Основы песочной терапии
методическая разработка по коррекционной педагогике
В данной разработке описаны основы работы с песочницей, виды, методы и приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_metodiki_pesochnoy_terapii.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы методики песочной терапии.
Материал подготовлен
Бузановой Мариной Александровной
Москва
2019г.
Арт-терапевтические методы в работе психолога.
Песочная терапия.
Психотерапия искусством включает в себя:
- арт-терапию,
- драма-терапию,
- танцевально-двигательную терапию,
- музыкальную терапию.
Песочная терапия входит в категорию арт-терапии. В 1929 году впервые использовала методику песочной терапии Маргарет Ловенфельд, она разработала технику «построения мира», в 1935 году вышла книга «Игра в детстве». Эту технику оценил К.Г.Юнг, обратил внимание своей ученицы Доры Калфф на психотерапевтические возможности игр с песком. В результате изучения методики у самой Маргарет Ловенфельд, Дора Кальф разработала юнгианский подход к песочной терапии и издала книгу «Песочная терапия».
Юнгианский аналитик Вейнриб, в 1983 году предложил схему описаний стадий песочной терапии., которая позволяет отследить и и понять связь создаваемых в сеансах песочных композиций между собой.
Основной концепцией песочной терапии является процесс активизации воображения и проекции бессознательного на песочный лист, в результате чего клиент начинает осознавать, контролировать и проработать эти впечатления, чувства, эмоции. В подносе с песком находят зрительные образы страхи, переживания, внутренние конфликты, надежды клиента. Визуализируя их, появляется возможность управлять ими, контролировать. Плюс песочной терапии в том, что не нужно подбирать слова или стараться прорисовать эти образы. С помощью песка и фигур внутренний неосознанный мир выносится во внешний и осознается.
Оборудование для песочной терапии включает в себя:
1. Ящик (размер 50х70 для индивидуальной работы, для групповой в 2 раза больше, высота борта 8 см), форма –прямоугольная для диагностической работы, квадратная для коррекционной, так как для коррекции в центр ставится главный конфликт, в прямоугольной может быть несколько центров, в круглой можно найти больше гармонии в человеке. Внутренние борта и дно окрашивают в голубой цвет, что ассоциативно означает: линию горизонта с небом, дно –вода. Можно изготовить подставные борта, окрашенные в различные цвета –красный (спровоцировать агрессию, зеленый-самоутверждение).
2. Песок речной, заполняет ящик на ½ высоты.
3. Вода в кувшине. Перед применением песок оросить пульверизатором, при желании клиента. Влажный песок –выбор при тревоге, гиперреактивности, сухой выбирают как правило в спокойном состоянии без видимых проблем.
4. Игрушки –фигурки не больше 8-10 см. Подобрать по группам:
- люди –члены семьи (дети, младенцы, мамы, папы, дедушки, бабушки)
- военные,
- сказочные персонажи (добрые и злые),
- животные (дикие, домашние, птицы, рыбы, доисторические),
- здания, машины, кубики,
- растительный мир
- домашняя утварь и предметы мебели,
- ограждения, мосты, заборы,
- природный материал (камни, ракушки, шишки, листочки, желуди, каштаны),
- бросовый материал –шарики, ниточки, пуговицы, колокольчики, свечи, зеркальце,
- символические предметы (звезда, кольцо, крест, ключ)
Можно приготовить материал для изготовления фигурок недостающих – тесто, бумагу, пластилин. Могут быть несколько сломанных вещей для диагностирования ущерба, утраты, потери.
Песочная терапия может быть педагогической и терапевтической. Педагогическая направлена на развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление), и в основной используется для работы с детьми. Терапевтическая песочница используется у детей и взрослых любого возраста. На ней остановимся подробнее.
Особенности терапевтической песочницы.
Клиенту-взрослому объясняем, что процесс работы открывает бессознательное, выводится на уровень осознания, осмысления, понимания, а все что мы осознаем, мы можем корректировать.
Ребенку даем инструкцию для игры, выбирая одну исходя из 3 типов:
- Диагностическая – «сделай то, что ты хочешь, построй свой мир, ты волшебник, можешь посреди пустыни построить свой мир».
- Тематическая - зная заранее проблему, даем тему. Например – проблема в семье – смоделируй свою семью, кто чем занимается, можно взять животных похожих на членов семьи или предметы.
- Моделирующая – если расстроен, в депрессивном состоянии, находим ресурсное событие, которое улучшит это состояние – самый лучший праздник, как ходили в зоопарк, поездка в цирк, или выложи на песке любовь, дружбу. Верность и т.д.
Важно обращать внимание не выбор игрушек клиентом:
-хаотичность, может длиться несколько сеансов, потом приходит избирательность (это наступает стадия борьбы)
- миролюбивая стадия –проигрывает один и тот же сюжет.
Сеанс с песком длится 30минут с ребенком и 1 час со взрослым, продолжительность может быть до нескольких месяцев (2-3).
Также важно какой предмет первым выбран и в какое место размещен. В протоколе фиксировать это, присваивая номер фигурки по очередности выбора и место размещения.
Визуально песочница делится на части в соответствии со схемой в протоколе
верх
низ
левая центр правая
сторона сторона
После размещения всех фигур и отсутствия желания что-либо добавить, расспросить что в ней, о чем, не внося никаких интерпретаций!
К протоколу добавляется песочный лист №2 – это изменения, корректировки, дополнения. Рекомендуется делать фото фиксацию изменений и шкалу Люшера для отслеживания изменений в эмоциональном состоянии.
Можно дать подсказку - найти помощника или защитника – включить защитные механизмы. Всегда уточнять, что значит тот или иной предмет, символ.
В конце сеанса клиент обязательно САМ убирает фигурки!!!
Особенности педагогической песочницы.
Цели:
-развитие познавательных способностей,
- мотивация к экспериментированию,
-развитие мыслительных функций,
- развитие моторики.
Категории детей:
- период адаптации (от 2х лет).
- дети, требующие коррекции в познавательных процессах.
- тревога, агрессия, гиперреактивность (дать знания о эмоциональном интеллекте, способах саморегуляции и контроля)
Программы работы:
-развивающая,
- коррекционная,
-адаптационная.
Пример адаптационной программы. (Возможны подгрупповые сеансы в количестве до 5 человек)
У адаптационной программы целью является установить доверительные отношения с педагогом, снижение уровня напряжения, усвоение правил поведения, проигрывание ситуаций – расставание с родными, режимные моменты в детском саду, праздники, самообслуживание.
«Песочная фея приглашает в свое царство. В этом царстве живет много песчинок, есть голубое небо и вода. Когда прозвенит колокольчик, мы отправимся в песочную страну.
При проведении первых занятий не придерживаться строгой структуры. При работе с тревожными детьми давать тему, чтобы еще больше не развить тревожность, задавать сюжет, направление. Только в конце по уже сложенному сценарию давать свободу, но контролировать.
В этой стране есть солнышко (дети держаться за его лучики, произносят слова приветствия).
Песочная фея очень любит детей. Она всем вам улыбается, но может и загрустить, если дети выбрасывают песок из ее песочной страны, бросают песком друг в друга или берут его в рот».
Дети знакомятся с песком, здороваются с ним пальчиками, ладошкой, тыльной стороной ладони, набирают песок и высыпают его струйкой, приговаривая приговорки. Должен быть сигнал –свисток или колокольчик, по которому начинается и оканчивается занятие.
Следующие занятия моделируют детский сад и режимные моменты в нем.
Ставится имитирующий детский сад макет –домик или кубики. Фея приготовила сюрприз – с помощью кисточек дети откапывают фигурки проигрывают сказку или ситуации.
Развивающая программа.
Используется для детей от 3 лет.
Моделируются занятия по познавательным темам («В лесу», «В деревне», «Улицы города» и т.д.)
Используются приемы раскапывания песка лопаточками, сметание песка кисточками, рисование палочками, сдувание трубочками, штамповка различными предметами.
После освоения работы с сухим песком, знакомим с мокрым-
рисование на мокром песке, создание ручейков, штамповка, создание фигур из песка с помощью формочек.
Литература:
- Ленор Штейнхард «Юнгианская песочная терапия».
- Барбара Тернер «Руководство сэндплей-терапии».
- Евгения Трошихина «Сосуд и зеркало».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...
Песочная терапия как основа развития мелкой моторики.
Что такое песочная терапия, почему именно песок, чем полезны игры с песком. ...
Педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей раннего возраста с ОВЗ, на основе разных видов арт-терапевтических техник: песочная терапия, акватерапия, камнетерапия»
Педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей раннего возраста с ОВЗ, на основе разных видов арт-терапевтических техник: песочная терапия, акватерапия, камнетерапия»...
Развивающее занятие на основе песочной терапии: «В гости к сказке»
Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного ...
Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.
Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....