Адаптированная программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Анжелика Рафадовна Тагильцева

Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Её базис, необходимый для усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, - ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни.

В процессе социального развития ребенка выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам»«Я и другие»«Я и окружающий мир».

В связи с тем что развитие ребенка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребенок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает типологически однородные ситуации, привнося в них свой жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы, воспитательный процесс также должен быть, направлен на все более углубляющуюся проработку ситуаций социализации, дополняя и обогащая их новыми задачами, целями и способами деятельности.

При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка с взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:

• эмоционально-положительный контакт ребенка с взрослым;

• правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

• подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

В целом все содержание работы в программе «Социальные навыки и навыки самообслуживания» нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся мире.

Решение вопросов социального воспитания детей осуществляется в процессе проведения занятий по социальным навыкам и навыкам самообслуживания и ознакомления с окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Адаптированная программа

«Социальные навыки и навыки самообслуживания»

Автор-составитель: Тагильцева А. Р., социальный педагог

Пояснительная записка.

Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Её базис, необходимый для усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, - ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни.

В процессе социального развития ребенка выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам»«Я и другие»«Я и окружающий мир».

В связи с тем что развитие ребенка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребенок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает типологически однородные ситуации, привнося в них свой жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы, воспитательный процесс также должен быть, направлен на все более углубляющуюся проработку ситуаций социализации, дополняя и обогащая их новыми задачами, целями и способами деятельности.

При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка с взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:

• эмоционально-положительный контакт ребенка с взрослым;

• правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

• подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

В целом все содержание работы в программе «Социальные навыки и навыки самообслуживания» нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся мире.

Решение вопросов социального воспитания детей осуществляется в процессе проведения занятий по социальным навыкам и навыкам самообслуживания и ознакомления с окружающим.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20-40 минут социальным педагогом и педагогом-дефектологом.

Цель программы:

Подготовить детей к обучению в школе, формирование у них навыковпродуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, адаптировать к жизни в обществе, в быстро изменяющемся мире.

Задачами программы являются:

• усвоение знаний о себе;

• усвоение знаний о ближайшем окружении;

• усвоение санитарно-гигиенических правил и норм поведения в обществе.

Эти задачи являются общими как для детей с сохранным интеллектом, так и для умственно отсталых дошкольников. Потому что в настоящее время наблюдается следующая тенденция: дошкольники легко осваивают компьютер, но не знают элементарных правил поведения в обществе, не умеют контактировать с окружающими его людьми.

Динамика развития социальных навыков и навыков самообслуживания отслеживается, через наблюдение за тем как ребенок умеет:

• общаться со сверстниками;

• общаться с взрослыми;

• следить за своей одеждой;

• выполнять утренний и вечерний туалет;

• пользоваться столовыми принадлежностями;

• пользоваться бытовыми приборами.

Наблюдение проводится как педагогом, так и через заполнение анкет родителями детей. Все навыки фиксируются в листах наблюдения.

Программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания» построена на следующих принципах:

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания коррекционной помощи. Принцип реализуется в двух аспектах.

1. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого подобрать содержание занятий.

2. Реализация программы проводится под постоянным контролем динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и средства психологического воздействия на ребенка, а также оценить эффективность коррекционной работы.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы оптимизации развития для каждого конкретного ребенка.

Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в программе определяется важнейшей ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка.

Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и перцептивного развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

Методологической основой программы «Социальные навыки и навыки самообслуживания» является программа воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильевой и коррекционно-развивающее обучение и воспитание Е. А. Екжаковой и Е. А. Стребелевой.

Список литературы, используемый при составлении программы:

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучение в детском саду. Допущено Министерством Образования и Науки РФ. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитание и обучение в детском саду» под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Е. А. Екжакова, Е. А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: Просвещение, 2005.

Перспективный план

по ознакомлении детей с социальной действительностью.

№ Тема Цель Знания Умения Месяц

1. Я узнаю себя Закреплять знания детей о самих себе, воспитывать ласковое и чуткое отношение к своим близким. Развивать представления о внешнем облике; знакомить с частями тела; частями лица; рассказать о правилах гигиены и ухода за собственным телом и лицом. - своя фамилия, имя, дата рождения, свой возраст, своя семья;

- строение организма человека;

- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

- санитарно-гигиенические правила. - мыть руки, лицо;

- причесывать волосы;

- чистить зубы, полоскать рот;

- правильно сидеть за столом.

сентябрь

октябрь

2. Магазин, продукты питания Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам, воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим - промтоварные и продовольственные магазины, их ассортимент;

- названия основных продуктов питания; хлеб, масло, овощи, фрукты, блюда из этих продуктов; - соблюдать правила поведения в магазинах;

- обращаться к продавцу;

- выбрать продукты;

- приобретать товары в различных магазинах;

ноябрь

3. Предметы ближайшего окружения (посуда, одежда, головные уборы, обувь, электроприборы) Знакомить детей с окружающими предметами, учить выделять существенные признаки предметов, группировать и классифицировать предметы по общим признакам; воспитывать бережное отношение к предметам, к труду взрослых, которые сделали их, формировать умение правильно пользоваться, осторожно обращаться с предметами, представляющими опасность.

- название и назначение кухонных принадлежностей и посуды, места их хранения;

- виды посуды: чайная, столовая, кухонная;

- виды одежды и головных уборов, их назначение;

- правила обращения с электроутюгом, чайником;

- виды обуви, ее назначение и уход за ней;

- достать названную посуду из шкафа, указать назначение посуды;

- подбирать одежду и головные уборы по сезону;

- подбирать обувь по сезону;

- различать обувь в зависимости от назначения;

декабрь

январь

4. Мой город, улица, дом, транспорт Рассказать детям о городе, деревне, учить находить между ними различия, познакомить с особенностями труда. Уточнить знания детей о родном городе, улицах. Познакомить с терминами «квартира»«адрес».

Закреплять знания о видах транспорта. Закреплять знания правил дорожного движения. - значение слов «город»«деревня»;

- профессии города и села;

- кем работают родители;

- городская улица, ее части: тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, их назначение;

- главная улица города, реки протекающие через город;

- правила поведения на улице, дороге, в транспорте;

- пользование городским транспортом; -соблюдать правила дорожного движения;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

- правильно обходить транспорт на остановках;

февраль март

5. Средства связи: почта, телефон, телевизор - основные средства связи: почта, телефон, телевизор;

- виды почтовых отправлений: письма, посылки, телеграммы;

- телефон, домашний номер, номера экстренного вызова (01, 02, 03);

- правильно разговаривать по телефону;

- пользоваться телевизором;

апрель

6. Культура поведения Закреплять правильные нормы поведения - форма обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании;

- обращение с вопросом, сообщением, передача просьбы, поручения товарищу, старшему по возрасту, действие по устной инструкции;

- правила слушания речи старшего по возрасту;

- благодарность за помощь, услугу;

-культура общения людей, культура внешнего вида; - вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и старшим по возрасту;

- культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах;

- культурно вести себя в гостях: оказывать внимание сверстникам, старшим;

- правильно выбирать одежду, украшения;

сентябрь - май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ    И    НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ  В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ....

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие социальных навыков и навыков самообслуживания у детей с 1.6 до 3 лет в условиях разновозрастной группы»

Цель: показать роль педагога в практическом применении социальных навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста...

Дополнительная адаптированная программа Для развития конструктивных навыков и инженерного мышления На основе пособия «Дары Фрёбеля» Для детей с ЗПР дошкольного возраста 3-7 лет

Прграмма для организации занятий с изпользованием дидактического пособия "Дары Фрёбеля" в разновозрастной группе для детей с ЗПР....