Адаптированная образовательная программа для воспитанницы с ТНР (ОНР III уровня) 6-7 лет группы комбинированной направленности
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Адаптированная образовательная программа для воспитанницы с ТНР (ОНР III уровня) 6-7 лет группы комбинированной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_soboleva.docx | 73.74 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 2 имени Героя Российской Федерации Е.А. Зеленова п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад»
ПРИНЯТА на заседании ПМПк СП «Детский сад» п.г.т. Смышляевка Протокол №1 от «__» ___________ 2019г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Смышляевка №____ от ______________ ________________Ю.А. Лоцманова |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Для воспитанницы с ТНР (ОНР III уровня) 6-7 лет
группы комбинированной направленности в СП «Детский сад» п.г.т. Смышляевка
на 2019-2020 учебный год
Составители:
Старший воспитатель: Писнова Е.Н.
Учитель-логопед: Вдовкина О.Д.
Педагог-психолог: Морева М.А.
Воспитатели: Ветрова Н.М., Зароченцева И.Д.
Ответственные за реализацию:
Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители.
Основание Программы – заключение ПМПК
Согласовано с родителями мама____________
папа_____________
Смышляевка, 2019
Содержание:
- Целевой раздел (введение):
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи Программы
- Общие сведения о ребёнке.
- Планируемые результаты освоения АОП.
- Содержательный раздел:
- План взаимодействия в разработке, реализации коррекционных мероприятий педагогов.
- Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по развитию речи.
- Основные формы взаимодействия с семьёй.
- Организационный раздел:
- Индивидуальны учебный план по реализации Программы.
- Расписание индивидуальных занятий учителя-логопеда с ребёнком по реализации Программы.
- Условия развития ребёнка.
- Методическое обеспечение программы:
- Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи.
- Методическое обеспечение для реализации Программы.
- Целевой раздел (введение)
- Пояснительная записка
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Адаптированная образовательная программа (АОП) для ребёнка разработана на 1 год обучения на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также частично использовалась «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР 3-7лет) Е.В. Мазановой.
- Цель и задачи Программы:
Цель: Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОНР в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей ребёнка.
Задачи:
- Создать условия для развития коммуникативных навыков и социализации ребёнка.
- Формировать грамматически правильную чёткую речь.
- Общие сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка: Софья С.(1)
Возраст ребёнка: 5 лет 11 месяцев
Домашний адрес: ул. Краснополянская, д.18
Софья воспитывается в многодетной семье, пятый ребенок и последний. Воспитанием занимаются мама и бабушка. Мама и бабушка проявляют заинтересованность в воспитании ребёнка, рекомендации педагогов выполняют. Физическое состояние (2 группа здоровья) соответствует возрасту. Детский сад посещает регулярно, пропускает ДОУ редко. Отношение к детскому саду положительное.
По заключению ГПМПК Софье поставлен диагноз ОНР III уровень, стёртая дизартрия и рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для обучающихся с нарушением речи и занятия с логопедом.
Девочка общительная, ласковая, доброжелательная, воспитанная. Нарушения движений нет, имеет чувство равновесия, медлительная. Ребёнок уверенно действует в быту: ест ложкой, одевается, раздевается. В сохранении равновесия движения координированы и ловки. Ведущая правая рука, действие рук согласовано, сформирована способность работы на листе бумаги. Координация движений в пределах нормы. Затрудняется определить правую, левую сторону. Зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно. Причино – следственные связи (отношения) выстраивает с ошибками. София любознательная. Внимание привлекается легко, но переключение с одного вида деятельности на другой происходит не сразу. Не решительна. Усидчива, послушна. Объем памяти снижен (воспроизводит 4 картинки из 7; 4 слова из 7). Собирает картинки из 8 частей. Выделяет «4-лишний».
Планируемые результаты освоения АОП
Целевые ориентиры в обязательной части и части, формируемой участниками АОП.
Ребенок адаптировался в детский коллектив, при общении с детьми и взрослыми может выразить свои желания, сдерживать эмоциональные всплески.
Ребенок испытывает потребность в общении; стремится к расширению понимания речи; пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы, активно включается в игры и игровые упражнения совместно со сверстниками, проявляет интерес к изучению нового материла. Темп и ритм речи, паузация нормальные ребёнок употребляет основные виды интонации; ребёнок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов.
- Содержательный раздел
Реализация АОП осуществляется следующими специалистами:
учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем, музыкальным руководителем при участии и взаимодействии с родителями ребёнка. Взаимодействие осуществляется в соответствии с планом индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка и его интеграцию в социуме.
- План взаимодействия в разработке, реализации коррекционных мероприятий педагогов
Специалист | Основные области деятельности специалистов | Основные направления совместной работы |
Учитель – логопед | Логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию логопедических приемов в работе с ребёнком; педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных (групповых) занятий с детьми по коррекции речи. | Развитие основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи. |
Педагог - психолог | Психологическая диагностика, психологическое консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики, проведение тренинговых, психо-коррекционных форм работы. | Коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций |
Воспитатель | Определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций логопеда, психолога, организация режима развивающих и коррекционных игр, обеспечение индивидуальных и групповых занятий. Реализация используемых программ с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в макро–и микро-пространстве. Подбор индивидуальных упражнений для занятий с детьми, имеющими соматическую слабость, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитие двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога. | Решение общеразвивающих и коррекционных задач; логопедизация всей жизнедеятельности детей в группе; создание предметно-развивающей среды в группе с учетом особенностей детей; взаимодействие со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса. Закрепление лексико-грамматических средств языка и автоматизация по возможности звуков путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы; развитие физиологического и речевого дыхания; развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением. |
Музыкаль-ный руководитель | Реализация используемых программ музыкального воспитания с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога, представление для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала. | Развитие фонематического слуха, музыкального слуха, фонематического восприятия; основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны; формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста; обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным учителем-логопедом лексическим темам; |
В ходе педагогической диагностики (наблюдения) и диагностики речевого развития («Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной) были выявлены следующие речевые потребности:
в начале года | в середине года | в конце года | |
| |||
Фонематическое восприятие Различать неречевые звуки (звук бубна, гармошки,…) Дифференцировать на слух существительные названия которых - Отличаются одним звуком (мышка-миска..) - Несколькими звуками (осёл-козёл….) - Глаголы, сходные по звучанию (кто катает – кто купает,…) Звуковой анализ и синтез - различие на слух гласных звуков - различие на слух согласных звуков - выделение заданных звуков из ряда звуков гласных из начала слова согласных из конца слова согласных из начала слова - отхлопывание слов из 2-х слогов - 3-х слогов - различие гласные-согласные звуки | |||
| |||
Формирование слоговой структуры Учить называть слова: - трёхсложные слова (скамейка) - трёхсложные слова (ботинки) - односложные слова (мост) - четырёхсложные слова (самокаты) - четырёхсложные слова (велосипед) | |||
Формирование грамматического строя речи: - образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (-онок-,енок-,-ат-, -ят- - образовывать притяжательные прилагательные - относительные прилагательные - различать приставочные глаголы - образовывать сложные слова (самолёт) - слова с противоположным значением (включить-выключить) -изменять существительные по числам -употребление глаголов: по временам совершенного и несовершенного вида. - согласовывать числительные с существительными - понимать лексическое значение падежных окончаний - дифференцировать простые предлоги (на-под, в-на, с-со, от-к, в-из). | |||
Формирование словарного запаса - называть и обобщать предметы - различать слова близкие по значению - употреблять слова: синонимы антонимы - употребление приставочных глаголов - различать слова близкие по значению - называть признаки предметов | |||
Формирование связной речи - Рассказывать об окружающем; - составлять предложения на вопросы - пересказ рассказов: с опорой на картинку с опорой на серию картинок - составлять рассказ с опорой на картинку | |||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых: - рассказам, - стихам, - потешкам, - песенкам. | |||
Формирование звукопроизношения - произношение звуков Ш | |||
Ж | |||
С | |||
Щ | |||
З | |||
Л | |||
Р | |||
Рь | |||
Самомассаж языка: - верхними зубами «причёсываем» нижнюю губу - нижними зубами «причёсываем» верхнюю губу - язык погладить губами -пошлёпать по языку губами - язык погладить зубами - язык покусать зубами | |||
| |||
Чтение: - звуко-буквенное обозначение - послоговое чтение Письмо: - овладение письмом букв |
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью педагога
- не выполняет
Для проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом разработаны «Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет» и стимульный материал для проведения обследования.
Диагностика проводится воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, специалистами детского сада с 1 по 14 сентября и с 17 по 31 мая.
Результаты диагностики фиксируются в протоколах обследования, диагностических картах, речевых картах, которые в соответствии с Законом о персональных данных находятся не в открытом доступе.
В соответствии с заключением ГПМПК, характеристикой на ребенка, составленной специалистами детского сада и решением ПМПК детского сада рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе с учетом психо – физического развития и индивидуальных возможностей ребенка (характеристика храниться в закрытом доступе).
Социально-коммуникативное развитие ребёнка осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.
Непосредственно образовательную деятельность по коммуникативной деятельности организует учитель-логопед.
С 17 сентября по 18 мая осуществляется организованная образовательная деятельность в соответствии АОП. Логопедическая помощь ребёнку осуществляется на индивидуальных занятиях.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- Развитие артикуляционного праксиса;
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
- Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- Автоматизации и дифференциация звуков в речи;
- Развитие просодических компонентов речи
Развитие артикуляционного аппарата:
- Выполнять самомассаж языка.
- Выполнять артикуляционные упражнения.
Развитие речи:
- Учить выполнять двухсложные инструкции.
- Учить слушать тексты, узнавать и показывать знакомых героев.
- Учить формировать обобщающие понятия (игрушки, транспорт,..)
- Формировать практические навыки словообразования и словоизменения.
- Формировать правильное произношение звуков (ш, ж, л, р, рь).
- Развивать фонематический слух.
- Подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
- Формировать навык самостоятельно высказываться о чём-либо..
- Учить пересказывать содержание сюжетных картин и их серий.
Развитие письменной речи
- Формировать понятие буквы и звука, уметь их отличать.
- Выкладывать буквы из палочек, шнурков, лепка их из пластилина и т.д. учить узнавать «зашумлённые» изображения пройденных букв, находить знакомые буквы в ряду.
- Учить читать слоги с пройденными буквами.
- Сформировать навык осознанного чтения слов с пройденными буквами.
Развитие ручной моторики:
- Учить выполнять движения кистями и пальцев рук по подражанию действиям взрослого.
- Учить выкладывать детали мозаикой.
- Учить проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаш от бумаги.
- Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по развитию речи
Развитие фонематического слуха | |
Задачи работы | Методы и приёмы |
1. Развивать умение узнавать неречевые звуки. 2.Различать высоту, силу, тембр, голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. 3. Развивать различать на слух слоги, слова отличающиеся звуками. 4. Развивать навыки элементарного звуко-буквенного анализа и синтеза. 5. Дифференцировать глаголы сходные по звучанию | Ткаченко. Т.А. «Развитие фонематического восприятия». – М.:ГНОМ и Д, 2001г. 1.Игры: «Скажи, что ты слышишь», «Кто , что услышит?» «Улиточка». 2.Игры: «Что звучит?», «Угадай, чей голос?» 3.упр.9,10,11. 4.упр. 11-23. 5. упр.24-34. |
Развитие артикуляционного аппарата | |
Задачи работы | Методы и приёмы |
Развивать умение выполнять полноценные движения и определённых положений органов артикуляционного аппарата, объединять простые движения в сложные. | О.И. Крупенчук, Т.А Воробьева «Исправляем произношение» комплексная методика коррекции артикуляционных растройств. – СПб, 2010. Артикуляционные упражнения: - «Трубочка», «Заборчик», «Лопатка», «Наказать непослушный язычок», «Иголочка», «Качели», «Почистим зубы», «Загнать мяч в ворота», «Грибок», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Барабан», «Лошадка». |
Формирование слоговой структуры слова | |
Задачи работы | Методы и приёмы |
1.Развиать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса. 2..Работать над ритмом речи. 3.Воспроизвдить слова: - трёхсложные со стечением согласных (ботинки) - трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (скамейка) - односложные слова со стечением со стечением согласных (ткань, мост) - четырёхсложные слова из открытых слогов (самокаты) - четырёхсложные слова с закрытым слогом ( (велосипед) 4. Отработать слоговую структур слов на материале чистоговорок, фраз, стихов и других текстов. | 1.Игры «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударил барабан?» Агронович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей». – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г. Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., «Практическая логопедия», 2002г. 2.Отхлопывание в ладоши заданного ритмического рисунка , отстукивание мяча, использование музыкальных инструментов. Игры: «Сосчитай, сколько раз хлопнули в ладоши», «Узнай (сравни) ритм», «Долгие и короткие звуки» Агронович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г. 3.Игры «Телеграф», «Мяч», «Разрезные картинки», «Магазин», «Исправь ошибку». Агронович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г. Игры: «Договори словечко», «Испорченный телефон», «Отгадай загадку», разрезные картинки. Четверушкина Н.С. «Слоговая струкура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном Пресс, 2006г. 4.Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» - М., «Практическая логопедия», 2002г. |
Формирование словарного запаса | |
Задачи работы | Методы и приёмы |
Развитие словаря 1.Существительные: - учить называть предметы и их обобщать (назови одним словом) - учить называть детёнышей животных - учить называть профессии людей - учить называть части предмета для определения целого (машина – кузов, кабина, руль, колесо). - учить различать слова близкие по значению (вагон-поезд) - обогащать словарь антонимами (день-ночь). - обогащать словарь синонимами (врач-доктор). 2.Действия; - расширять глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий; выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению действий. - обогащать словарь антонимами (завязывает – развязывает). - учить подбирать слова близкие по значению (жарит – печёт). 3.Прилагательные - учить различать и называть признаки по цвету, форме. - обогащать словарь антонимами (длинный-короткий). | Теремкова Н.Э «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» - ГНОМ и Д, 2005г. Скворцова И.В. «Логопедические игры для детей 4-6 лет» - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008г. 1.Игры: «Назови одним словом», «Нади детёныша», «Кто кем работает?», «Части и целое», «Отгадай загадку», «Скажи наоборот», «Скажи по другому». Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №1. Простые предложения. Глаголы во множественном числе. Существительные.», М.: ТЦ Сфера, 2014. ИП Бурдина С.В. Папка дошкольника «Находим противоположности» Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №2. Местоимения. Простые предлоги. Существительные во множественном числе., М.: ТЦ Сфера, 2014. Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №3. Сложные предлоги. Приставочные глаголы. Числительные. М.: ТЦ Сфера, 2014. 2.Игры «Что делает зайчик?», «Кто как передвигается?», «Чем отличаются слова?», «Кто, что может делать?», «Кто как голос подаёт?», «Что чем делают?» 3.Игры: «Назови по цвету, форме?», «Скажи наоборот», «Какой на вкус?». |
Формирование грамматического строя речи | |
Задачи работы | Методы и приёмы |
1.Словообразование, словоизменение - учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. - учить образовывать притяжательные прилагательные (лиса – лисья морда). - обогащать словарь относительными прилагательными (кожаная, обеденный, лимонный). - учить различать приставочные глаголы (шьёт, пришивает, вышивает, зашивает). - учить образовывать сложные слова из двух корней (пылесос). - учить образовывать глаголы с противоположным значением (включить – выключить). - учить изменять слова по числам (гриб – грибы). - учить согласовывать числительные с существительными (один дома, два дома, пять домов). - совершенствовать употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида (поливал – полил). - упражнять в использовании в речи существительных в падежах единственного и множественного числа. - упражнять употребление предлогов (в, на, под, в, из, к, от) в рчи. - формирование словоизменения закрепляется в словосочетаниях, предложениях (распространенных-нераспространённых), предложения с однородными членами, сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях, связной речи. | 1.Теремкова Н.Э «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» - ГНОМ и Д, 2005г. Скворцова И.В. «Логопедические игры для детей 4-6 лет» - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008г. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 д 7 лет Шалаева Г.П «Русский язык» - М.: Аст:Слово, 2010г. Нищева Н.В. «Картотека предметных картинок. Имена прилагательные» - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г. Игры: «Скажи ласково», «Чей дом?», «Что из чего сделано?», «Какой листочек?», «Машина едет, едет…», «Сложи, разложи слово», «Скажи наоборот», «Кому сколько?» Игры: «Один – много», «Парные картинки», «Посчитай предметы», «Что делал и сделал?» Упражнения в использовании предлогов и падежей: Новикова Е.В. «Секреты предлогов и падежей» - М., ГНОМ и Д, 2001г. Скворцова И.В. «Логопедические игры для детей 4-6 лет» - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008г. |
Коррекционная работа по преодолению недостатков звукопроизношения | |
Задачи работы | Методы и приёмы |
1.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемых звуков: Ш,Ж,Щ,С,З,Л,Р,Рь. 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Постанвка звуков. 4.Автомация звуков. 5.Дифференциация звуков в произношении. 6.Закрепление навыка произношения формируемых звуков в разных видах самостоятельной речи ребёнка. | Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг» - М.: Вентана-Граф 2004г. Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж, С, З, Л, Р» - Ярославль: Академия развития, 1996г. О.И. Крупенчук, Т.А Воробьева «Исправляем произношение» комплексная методика коррекции артикуляционных растройств. – СПб, 2010. Нищева Н.В. «Картотека заданий для автоматизации и правильного произношения и дифференциации звуков разных групп – Спб., ДЕТСТВО-Пресс 20015г. Комарова Л.А. «Автоматизация звукаЛ», «Автоматизация звука ЛЬ», «Автоматизация звука Ш», «Автоматизация звука Р», «Автоматизация звука РЬ», М.: Издательство ГНОМ, 2012. |
Развитие умений и навыков связной речи | |
Задачи работы | Методы и приёмы |
1.Учить рассказывать об окружающем. 2.Составлять предложения сложной конструкции, на вопросы взрослого. 3.Формировать навыки пересказа: - составление рассказа по демонстрации действий. - пересказ рассказа с опорой на предметные картинки. - пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план - пересказ рассказ с опорой на серию сюжетных картинок. - пересказ рассказа с опорой на серию сюжетную картинку. 4.Формирование навыка составления рассказа с опорой на серию сюжетных картин. 5. Формирование навыка составления рассказа с опорой на сюжетную картину. | «Игра», «Дежурные». «Вечер», «Кот-задира», «Щенок Бимка», «Лена и щенок» Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи» - СПб.: Детство – ПРЕСС.1999г. «Про кота Кузю», «Лакомка» Воробьёва В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» - М.: АСТРЕЛЬ. 2006г. «Попугай Петруша», «Петя и волки», «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Как Алёша хотел белку напугать», «Это я виноват», «Заботливая сестра». «Незнайкин подарок», «Страшный зверь», «Надёжный помощник», «Друзья», «Случай в лесу». Картинный материал для развития связной речи. М,: Издательство Скрипторий 2003, 2009. |
Развитие письменной речи | |
Задачи работы | Методы и приёмы |
1.Учить писать печатные буквы (А, Э, О, Ы, И, Я; М, Н, К, Т, П, С, З, Х) 2.Учить читать слоги (ма, та, са,…) 3.Чтение слов (мак, сок, нос; ноты, коса, Таня). | Григоренко Н.Ю. «Гласные звуки и буквы » - М.: Прометей 2003г. В.В. Коноваленко «Пишем и читаем» - М.: «Гном и Д», 2005г. Е.В. Колесникова «Ну-ка буква отзовись» для детей 6-7 лет Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа.», М.:Издательство Скрипторий 2003. |
- Основные формы взаимодействия с семьей:
1Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семьи.
2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов. Использование современных устройств, для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи. Размещение информации на сайте учреждения.
3.Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов).
4.Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
- Организационный отдел
Ребёнок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.
- Индивидуальный учебный план (на неделю) по реализации Программы
Вид деятельности | Количество занятий в неделю | Примечание |
Фронтальные занятия (учитель-логопед, воспитатель) | 4 | Понедельник, вторник, среда, четверг |
Индивидуальные занятия учителя-логопеда | 2 | Вторник и пятница |
Индивидуальные занятия воспитателя | 2 | Понедельник, Среда |
Индивидуальные занятия педагога-психолога | 1 | Понедельник |
Индивидуальные занятия музыкального руководителя | 1 | Вторник |
Индивидуальные занятия по физической культуре | 1 | Среда |
- Расписание индивидуальных занятий учителя-логопеда с ребенком по реализации Программы
День недели | Время занятий |
Вторник | 7.45-8.05(1и 3 неделя месяца) 10.15-10.35(2 и 4 неделя месяца) |
Пятница (1и 3 неделя месяца) | 8.35-8.55(1и 3 неделя месяца) 10.40-11.00(2 и 4 неделя месяца) |
Режим дня на холодный период
7.00 – 8.10 | |
Прием детей, игры, самостоятельная деятельность детей | 8.10-8.30 |
Утренняя гимнастика, формирование КГН | 8.30 – 8.50 |
Завтрак | 8.50-9.00 |
Формирование КГН, подготовка к НОД, самостоятельная деятельность | 9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.20 – 10.50 |
Непрерывная образовательная деятельность | 9.30-9.40 10.40-11.00 |
Самостоятельная деятельность | 10.10-10.20 |
Второй завтрак | 10.40-10.50 |
Подготовка к прогулке, формирование КГН | 10.50-12.10 |
Прогулка | 12.10-12.20 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.20-12.40 |
Обед | 12.40-12.50 |
Формирование КГН, подготовка ко сну | 12.50 -14.50 |
Сон | 14.50-15.00 |
Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, воздушные и водные процедуры. | 15.00 – 15.30 |
НОД (старшая и подг. к школе группы), досуг (1 раз в неделю). | 15.30-16.05 |
Самостоятельная деятельность детей | 16.05-16.20 |
Чтение художественной литературы | 16.20-16.30 |
Подготовка к уплотненному полднику, формирование КГН | 16.30 – 16.50 |
Уплотненный полдник | 16.50-17.00 |
Подготовка к прогулке, формирование КГН | 17.00-18.30 |
Прогулка, самостоятельная деятельность детей, игры на участке | 18.30 – 19.00 |
Уход детей домой |
Режим дня на теплый период
Прием детей самостоятельная деятельность, игры | 7.00-8.20 |
Утренняя гимнастика на свежем воздухе | 8.20-8.32 |
Подготовка к завтраку, формирование КГН | 8.35-8.45 |
Завтрак | 8.45-9.00 |
Подготовка к прогулке, формирование КГН , прогулка (совместная игровая, двигательная, опытно-экспериментальная деятельность, трудовые поручения) Физкультурно-оздоровительная работа (по графику) | 9.00-12.35 |
Второй завтрак | 10.30-10.40 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду, формирование КГН | 12.15-12.30 |
Обед | 12.30-13.00 |
Подготовка ко сну, формирование КГН | 13.00-13.10 |
дневной сон | 13.10-15.15 |
Бодрящая гимнастика, воздушные и водные процедуры | 15.15-15.30 |
Совместная деятельность детей и взрослых, чтение художественной литературы, игры | 15.30 – 16.20 |
Подготовка к уплотненному полднику, формирование КГН | 16.20-16.30 |
Уплотненный полдник | 16.30-16.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, игры на участке, уход детей домой | 16.50-19.00 |
- Условия для развития ребёнка
Предполагают создание специальной группы, состоящей из 9 человек 6-7 лет: дети имеют диагноз ОНР II или III уровня с различными вариантами (дислалия, дизартрия).
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая среда в группе построена с учётом требования ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ. При организации развивающей среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда в группе безопасна: мебель и крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.
Доступность среды обусловлена возрастным и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе.
В группе функционируют различные виды зон: игровая, познавательная, художественная, театрализованная, конструктивная, творческая, двигательная, трудовая и речевая. Все зоны соответствуют возрастным потребностям детей.
В группе имеется спальное пространство, которое может использоваться детьми как место для спокойной деятельности.
Помещение группы оформлено эстетично и педагогически целесообразно. Есть плакаты по лексическим темам и фотографии различной тематики.
Методическое обеспечение Программы
- Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи
- Книжный уголок: художественная литература
- столик для общения с книгой
- детские журналы
- иллюстрированные альбомы
- аудиоматериалы
- дидактические пособия
- настольно-печатные игры
- наборы картинок для группировки: животные, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, игрушки и т.д
- «Лото», «Домино» по изучаемым темам
- разрезные кубики с предметными картинками
- серии картинок для установления последовательности действий
- серии из 4 картинок: части суток
- серии из 4 картинок: времена года
- сюжетные картинки
- карты по мнемотехнике
- книги – произведения малых фольклорных форм.
- игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание, сигнальные карточки
- картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры)
- логопедический альбом для обследования звукопроизношения
- настольно-печатные дидактические игры для автоматизации звуков всех групп
- настольно-печатные дидактические игры для совершенствования грамматического строя речи
- настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- разрезной алфавит, магнитная азбука
- слоговые таблицы
- тетради для индивидуальных занятий
- ребусы, кроссворды, изографы
- Методическое обеспечение для реализации Программы
- Образовательная программа «Мир открытий» науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
- Е.В. Мазанова «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР 3-7лет). - Спб; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи»
- Ткаченко. Т.А. «Развитие фонематического восприятия». – М.:ГНОМ и Д, 2001г.
- О.И. Крупенчук, Т.А Воробьева «Исправляем произношение» комплексная методика коррекции артикуляционных растройств – СПб, 2010.
- Агронович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей». – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
- Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» – М., «Практическая логопедия», 2002г.
- Четверушкина Н.С. «Слоговая струкура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном Пресс, 2006г.
- Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи» - СПб.: Детство – ПРЕСС.1999г.
- Теремкова Н.Э «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» - ГНОМ и Д, 2005г.
- Скворцова И.В. «Логопедические игры для детей 4-6 лет» - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008г.
- Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №1. Простые предложения. Глаголы во множественном числе. Существительные.», М.: ТЦ Сфера, 2014.
- ИП Бурдина С.В. Папка дошкольника «Находим противоположности»
- Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №2. Местоимения. Простые предлоги. Существительные во множественном числе., М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №3. Сложные предлоги. Приставочные глаголы. Числительные. М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Теремкова Н.Э «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» - ГНОМ и Д, 2005г.
- Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 д 7 лет
- Шалаева Г.П «Русский язык» - М.: Аст:Слово, 2010г.
- Воробьёва В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» - М.: АСТРЕЛЬ. 2006г.
- Григоренко Н.Ю. «Гласные звуки и буквы » - М.: Прометей 2003г.
- В.В. Коноваленко «Пишем и читаем» - М.: «Гном и Д», 2005г.
- Е.В. Колесникова «Ну-ка буква отзовись» для детей 6-7 лет
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа.», М.:Издательство Скрипторий 2003.
- Нищева Н.В. «Картотека предметных картинок. Имена прилагательные» - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.
- Новикова Е.В. «Секреты предлогов и падежей» - М., ГНОМ и Д, 2001г.
- Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг» - М.: Вентана-Граф 2004г.
- Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж, С, З, Л, Р» - Ярославль: Академия развития, 1996г.
- Нищева Н.В. «Картотека заданий для автоматизации и правильного произношения и дифференциации звуков разных групп – Спб., ДЕТСТВО-Пресс 20015г.
- Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л», «Автоматизация звука ЛЬ»,
«Автоматизация звука Ш», «Автоматизация звука Р», «Автоматизация звука РЬ», М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Е. и С. Железновы Музыка с мамой: Аудиопрограмма для общего и музыкального развития малышей от 0 до 7 лет. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007.
- Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет. - М.: Просвещение, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВОСПИТАННИЦЫ ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ)
Адаптированная образовательная программадля воспитанницы дошкольного отделения с ОВЗ (ТНР)...
Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 6 - 7 лет подготовительная к школе группа комбинированной направленности № 8 «Тюльпанчик»
Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 6 - 7 лет подготовительная к школе группа комбинированной направленности № 8 «Тюльпанчик»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...
Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 6 - 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной направленности
Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 6 - 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной направленности...
Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 6 - 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной направленности.
Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 6 - 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной направленности....
Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 6 – 8 лет (подготовительной к школе группы комбинированной направленности).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 1 – 2 ЛЕТ (ПЕРВАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА № 2 "КОЛОКОЛЬЧИК" КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 6 – 8 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ № 6 "РОМАШКА")
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 6 – 8 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА ...