Методическая разработка по логоритмике с использованием мнемотехники для детей старшей логопедической группы
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Исследование психомоторики детей с ОНР свидетельствует о необходимости ведения логоритмических занятий в системе преодоления речевых нарушений у воспитанников. Использование символов и схем в проведении логоритмических занятий помогает развивать наглядно-образное мышление воспитанников, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти.
Методическая разработка по логоритмике предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В ней корректно поставлена цель, определены задачи, подробно представлена структура логоритмических занятий, представлен предполагаемый результат. Информационное обеспечение методической разработки представлено современными источниками.
Данная разработка может быть рекомендована к использованию в логопедических группах для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по логоритмике с использованием мнемотехники
для детей старшей логопедической группы
(в рамках реализации современных образовательных технологий)
Пояснительная записка.
Во многих странах в начале XX века большое распространение получила система ритмического воспитания. Её создателем был швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Далькроз. При помощи сочетания ритма, музыки и движений Жак-Далькроз, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
В последние годы отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, поэтому остается актуальной проблема оказания помощи детям с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения. К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся:
– нормализация у детей психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы;
– исправление у детей ряда речевых недостатков;
– формирование у детей связной речи на занятиях, в совместной практической деятельности и на занятиях логопедической ритмикой (логоритмикой).
Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Опыт работы показал, что эффективным коррекционным средством преодоления речевых нарушений у детей 5-6 лет служат приемы мнемотехники.
Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми информации, и конечно развитие речи.
Цель данного пособия: преодоление речевых нарушений у детей 5-6 лет путем коррекционно-развивающего воздействия на их речевое, музыкально-ритмическое и физическое развитие.
Форма организации совместной деятельности взрослого и детей: логоритмические занятия.
Задачи:
- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедических групп;
- создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
- разработать календарно-тематический план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;
- создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.
К концу учебного года:
- ребёнок общается со взрослыми и сверстниками, используя простые распространённые предложения;
- ребёнок выполняет движения в соответствии со словами (текстом);
- у ребёнка улучшена способность ориентироваться в пространстве, он различает правую и левую стороны относительно своего тела, двигается в заданных направлениях;
- у ребёнка улучшены показатели словесного, зрительного и двигательного внимания и памяти, мышления и воображения;
- у ребёнка отмечены положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей в соответствии с возрастом;
- ребёнок доброжелательно относится ко всем детям в группе;
- у ребёнка сформировано бережное отношение к природе, животным;
- у ребёнка улучшены показатели правильного речевого и физиологического дыхания;
- у ребёнка сформирована способность правильно выполнять артикуляцию звуков отдельно и в слоговых рядах;
- у ребёнка привита потребность в здоровом образе жизни, заботе о своём здоровье и здоровье окружающих;
- у ребёнка сформированы умения различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
- ребёнок разучивает стихи, песни, тексты с помощью мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц;
- у ребёнка улучшены результаты мониторинга развития речи.
Календарно – тематическое планирование
Период | Название занятия | Цель | Оборудование | Деятельность детей |
Сентябрь | 1. «Прогулка в осеннем лесу». | -Учить согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста; - Учить переключать своё внимание. | Осенние листья; иллюстрации – птички, филин, ежик, зайчик с барабаном. | Дети в самостоятельной деятельности могут выполнить артикуляционное упражнение «Слоник» («Трубочка»), выполнить пальчиковую гимнастику, самомассаж пальцев и лица. |
2. «Землянич-ка». | - Учить определять время года, состояние погоды; - Учить правильно распределять речевое и физиоло-гическое дыхание; - Учить менять силу голоса в упражнениях и играх. | Игрушки – птичка, мышка, лягушка, ежи; зонт. | Дети смогут самостоятельно выполнить пальчиковую гимнастику «Птенчики в гнезде», дыхательное упражнение «Мышки принюхиваются» и самомассаж лица и тела. | |
Октябрь | 3. «Осенняя ярмарка». | - Учить различать друг от друга овощи и фрукты; - Развивать умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. | Солнышко на палочке, муляжи – морковь, арбуз, помидор, огурец, капуста. | Дети смогут самостоятельно выполнить гимнастику для глаз «Солнышко и тучки», дыхательное упражнение «Синьор помидор», пальчиковую игру «Капуста» |
4. «Кто как к зиме готовится». | - Учить определять и называть животных; - Формировать умение повторять и выполнять за логопедом оздоровительную гимнастику; - Формировать понятие дисциплины на занятии. | Игрушки –мишка, лиса, заяц, крот, оса, ежик, белка. | Дети самостоятельно смогут выполнить массаж пальцев «Рукавицы», артикуляционную гимнастику «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», дыхательное упражнение «Осы». | |
Ноябрь | 5. «Сундучок Осени». | - Учить различать друг от друга овощи и фрукты, ягоды; - Учить различать на слух характер музыки; - Развивать умение самостоятельно выполнять самомассаж. | Осенние подарки – морковь, капуста, мед, ягоды рябины. | Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Вкусное варенье», «Блинчик», пальчиковую игру «Орехи». |
6. «Почему медведь зимой спит». | - Учить двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения; - Повторить названия зимних месяцев; - Развивать умение громко и чётко проговаривать пальчиковые гимнастики. | Игрушки – медведь, заяц, ежик, белка, лиса, курица. | Дети смогут выполнить артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», массаж ног «Курочки и петушок». | |
Декабрь | 7. «Снежная баба». | - Учить отвечать внятно на поставленные вопросы; - Учить выразительно и ритмично двигаться под музыку; - Учить называть некоторые музыкальные инструменты. | Снежинки на ниточках – каждому, снеговик. | Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Горка», «Саночки», дыхательное упражнение «Дед Мороз». |
8. «Новогодний поезд». | - Развивать умение координировать свои движения; - Прививать умение эмоционально откликаться на музыкальные произведения; - Учить помогать друг другу, когда это необходимо. | Бумажные елочки на палочке, детские музыкальные инструменты. | Дети самостоятельно смогут выполнить пальчиковую игру «Вышел котик погулять», гимнастику для шеи «Петушок», гимнастику для глаз «Елочка». | |
Январь | 9.«Зимняя царица». | - Формировать умение координировать свои движения; - Прививать умение эмоционально откликаться на музыкальные произведения; - Учить помогать друг другу, когда это необходимо. | Маленькие елочки на палочке - по одной каждому. | Дети самостоятельно смогут выполнить массаж пальцев «Орешник», гимнастику для глаз «Елочка». |
10. «Кошкин дом». | - Учить чётко и с толком проговаривать слова; - Учить выполнять технику поточного самомассажа; - Формировать умение ритмично двигаться под музыку. | Игрушки – кошка, цыплята, петух, курочка, селезень. | Дети самостоятельно смогут выполнить массаж рук «Строим дом», пальчиковую игру «Танец мух». | |
Февраль | 11. «Строим дом». | - Учить отвечать внятно на поставленные вопросы; - Учить выразительно и ритмично двигаться под музыку; - Учить называть некоторые музыкальные инструменты. | Иллюстрации машин – экскаватора, самосвала; игрушечные молоток, пила, малярная кисть. | Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Автомат», «Маляр», массаж пальцев «Куличи», пальчиковую игру «Угощение гномов». |
12. «Кем быть?» | - Развивать умение ритмично повторять движения за педагогом; - Учить рассуждать, полными ответами, отвечать на поставленные вопросы. | Иллюстрации – шофер, дворник, охранник, летчик, врач, музыкант, прачка. | Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Рубанок», «Молоток», «Маляр», «Катушка», пальчиковую игру «Я художник». | |
Март | 13. «Веселые музыканты». | - Учить выполнять массаж пальцев рук; - Прививать умение сопереживать сказочным персонажам; - Учить быть внимательными и добрыми по отношению друг к другу. | Детские музыкальные инструменты. | Дети самостоятельно смогут выполнить пальчиковую игру «По клавишам стучим», артикуляционную гимнастику, массаж рук «Скворцы». |
14. «Кто где живет». | - Развивать умение равномерно распределять воздух во время дыхательных упражнений; - Приучать начинать и заканчивать пение вместе с музыкой. | Иллюстрации – пес в конуре, дятел, медведь в берлоге, лиса в норе. | Иллюстрации – пес в конуре, дятел, медведь в берлоге, лиса в норе. | |
Апрель | 15. «Зайкин день». | - Уметь напрягаться и расслабляться в музыкальной гимнастике и музыкальных играх; - Учить согласовывать движения со словами; - Развивать умение выразительно передавать характер песни. | Игрушки – зайка, сорока, утенок. | Дети самостоятельно смогут выполнить артикуляционную гимнастику «Вкусное варенье», «Выпьем молочко», «Жевание», дыхательное упражнение «Ветерок», пальчиковую игру «Пирожки и плюшки», самомассаж тела «Мочалка». |
16. «Птицы». | - Учить узнавать птиц по картинкам; - Учить изображать их голоса; - Учить проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных заданий; - Развивать умение сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков. | Иллюстрации – скворец, петух, утка, синица, и т.д. | Дети самостоятельно смогут выполнить массаж шеи «Петушок», пальчиковая игра «Кря! Кря!». | |
Май | 17. «В гостях у лягушат». | - Формировать умение контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу, повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике. | Игрушки – лягушки, иллюстрации – рак, жаба, дрозд. | Дети самостоятельно смогут выполнить массаж «Лягушата», артикуляционную гимнастику «Заборчик», «Рупор», «Трубочка». |
18. «Муха – Цокотуха». | - Учить выполнять элементы пальчиковых фигур, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму. | Иллюстрации к сказке – муха, тараканы, букашки, паук, комарик. | Дети самостоятельно смогут выполнить массаж лица «Бурундук»,артикуляционную гимнастику «Чашечка», «Пирожок», «Болтушка». |
Литература:
1.Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
2.«Пособие для логопедов. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ» Микляева Н. В., Полозова О. А.
3.«Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР» Бабушкина Л. Р., Кисляков О. М.
4.О. Новиковская, «Логоритмика: Игры и упражнения». Методическое пособие. – М.: 2005.
5.Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
6.Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
7.«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
8.Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» 9.М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие для детей старшей логопедической группы с элементами логоритмики.
Закрепление материала по теме "Осень"...
Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста
Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации непосредственно организованной деятельности детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи.
В помощь воспитателю....
Конспект занятия ОБЖ по теме «Электробытовые приборы» для детей старшей логопедической группы с использованием современной педагогической здоровъесберегающей технологией.
Закрепить знания детей об электробытовых приборах, их назначении. Учить устанавливать причинно-следственные связи и развивать доказательную речь. Закреплять навыки построения и использования в речи ра...
ООД для детей старшей логопедической группы с элементами логоритмики Тема: «Осеннее путешествие».
Образовательная познавательная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения, на тему "Осеннее путешествие"...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Пересказ рассказа «Медведь»» с использованием мнемотехники для детей старшей группы.
Конспект с использованием мнемотехники способствует запоминанию текста.При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа....
конспект воспитательно- игровой ситуации с элементами логоритмики для детей старшей логопедической группы на тему "Путешествие в осенний лес"
Данный конспект содержит материал по основным видам музыкальной деятельности с использованием пальчиковой гимнастики, массажа спины, упражнений на внимание и другое....