«Коррекционные подходы к составлению сценария и организации детских праздников »
статья по коррекционной педагогике

Пополитова Олеся Ивановна

Участие  родителей  в  подготовке  и  проведении  детских  праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_statya.docx399.6 КБ

Предварительный просмотр:

Участие  родителей  в  подготовке  и  проведении  детских  праздников.

                                                                                       Пополитова О.И., учитель-дефектолог,

                                                                                       первая квалификационная  категория.

       Коррекционно-педагогическая работа с родителями носит комплексный характер, что предусматривает взаимодействие и сотрудничество всех участников коррекционно-образовательного процесса: педагогов, специалистов детского сада, детей и их родителей. Праздник- одна из интересных форм  совместной деятельности с детьми.

       Праздник - торжество, установленное в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, день радости и торжества, игр и развлечений.

       Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника -социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.

      Праздник в детском саду приоткрывает детям дверь в волшебный мир, где творятся чудеса и сбываются самые сокровенные мечты. Он сменяет обычный рутинный день в детском саду с повседневными играми, строгими воспитателями и повторяющимися лицами на чудесное приключение с любимыми героями сказок в волшебной стране, созданной креативной и творческой группой детского сада. Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую.

      Значение праздника для родителей:

И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Дети  радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания.

                 Праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого  можно  оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

            Значение праздника в коррекционно-образовательном процессе:

       При составлении сценариев, подготовке к праздникам необходимо обеспечить непрерывность коррекционно-развивающего процесса.  Мы рассматриваем праздник не только как одну из форм организации музыкальной деятельности и как средство самовыражения и  развития детей, но и как эффективное средство коррекционного воздействия, обогащения родителей разнообразными приёмами взаимодействия с детьми.

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети  разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребёнка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

  Детсадовский утренник – это своего рода отчет педагогов группы перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка.

        Организация праздников

Подготовка  к празднику осуществляется по следующему алгоритму:

1. Подготовительный этап;

2. Составление и утверждение сценария;

3. Разучивание репертуара и подготовка атрибутов;

4. Проведение праздника;

5. Анализ организации и проведения праздника.

         На подготовительном этапе  необходимо определить  объём музыкального репертуара и речевого материала. Для детей с задержкой психического развития мы рекомендуем 2-3 песни, не более 3 танцев, из них 1-2 - выполняются по показу, а 1 танец - с предварительным разучиванием, игра на музыкальных инструментах (1-2 произведения), логоритмические упражнения, стихи, стихи-диалоги. Тексты песен, стихов, а также текст взрослых (ведущего праздника, сказочных персонажей) должны быть доступны пониманию детей, с простыми по структуре словами, а музыкальные произведения небольшими (1-2 куплета), мелодичными, в спокойном темпе.         

         Как известно, одной из особенностей детей с ЗПР  является недостаток объёма внимания, поэтому для оформления  зала мы используем небольшое количество  атрибутов в спокойной цветовой гамме. Часть из них выполняют дети со своими родителями.

Например, к осеннему празднику дети с родителями рисовали картины осени,  создавали поделки из овощей, что также способствовало  закреплению представлений об окружающем мире у детей, развитию умения родителей общаться с детьми «на равных». Кроме того, такая форма работы отражается на посещаемости родителей  мероприятий проводимых в детском саду.Рисунок12

Ведущая праздника представляет рисунки детей и родителей 

Рисунок13                  Рисунок14

            Выставка «Дары осени»                                              Оформление зала

     Все это позволяет нам выполнить следующие требования к оформлению зала:

  • безопасность;
  • эстетичность;
  • участие в оформлении детей и взрослых: воспитателей, специалистов, родителей.

     На втором этапе при составлении сценария необходимо продумать различные виды деятельности детей, сюрпризные моменты, участие сказочных персонажей, что поможет предупредить раннее утомление, а следовательно, снижение интереса, негативные поведенческие реакции.  Рекомендуем распределить репертуар в сценарии следующим образом:

  • в первой части  использовать песни и  танцы;
  • во второй части - игры и конкурсы;
  • чтение стихов - в ходе всего праздника;

       При распределении ролей необходимо учитывать возможности и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Гиперактивным детям мы предлагаем роли, способствующие концентрации внимания и развитию самоконтроля. Для детей с аутичными  чертами  требуется эмоциональное спокойствие и постоянство во всём: порядок выступлений, место расположения в зале самого ребёнка, других  детей и  взрослых, музыкальных инструментов и атрибутов.  

   

                    DSC_0315
                             
Драматизация сказки «Заяц, лиса и петушок»Рисунок9

3 этап - разучивание репертуара и подготовка атрибутов. Очень важна тщательная словарная  работа, которая обеспечит понимание детьми текстов песен и стихов, выразительность их речи.   Для разучивания текстов песен, стихов, хороводных игр, инсценировок предлагаем вам использовать  различные приёмы:

  • многократное повторение; Рисунок6
  • схематичная зарисовка последовательности сюжета;
  • сюжетные картинки;
  • сопровождение  текста соответствующими движениями, которые позже могут служить подсказками для детей.

 

Рисунок7                        Рисунок8

Схематичная зарисовка последовательности сюжета

   С  некоторыми детьми можно учить стихи только в детском саду индивидуально, тогда на празднике  взрослые и дети смогут оценить их достижения.

Рисунок5             Рисунок4

   Воспитатель, учитель-дефектолог и другие специалисты создают разнообразные ситуации для закрепления репертуара: это могут быть различные режимные моменты, занятия, где  в качестве физминуток используются игры, танцы. Это позволяет ребёнку легко и непринуждённо запомнить необходимый речевой и музыкальный материал.

Рисунок2                  Рисунок3

Использование музыкального репертуара в качестве двигательной паузы на занятиях

   4 этап. Проведение праздника. Вот и наступил момент, к которому так долго готовились и так долго ждали. Для каждого ребёнка очень важна и значима роль самых близких ему людей – родителей. Поэтому перед началом  праздника  музыкальный руководитель   напоминает родителям о том, как важно прийти на праздник в хорошем настроении, активно участвовать и эмоционально поддерживать ребёнка.  На празднике  дети с удовольствием показывают родителям и гостям, свои достижения, чему они научились в течение определенного периода времени.

Рисунок1         Рисунок10        

Рисунок11

   Родители участвуют вместе с детьми в играх, танцах, знакомятся с различными приёмами общения и  взаимодействия со своим ребёнком.

   После проведения праздника, в течении 1-2 дней педагоги вместе с детьми вспоминают праздник, составляют рассказы, рисуют рисунки, передавая свои впечатления. Педагоги и специалисты проводят анализ всей деятельности взрослых и  детей  по схеме «Анализ организации и проведения праздников».  (см. Приложение № 3)

   Критерии анализа организации и проведения праздника:

  • соответствие  условий  организации  и  проведения  праздника санитарным  нормам;
  • уровень оформления зала (безопасность, эстетичность);
  • соблюдение коррекционных подходов к выбору содержания  праздника;
  • качество  исполнения  ролей  взрослыми, исполнительское  мастерство  детей,  активность  родителей,  эмоциональный  фон  праздника.

   Данный анализ позволяет выявить,  явился ли  праздник эффективным средством коррекционного воздействия в целом, а также средством развития каждого ребёнка; составить рекомендации по проведению следующего праздника.

     Таким образом, комплексный подход к подготовке и проведению праздников способствует:

  • коррекции имеющихся недостатков  развития у детей;
  • нормализации  детско-родительских отношений;
  • повышению профессиональной компетенции педагогов, умения решать задачи коррекционно-образовательного процесса в команде;
  •  качественному  составлению сценариев  и  подготовки к последующим  праздникам.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для папки-передвижки для родителей "Организация детских праздников в семье"

Папка-передвижка - одна из форм общения музыкального руководителя с родителями....

организация детских праздников в семье

рекомендации родителям по организации детских праздников дома с учетом возраста, примерные игры для детей....

Организация детских праздников

Танцы, пляски, игры, хороводы для дошкольников. Осенняя тематикаДанный комплект видео курса, послужит хорошим материалом для осенних танцев, игр, хороводов и праздников с дошкольниками. Совершенно нов...

Организация детского праздника с учётом требований ФГОС

Методы и премы при составлении сценариев детских праздников, использование всех видов музыкальной деятельности детей, использование ИКТ....

"Организация детского праздника"

Организация детского праздника - занятие трудоемкое, требующее внимания к каждой детали. Нелегко придется родителям, взявшим на себя эту ношу. поэтому можно воспользоваться следующими сценариями детск...

Использование современных технологий музыкальным руководителем в организации детских праздников

Мир меняется, и мы знаем, чтобы сохранить у детей желание снова и снова повторять песни, хороводы и танцы, у детей должнно надолго сохранитсься настроение сказочности и волшебства. А в этом нам помогу...

Особенности организации детских праздников в ДОУ с детьми с ЗПР

В статье описан опыт работы музыкального руководителя по проведению праздников и развлечений в ДОУ с детьми имеющими задержку психического развития (ЗПР)....