Система игр для детей старшего возраста с ОНР по формированию фонематического восприятия.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Систематизация дидактических игр с целью формирования фонематического восприятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система игр для детей старшего возраста с ОНР по формированию фонематического восприятия.
В условиях модернизации дошкольного образования, перехода к ФГОС ДО, для успешной реализации основной образовательной и коррекционных программ использую комплексный подход в организации педагогического процесса. С учетом целевых ориентиров ФГОС ДО обозначила цель своей профессиональной деятельности: добиться качественных показателей в реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста Для достижения цели определены первостепенные задачи. Особое внимание обратила на проблему нарушения звукопроизношения у большинства детей , а, как известно, по утверждению Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркиной одна из причин дефектов произношения - «недоразвитие фонематического восприятия», которое влияет на становление речевой системы в целом : на усвоение грамматического строя речи ,словаря ,артикуляции ,дикции, не будет сформирована высшая ступень –звуковой анализ. По мнению многих авторов (Л.С. Цветкова ,А.В. Семенович , Т.В. Ахутина), « несформированность фонематического восприятия ведет в дальнейшем к учебной дезадаптации (фонематическая дислексия , акустическая дисграфия и тд.) то есть к трудностям овладения письмом» .Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения определили приоритетную тему моей деятельности: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников» . Была поставлена цель – разработать систему коррекционных мероприятий по формированию фонематического восприятия у детей .
Для работы по данной теме наметила задачи :
- провести всестороннее обследование детей для определения уровня сформированости фонематического восприятия ;
- изучить методическую литературу по обозначенной теме;
- систематизировать методы коррекционно-логопедической работы;
- подобрать специальные игры и упражнения на развитие фонематического восприятия;
- проводить мониторинг результативности коррекционно-логопедической работы в данном направлении.
Предлагаю игры для развития фонематического восприятия, систематизированные с учетом основных лексических тем с усложнением программных задач. В основу системы положены непосредственно логопедические игры и классические дидактические, подвижные ,развивающие игры. Все игры и упражнения направлены на развитие грамматического строя речи, связной речи ,общей и мелкой моторики. В тоже время сложность предлагаемых заданий ,комплекс артикуляционной гимнастики ,упражнений на постановку ,автоматизацию и дифференциацию звуков ,развитие слоговой структуры слова меняется от индивидуальных особенностей детей и их нарушений речи. Игры используются на фронтальных занятиях ( в организационных моментах – «Эхо», «Узнай музыкальный инструмент», «Дует ветер», в физкультминутках «Поймай звук», в основной части – «Каждому звуку свое место», «Разговор с жуком», общее расслабление «Послушай тишину», « Звуки улицы» и тд.) , на индивидуальных занятиях – «Найди коробочку», «Исправь меня», на прогулке – «Жмурки с колокольчиком», «Бег парами» и тд. Индивидуальные и фронтальные занятия объединяет система образовательных ,развивающий и коррекционных задач ; сказочные персонажи Тим и Том ,Незнайка, старший и младший Гном; различные ситуации : « Представте, что вы 2 команды «Колосок» и «Зернышко» (лексическая тема «Хлеб»), «Вы разведчики, которые зашифровывают задание» (лексическая тема «Наша Армия»). Так как наряду с логопедическими играми в основу разработанной системы положены игры , которые преследуют определённые педагогические цели , передо мной стояла задача – в каждой игре найти коррекционную направленность , а именно – развитие фонематического восприятия. Приведу пример, в апреле ребята старшей группы знакомятся с темой: «Откуда хлеб пришел» , воспитатель проводит дидактическую игру «От зернышка до булочки» А.Бондаренко .Логопед проводит игру как часть своего занятия целью, которой является «Дифференциация гласных и согласных звуков». Дети делятся на 2 команды,где «Колосок» должны выбрать картинки ,которые начинаются с гласных звуков и «Зернышко»-с согласных звуков , им предъявляются картинки баранки, хлеб,эклер, элеватор и тд. Выигрывает та команда у кого быстрее были собраны картинки. В подготовительной к школе группе на этапе этапе дифференциации твердых и мягких согласных звуков , лексическая тема: «Животные жарких стран» предварительно проводится игра Г.А.Тумаковой «Устроим зоопарк», множество вариантов проведения логопедической игры: например,известным персонажам Тиму иТому помочь выбрать тех животных (игрушки, картинки) , которые начинаются с мягких согласных звуков – команде Тима,а командеТома – с твердых (тигр, жираф,крокодил и тд.) за правильный ответ получают фишку выигрывает команда ,накопившая наибольшее их количество. Можно предложить составить по предложенной схеме как можно больше предложений с использованиям названий уже известных зверей .Побеждает та команда , у которой больше предложений. На каждом занятии предлагается новая игра , создается воображаемая игровая ситуация , вносится запоминающийся эмоциональный оттенок ,что помогает лучше усваивать изучаемый материал,а это и есть главное условие успешного обучения дошкольников с ОНР.
Система игр для детей старшего возраста с ОНР (3 уровень речевого развития) по формированию фонематического восприятия.
месяц | Лексическая тема. Этапы формирования фонематического восприятия. | Название игр . Автор. | ||
Старшая группа | Подготовительная группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
сен- тябрь. | «Детский сад» «Игрушки». Узнавание неречевых звуков. Различение силы, высоты, тембра голоса. | «Осень» «Деревья» Различение силы, высоты, тембра голоса. Узнавание неречевых звуков. | -«Магазин игрушек». Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М.Просвещение,1991,стр.103.; -«Магазин». Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.М.Просвещение, 1993,стр.52.; -«Так ли это звучит?» Тумакова Г.А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.65.; - «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Что звучит в детском саду?», «Успокой куклу», «Не разбуди Катю», «Куклы заблудились». Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей. М.:ТЦ Сфера,2013, стр.13,16,41; | -«Послушай тишину», «Капельки», «Близко-далеко» Невская В.П.Речевые игры и упражнения» Пособие для учителей, логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.7. -«Поймай звук», «Протопай стихотворение» Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр.9,33. -«Определи первый звук в слове» Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей. М.Просвещение,1988 . |
ок- тябрь. | «Осень». «Овощи-фрукты». «Сад-огород». «Грибы-ягоды». Различение слов, близких по звуковому составу. | «Дары леса». «Овощи-фрукты». «Насеко- мые» Различение слов, близких по звуковому составу. | -«Дует ветер», «эхо», «Звучащие коробочки» (найди пару). «Подбери в рифму название овощей со звуком -к-», «Дружные грибочки». Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.12-13,26); -«Слова ,рифмы ,звуки» «Слово можно прошагать», «Угадай что это ?» Тумакова Г.А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991. (приложение,стр.49); -«Вершки-корешки» Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.Просвещение,1991,стр.97. | -«Тишина», «Угадай чей голос?» Невская В.П. Речевые игры и упражнения» .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.7,9; -«Доскажи словечко» Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры.М.Гном.Пресс-99, стр. 27,67; -«Назови первый звук у овощей», «Займи цветок» Картушина М.Ю. Физкультурные занятия , стр.87 -«Бабочка», «Ягоды» («прошагать слова») Ковалько В .И. Азбука физ- культминуток для дошкольников. М.,2008, стр. 7; -«Добавь слово (рифму)», «Назови длинное и короткое слово». Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярослвль,1995 ,стр. 95, 102-103. |
но- ябрь | «Перелет- ные птицы», «Обувь. Одежда». «Ателье» Дифференциация слогов. | «Перелет- ные птицы», «Дикие и домашние животные» «Обувь. Одежда». Дифференциация слогов. | -«Кто как кричит ?» ( узнай птицу : прослушивание записи пения птиц), «Дятел» (отстучать простые ритмы, « как дятел клювом»:/- -«Скажи слово с нужным звуком», «Прищепки-цепочки» Бондаренко А.К Словесные игры в детском саду.М.Просвещение, 1993,стр.84,94; -«Пирамида», «Доскажи словечко «, «Полбери куклам одежду», «Новоселье» Невская В.П. Речевые игры и упражнения» .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.-М.:ТЦ Сфера,2013, стр.31, 34,53); -«Кто быстрее соберет вещи ?» Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей М.Просвещение,1988 ,стр.4 | -«Назови звуки групповой комнаты», «Покажи звук», «Угадай где звучит», «Похожие звуки», «Испорченный телефон», «Найди лишнее слово» Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.7, 8-9, 26); -«Загадки –обманки» Васильева Е.В.Развиваем речь ребенка с помощью стихов». М.:ТЦ Сфера,2013, стр19-23; -«Магазин», «Поезд». Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей. М.Просвещение,1988 ,стр.50,61. |
де- кабрь | «Зима. Зимние забавы». «Мебель. Семья» «Новый год» Закрепле-ние изученных тем по формиро- ванию фонемати- ческого восприятия | «Дикие животные зимой» «Посуда» «Новый год» Закрепление изученных тем по формирова-нию фонемати- ческого восприятия | -«Вьюга», «Медведь и елка», «Слушай и называй» Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.11, 17,29; -«Про двух друзей», «Придумать сказку про слова» , «Повесь на елочку украшения на заданный звук» Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.Просвещение,1991,стр.52,59. | -«Жмурки с колокольчиком», «Помоги зайчишке назвать слова –друзья», «Метель», «Сосчитай слоги», «Новоселье» Невская В.П. Речевые игры и упражнения» .Пособие для учителей-логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр. 17,33,53); - «Бег парами», «Волк» Картушина М.Ю. Физкультурные занятия.стр.57,65; -«Посуда» (кроссворд) Волина В. Праздник букваря. М.,1996,стр.159; -«Про двух зайчат», «Если б были мы художниками» Г.А.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.55,87; -«Добавлялки» («Снежная сказка») Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярослвль,1995 ,стр.60. |
январь | «Зимую-щие птицы», «Дикие животные зимой». Дифференциация фонем по твердости-мягкости, Звонкости- глухости. | «Животные жарких стран», «Семья». Дифференциация фонем по твердости-мягкости, Звонкости- глухости. | -«Три медведя» Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопе-дов, воспитателей ,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.6; -«Угадай что это звучит», «Загадки –добавлялки», «Загадки о животных» Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр.6,20. | -«Что звучит на улице ?», «Назови лишний звук» , «Помоги тигренку найти рифмующиеся слова» Невская В.П. Речевые игры и упражнения».Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.19,21; -«Устроим зоопарк» Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.74; -«Доскажи словечко» Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр41; -«Как их зовут?» Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей. М.Просвещение,1988 ,стр60. |
фев-раль | «Транс- порт», «На ша Армия», «Комнат- ные растения» Дифференциация фонем по твердости-мягкости, Звонкости- глухости | «Инструменты», «Транс- порт», «Ры- бы». Дифференциация фонем по твердости-мягкости, Звонкости- глухости | -«Угадай какой поезд», «Слоговой поезд» Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.16,33; -«Прохлопай ритм» Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр33. | -«Звуки транспорта», «Карусель», «Утки и окуни», «Аквариум» Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.14,41,43; -«Самолет» Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.100; -«Рифмоплет» Васильева Н.Н.,Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. «Лесная академия» .М.,стр.90; - «Назови три предмета» Бондаренко А.К. Дидактические игры с предметами. М.Просвещение, 1993,стр.108; -«Доскажи словечко» Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярослвль,1995 ,стр.106; -«Замени букву» Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр25. |
март | «Весна», «Мамин праздник», «Профес-сии», «Продукты питания» Развитие навыка звукового анализа и синтеза. | «8-е марта» , «Перелетные птицы». Развитие навыка звукового анализа и синтеза. | -«Добавь слог», «Что кому нужно?» Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.М.Просвещение, 1993,стр.83; -«Кто что делает?» Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Лесная академия. М.,стр.36; -«Где был Петя?», «Найди вкусное слово» Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.54,72; -«Добрый волшебник», «Порадовать маму ,как это просто !» Пикулева Н. Слово на ладошке .М.,1994,стр.6-9,45. | -«Голоса птиц», «Исправь меня», «Кто как голос подает?» Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.20,53; -«Какое время года?», «Доскажи словечко» Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Лесная академия. М.,стр.12,17,33; |
апрель | «Откуда хлеб пришел», «Домаш-ние животные и их детеныши» Развитие навыка звукового анализа и синтеза. | «Наша стра-на», «Профессии» Развитие навыка звукового анализа и синтеза. Развитие навыка звукового анализа и синтеза. | -«Волк и семеро козлят», «Кто как кричит» Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.10,11; -«Про двух зайчат» Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.55; -«От зернышка до булочки» Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.Просвещение,1991,стр.127; -«Кто в домике живет?» Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей. М.Просвещение,1988 ,стр47. | -«Звуки улицы», «Отгадай», «Доскажи словечко» Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников.Лесная академия. М.,стр.77,79,80; -«Что кому нужно?» Бондаренко А.К Словесные игры в детском саду.М.Просвещение, 1993,стр.73; -«Кто что делает?» Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.Просвещение,1991,стр.36; |
май | «Наша страна», «Насеко-мые», «Лето». Закрепле-ние изученных тем по формиро- ванию фонемати- ческого восприятия | «Насеко-мые», «Лето». Закрепле-ние изученных тем по формиро- ванию фонемати- ческого восприятия | -«Кто жужжит, кто звенит?» -«Загадки о насекомых» Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр19; -«Займи цветок» Картушина М.Ю. Физкультурные занятия.М.,стр.13; -«Цветочная полянка» Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. М.,стр.39; -«Скажи слово с нужным звуком» Бондаренко А.К Словесные игры в детском саду.М.Просвещение, 1993,стр.84; -«Слово можно прошагать» Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.49. | -«Песенка насекомых», «Лесная полянка», «Кто как голос подает ?», «Каждому звуку свое место» Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.57; -«Добавлялки» Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр19; -«Лето» Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярослвль,1995 ,стр.32-33; -«Построим пирамиду», «Цветочный магазин» Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей. М.Просвещение,1988 ,стр57. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании фонематического восприятия у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Консультация-игра для родителей дошкольников 6-7 лет с нарушениями зрения...

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».
Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....

Консультация родителей детей дошкольного возраста на тему "Формирование фонематического слуха"
В материале перечислен комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста...

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»
Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру» Данный материал поможет учителям-лого...

Игры для детей старшего дошкольного возраста направленные на формирование фонематического восприятия
Несформированность фонематических процессов в дошкольном возрасте может привести к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи у детей шко...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни
Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...