мышления, памяти;
- развивать произвольное поведение, развивать самостоятельность при выборе ответа.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать и понимать речь педагога;
- развивать коммуникативные навыки;
- формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Коррекционные:
- упражнять в самостоятельном устном проговаривании слов и фраз;
- развивать слуховое восприятие, устную речь, речевое дыхание.
Планируемый результат: проявляют интерес к информации, которую получают во время общения, отвечают на вопросы педагога, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, проводить простейшие опыты с предметами, делать выводы, фиксировать результаты.
Методические приемы: словесные - вопросы к детям, объяснение, художественное слово;
наглядные -показ картинок;
практические -опыты с предметами, действия по подражанию и образцу; дидактические упражнения.
Речевой материал: активный словарь - органы чувств, слышать, видеть, чувствовать вкус, запах; это измерительный прибор-лупа, из чего состоит лупа?, это стекло, это ручка, увеличивает, мелкие предметы, большие предметы, смотреть хорошо, всё видно.
Пассивный словарь: идите ко мне, , что это? как называется? будем исследовать, будем рассматривать через лупу, что делали? мы говорили, слушали, пробовали, рассматривали через лупу; что увидели? Какие стали предметы? Понравилось занятие?
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки, встаньте в круг - (произношу за экраном).Вместе с детьми говорим: Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнёмся.
На доске висит картинка с изображением разных органов чувств.
Воспитатель: Это органы чувств, с помощью этих органов мы с вами слышим, видим, чувствуем вкус, запах, они наши помощники. Давайте вместе проверим так ли это?
1.Игровое упражнение "Угадай, что звучит?"
Воспитатель за ширмой издаёт звуки погремушкой, резиновой игрушкой, бубном. Дети отвечают, что звучит.
Воспитатель: Какой орган чувств помогает нам слышать? Воспитатель предлагает выбрать картинку с соответствующим органом чувств.
Воспитатель: Верно. Это уши.
2. Игровое упражнение "Угадай на вкус".
Детям предлагают попробовать насыпанный в тарелочки сахар и назвать какой сахар на вкус. Какой орган чувств помогал определить вкус сахара? А какие ещё вкусы вы знаете? Воспитатель предлагает выбрать картинку с соответствующим органом чувств.
Воспитатель: Верно, это язык.
3. Игровое упражнение "Угадай на ощупь".
Воспитатель предлагает под салфетками пощупать дощечки и определить на ощупь и назвать свои ощущения. Какой орган чувств помогал определить на ощупь ? Воспитатель предлагает выбрать картинку с соответствующим органом чувств.
Воспитатель: Верно, это кожа.
4. Игровое упражнение "Рассмотри предметы".
Воспитатель предлагает рассмотреть стоящие на столе предметы, что вы можете сказать о этих предметах? Верно, это большой кубик, это маленький кубик, это большая машина, это маленькая машина, а какого они цвета, а какой они формы.
Воспитатель: правильно, предметы разные по размеру и форме. А какой орган помогал нам? Воспитатель предлагает выбрать картинку с соответствующим органом чувств.
Воспитатель: Верно, это глаза.
5. "Знакомство с лупой".
Воспитатель: Предметы бывают разные большие, очень большие, маленькие и очень маленькие, которые очень трудно рассмотреть. Для того чтобы легко было рассматривать очень маленькие предметы люди сделали вот такие приборы. Вы знаете, что это? А как этим пользоваться?
Слушайте внимательно. Говорит за экраном. Это лупа. Лупа состоит из стекла и ручки. Но стекло это не простое, оно помогает увеличивать предметы. Что значит увеличивать? Маленькое делает большим. Вы хотите поверить, так ли это? Тогда возьмите лупу и подойдите к этому столу, внимательно рассмотрите все маленькие предметы. Что изменилось? Стали предметы большими, хорошо видно мелкие предметы? А теперь при помощи лупы разберите свои тарелочки. В эту положите семена, в эту бусинки, в эту пуговички, в эту маленькие болтики.
5.Итог занятия, рефлексия.
Воспитатель спрашивает у детей, что они делали? Чему дети научились? Что понравилось?
АНЯ | ДАНИЛ | АМИНА | СЕРЁЖА | КИРА |
КАКОЙ ОРГАН СЛЫШИТ ЗВУК?
КАКОЙ ОРГАН ЧУВСТВУЕТ ВКУС?
АНЯ | ДАНИЛ | АМИНА | СЕРЁЖА | КИРА |
КАКОЙ ОРГАН ЧУВСТВУЕТ ?
АНЯ | ДАНИЛ | АМИНА | СЕРЁЖА | КИРА |
КАКОЙ ОРГАН ВИДИТ ?
АНЯ | ДАНИЛ | АМИНА | СЕРЁЖА | КИРА |
Тематическое планирование «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» для детей с нарушением слуха 4 год обучения
№ п/п | Тема | Цель, программные задачи | Речевой материал |
1 | Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». | Учить выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий. Учить делать элементарные выводы после проведенных опытов. | Теплая, сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь), стала мокрой, склеивается в комочки |
2 | Подарки Осени. (семена растений) (Д.Ванклив «Простые опыты для маленьких стр 70) | Дать представление о том, что осенью созревают плоды и семена. Познакомить детей с семенами разнообразных растений, рассмотреть их под лупой. | Время года осень. Семена. Внутри семечка росток. Из семян вырастают растения. |
3 | «Осень» | Учить создавать схематическую модель изучаемого объекта. Закрепить представления о сезонных изменениях в природном мире. Развивать восприятие, память, мышление. Воспитывать любознательность, умение доводить начатое дело до конца | Какое время года ? время года осень. Листья упали, на небе тучи, дует ветер, идет холодный дождь. Люди собрали овощи и фрукты, убирают листья, надели куртки, шапки, сапоги, ботинки. Медведь лег спать в берлогу, белка собрала грибы, орехи Птицы улетают. |
4 | «Мастера маскировки» (предметно-схематическая модель С.Николаева) | Сформировать у детей представление о взаимосвязи животных со средой обитания, о сезонных изменения в жизни животных. Познакомить с моделью «Покровительственная окраска», дать представление о том как окрас тела помогает живым существам защититься от врагов. | Заяц прячется от волка и лисы Шубка серая, а зимой белая. Почему? Снег белый и заяц белый. Его на снегу не видно. |
5 | «Волшебное стекло» | Дать представление о простейших механических устройствах для наблюдения и исследования объектов. Познакомить со свойствами увеличительного стекла. Предложить детям узнать видоизменённые предметы. | Лупа, увеличивает предмет, посмотри, что это? ручка, камень, шишка, резинка, назови. |
6 | Светящиеся глаза (Д.Ванклив «Простые опыты для маленьких детей» стр. 30) | Дать детям представление о том, почему у кошек светятся глаза в темноте. При помощи самонаблюдения познакомить детей с реакцией человеческого зрачка на свет и темноту. | Фонарик, зеркало, глаза. Зрачок большой-маленький |
7 | «Бумажные чудеса» (1 часть) | Познакомить с различными видами, свойствами бумаги: мнется, непрозрачная, легкая. Учить находить бумажные предметы. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. | Лист бумаги, свеча, спички, таз, вода, книга, тетрадь, салфетка, фонарик. |
8 | «Бумажные чудеса» (2 часть) | Продолжать знакомить со свойствами бумаги: мнется, непрозрачная, в воде не тонет, легка, горит. Учить находить бумажные предметы. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. | Лист бумаги, свеча, спички, таз, вода, книга, тетрадь, салфетка, фонарик. |
9 | «Металл и дерево» | Познакомить детей со свойствами металла, дать понятие «металлический», «железный», «тяжелый», «холодный». Уметь на ощупь находить металлические предметы. Познакомить со свойствами деревянных предметов, устанавливать причинно – следственные связи. | Ложка, вилка, ключ, нож, металлический, железный, холодный, тяжелый, крепкий, тонет- не тонет Ложка металлическая, деревянная, спички, палочки, ванночка, вода, легкое, тяжелое, тонет, не тонет |
10 | «Пластмасса, резина» | Познакомить детей со свойствами резины и пластмассы, дать понятие «резиновый», «пластмассовый», «тянется», «Не пропускает воду». Уметь на ощупь различать пластмассу и резину. | Мяч резиновый, шар пластмассовый, кубик пластмассовый, кубик деревянный, /пластмассовый, кукла резиновая/пластмассовая |
11 | Весы (тяжелый, легкий) | Познакомить детей с измерительным прибором-весами, видами: чашечные, напольные, безмен. | Весы, тяжелый, легкий, гиря, взвесим |
12 | Проект «Зима» (краткосрочный) | Учить детей создавать схематическую модель изучаемого объекта. Закрепить представления о сезонных изменениях в неживой и живой природе, жизни людей. | Какое время года? Почему? Что делают люди? Что делают животные, птицы? |
13 | «Угадай, чей голосок?». | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой. |
14 | «Магнит – фокусник» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. | Магнит, кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки. Поднеси к …, притягиваются, не притягиваются. Металлические предметы притягиваются к магниту. |
15 | «Зверье мое» | Познакомить детей с графическими моделями «Животные», «Птицы». Закрепить строение тела живых существ, особенности передвижения, питания, среды обитания. | Животные, птицы, рыбы, домашние, дикие, лапы, туловище, хвост, голова. |
16 | «Мы посадим огород» | Развивать навыки посадки семян -, посадка, прижатие землей, полив, свет; учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности. | Будем сажать семена, земля, возьми, положи в землю, прижми, полей, надо поливать, свет, тепло, вода, листья, корни. |
17 | «Мы- исследователи» | Наблюдение за всходами. Учить фиксировать изменения в дневнике наблюдений. Развивать мышление, внимание. | Растения надо поливать, свет, тепло, вода, листья, корни. |
18 | День чудес | Создать у детей праздничное настроение. Провести наиболее понравившиеся опыты. Закрепить полученные ранее знания и умения. Развивать память, внимание, мышление, речь. Воспитывать умение вести себя безопасно для себя и окружающих. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...
Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...
Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме: Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами Прошина Наталья Юрьевна
«Забавные фигурки»ГДОУ ТО №1Воспитатель группы детей со сложными нарушениями развития: Прошина Н.Ю.Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-...
Учебно- методическая разработка "В гостях у сказки" для детей с нарушением слуха 3 года обучения.
Учебно - методическая разработка для воспитанников с нарушением слуха 3 года обучения. Тема занятия: "В гостях у сказки"....
Учебно- методическая разработка «Время года- зима" для детей с нарушением слуха 5 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- зима»(ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирования), НОД по теме: "Волшебные узоры на окне", в...
Учебно- методическая разработка. Тема:"Время года- осень" для детей с нарушением слуха в группе 5 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Яркие краски осени", с элементами эксперименти...
Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе.
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению...