«Коррекционные подходы к составлению сценария и организации детских праздников »
статья по коррекционной педагогике
Участие родителей в подготовке и проведении детских праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki_statya.docx | 399.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие родителей в подготовке и проведении детских праздников.
Пополитова О.И., учитель-дефектолог,
первая квалификационная категория.
Коррекционно-педагогическая работа с родителями носит комплексный характер, что предусматривает взаимодействие и сотрудничество всех участников коррекционно-образовательного процесса: педагогов, специалистов детского сада, детей и их родителей. Праздник- одна из интересных форм совместной деятельности с детьми.
Праздник - торжество, установленное в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, день радости и торжества, игр и развлечений.
Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника -социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.
Праздник в детском саду приоткрывает детям дверь в волшебный мир, где творятся чудеса и сбываются самые сокровенные мечты. Он сменяет обычный рутинный день в детском саду с повседневными играми, строгими воспитателями и повторяющимися лицами на чудесное приключение с любимыми героями сказок в волшебной стране, созданной креативной и творческой группой детского сада. Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую.
Значение праздника для родителей:
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Дети радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания.
Праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого можно оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Значение праздника в коррекционно-образовательном процессе:
При составлении сценариев, подготовке к праздникам необходимо обеспечить непрерывность коррекционно-развивающего процесса. Мы рассматриваем праздник не только как одну из форм организации музыкальной деятельности и как средство самовыражения и развития детей, но и как эффективное средство коррекционного воздействия, обогащения родителей разнообразными приёмами взаимодействия с детьми.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребёнка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Детсадовский утренник – это своего рода отчет педагогов группы перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка.
Организация праздников
Подготовка к празднику осуществляется по следующему алгоритму:
1. Подготовительный этап;
2. Составление и утверждение сценария;
3. Разучивание репертуара и подготовка атрибутов;
4. Проведение праздника;
5. Анализ организации и проведения праздника.
На подготовительном этапе необходимо определить объём музыкального репертуара и речевого материала. Для детей с задержкой психического развития мы рекомендуем 2-3 песни, не более 3 танцев, из них 1-2 - выполняются по показу, а 1 танец - с предварительным разучиванием, игра на музыкальных инструментах (1-2 произведения), логоритмические упражнения, стихи, стихи-диалоги. Тексты песен, стихов, а также текст взрослых (ведущего праздника, сказочных персонажей) должны быть доступны пониманию детей, с простыми по структуре словами, а музыкальные произведения небольшими (1-2 куплета), мелодичными, в спокойном темпе.
Как известно, одной из особенностей детей с ЗПР является недостаток объёма внимания, поэтому для оформления зала мы используем небольшое количество атрибутов в спокойной цветовой гамме. Часть из них выполняют дети со своими родителями.
Например, к осеннему празднику дети с родителями рисовали картины осени, создавали поделки из овощей, что также способствовало закреплению представлений об окружающем мире у детей, развитию умения родителей общаться с детьми «на равных». Кроме того, такая форма работы отражается на посещаемости родителей мероприятий проводимых в детском саду.
Ведущая праздника представляет рисунки детей и родителей
Выставка «Дары осени» Оформление зала
Все это позволяет нам выполнить следующие требования к оформлению зала:
- безопасность;
- эстетичность;
- участие в оформлении детей и взрослых: воспитателей, специалистов, родителей.
На втором этапе при составлении сценария необходимо продумать различные виды деятельности детей, сюрпризные моменты, участие сказочных персонажей, что поможет предупредить раннее утомление, а следовательно, снижение интереса, негативные поведенческие реакции. Рекомендуем распределить репертуар в сценарии следующим образом:
- в первой части использовать песни и танцы;
- во второй части - игры и конкурсы;
- чтение стихов - в ходе всего праздника;
При распределении ролей необходимо учитывать возможности и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Гиперактивным детям мы предлагаем роли, способствующие концентрации внимания и развитию самоконтроля. Для детей с аутичными чертами требуется эмоциональное спокойствие и постоянство во всём: порядок выступлений, место расположения в зале самого ребёнка, других детей и взрослых, музыкальных инструментов и атрибутов.
Драматизация сказки «Заяц, лиса и петушок»
3 этап - разучивание репертуара и подготовка атрибутов. Очень важна тщательная словарная работа, которая обеспечит понимание детьми текстов песен и стихов, выразительность их речи. Для разучивания текстов песен, стихов, хороводных игр, инсценировок предлагаем вам использовать различные приёмы:
- многократное повторение;
- схематичная зарисовка последовательности сюжета;
- сюжетные картинки;
- сопровождение текста соответствующими движениями, которые позже могут служить подсказками для детей.
Схематичная зарисовка последовательности сюжета
С некоторыми детьми можно учить стихи только в детском саду индивидуально, тогда на празднике взрослые и дети смогут оценить их достижения.
Воспитатель, учитель-дефектолог и другие специалисты создают разнообразные ситуации для закрепления репертуара: это могут быть различные режимные моменты, занятия, где в качестве физминуток используются игры, танцы. Это позволяет ребёнку легко и непринуждённо запомнить необходимый речевой и музыкальный материал.
Использование музыкального репертуара в качестве двигательной паузы на занятиях
4 этап. Проведение праздника. Вот и наступил момент, к которому так долго готовились и так долго ждали. Для каждого ребёнка очень важна и значима роль самых близких ему людей – родителей. Поэтому перед началом праздника музыкальный руководитель напоминает родителям о том, как важно прийти на праздник в хорошем настроении, активно участвовать и эмоционально поддерживать ребёнка. На празднике дети с удовольствием показывают родителям и гостям, свои достижения, чему они научились в течение определенного периода времени.
Родители участвуют вместе с детьми в играх, танцах, знакомятся с различными приёмами общения и взаимодействия со своим ребёнком.
После проведения праздника, в течении 1-2 дней педагоги вместе с детьми вспоминают праздник, составляют рассказы, рисуют рисунки, передавая свои впечатления. Педагоги и специалисты проводят анализ всей деятельности взрослых и детей по схеме «Анализ организации и проведения праздников». (см. Приложение № 3)
Критерии анализа организации и проведения праздника:
- соответствие условий организации и проведения праздника санитарным нормам;
- уровень оформления зала (безопасность, эстетичность);
- соблюдение коррекционных подходов к выбору содержания праздника;
- качество исполнения ролей взрослыми, исполнительское мастерство детей, активность родителей, эмоциональный фон праздника.
Данный анализ позволяет выявить, явился ли праздник эффективным средством коррекционного воздействия в целом, а также средством развития каждого ребёнка; составить рекомендации по проведению следующего праздника.
Таким образом, комплексный подход к подготовке и проведению праздников способствует:
- коррекции имеющихся недостатков развития у детей;
- нормализации детско-родительских отношений;
- повышению профессиональной компетенции педагогов, умения решать задачи коррекционно-образовательного процесса в команде;
- качественному составлению сценариев и подготовки к последующим праздникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для папки-передвижки для родителей "Организация детских праздников в семье"
Папка-передвижка - одна из форм общения музыкального руководителя с родителями....
организация детских праздников в семье
рекомендации родителям по организации детских праздников дома с учетом возраста, примерные игры для детей....
Организация детских праздников
Танцы, пляски, игры, хороводы для дошкольников. Осенняя тематикаДанный комплект видео курса, послужит хорошим материалом для осенних танцев, игр, хороводов и праздников с дошкольниками. Совершенно нов...
Организация детского праздника с учётом требований ФГОС
Методы и премы при составлении сценариев детских праздников, использование всех видов музыкальной деятельности детей, использование ИКТ....
"Организация детского праздника"
Организация детского праздника - занятие трудоемкое, требующее внимания к каждой детали. Нелегко придется родителям, взявшим на себя эту ношу. поэтому можно воспользоваться следующими сценариями детск...
Использование современных технологий музыкальным руководителем в организации детских праздников
Мир меняется, и мы знаем, чтобы сохранить у детей желание снова и снова повторять песни, хороводы и танцы, у детей должнно надолго сохранитсься настроение сказочности и волшебства. А в этом нам помогу...
Особенности организации детских праздников в ДОУ с детьми с ЗПР
В статье описан опыт работы музыкального руководителя по проведению праздников и развлечений в ДОУ с детьми имеющими задержку психического развития (ЗПР)....