«Индивидуальный практикум, как форма дифференцированного воздействия на семью ребёнка с ОВЗ ».
статья по коррекционной педагогике

Пополитова Олеся Ивановна

Статья о том, как важно донести до родителей что такое игра, развивающая и обучающая, совместная игра сродителями-интересно и полезно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ind.praktikum.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальный практикум, как форма дифференцированного воздействия на семью ребёнка с ОВЗ ».

ПРАКТИКУМ - в специальных учебных заведениях: практические занятия по какому-нибудь учебному предмету.

Практикум  для родителей в дошкольных учреждениях – это обучение  практическому взаимодействию с ребёнком через различные игровые приёмы, направленные на коррекцию и развитие. С учётом уровня родительской мотивации в группах для детей с ЗПР (с высоким уровнем мотивации – 1 семья (10%), со средним уровнем мотивации  - 5 семей (50%), с низким уровнем мотивации – 4 семьи (40%) практикум  является эффективным методом  вовлечения родителей в различные формы коррекционной работы.

Цель: Повышение  педагогическую компетенцию родителей через вовлечение их в разные формы коррекционного процесса.

Задачи: 

  • Выстроить доверительных отношений между педагогом  и семьёй.
  • Обозначить  конкретной проблемы.
  • Формировать игровой мотивации у ребёнка.
  • Гармонизировать детско-родительских отношений.
  • Решение коррекционных задач.

Практикум для  родителей проводится в индивидуальной форме 1 раз в два месяца.

В октябре учителем-дефектологом проводится индивидуальная  встреча-беседа с семьёй по «Особенностям развития ребёнка», где обозначаются конкретные проблемы в развитии ребёнка и намечаются дальнейшие пути коррекционной работы.

При подготовке к практикуму педагог подбирает игровые приёмы для решения определённой задачи в соответствии с реализуемым планом коррекционной деятельности и индивидуальных особенностей ребёнка.

Например: Оля Ш. 5 лет. При обследовании свойств внимания было  выявлена низкая концентрация внимания, снижен объём и переключение, внимание неустойчивое. При выполнении заданий  девочка нуждалась в организующей пошаговой помощи.

 При встрече с семьёй учитель – дефектолог предлагает ребёнку выполнить задания в игровой форме. В ходе выполнения игровых заданий педагог комментирует действия ребёнка для родителей, а так же  предлагает ряд заданий выполнить совместно с ребёнком. В конце встречи педагог выдаёт памятку с игровыми упражнениями родителям для того, чтобы они могли применить их в домашних условиях.

              Памятка для родителей «Игры на внимание».

1. Найди в тексте букву:

   *  У обведи её в кружок;

   * И обведи в кружок, а П зачеркни;

   * Т обведи в кружок, К зачеркни, а М подчеркни.

2. «Собери» бусы:

   * красный, синий, красный, синий, …, …, …

   * красный, синий, зелёный, красный, синий, зелёный, …, …, …,

   * красный, синий, синий, красный, синий, синий, красный, …, …,

3. Найди отличия на картинках.

4. Чем отличаются и чем похожи стул и табурет (кресло и диван, рубашка и футболка, чайник и кастрюля, сапоги и туфли).

5. Путаницы, лабиринты.

6. Игры «Лото», «Домино».

7. По дороге в д/с посчитай:

   * сколько ты встретил кошек;

   * сколько увидел дорожных знаков.

В течение учебного года учителями – дефектологами старшей группы для детей с задержкой психического развития были разработаны практикумы для родителей.

      Практикум «Игры с буквами».

1. Обведи букву пальчиком. На что она похожа?

2. Назови букву.

3. Найди букву среди других букв.

4. Найди букву в тексте.

5. Игра «День и ночь».

6. Игра «Чудесный мешочек».

7. Выложи букву из счётных палочек (карандашей или других предметов).

8. Нарисуй букву в воздухе, на ладошке, на спине.

9. Напечатай букву.

10. Прочитай слог (слово). Что обозначает это слово?

11. Выложи слог (слово) из букв.

Практикум «Автоматизация звука в словах».

  1. Произнести каждое слово с карточки 5 раз, выделяя голосом отрабатываемый звук:                                        
  • подари каждому пальчику слово;
  • пальчики обеих рук   встречаются и говорят слово;
  • пальчики шагают и говорят слова.

* Объяснить ребёнку значение незнакомых слов, встречающихся в             карточке.

  1. Повторить слова парами, тройками (для развития слуховой памяти)

    Н: базар, загар;

         комар, самовар, пожар.

3.  «Один – это всё – много».     

     Н: комар - комары – комаров

4. «Большой и маленький».   

    Н: комар – комарик

5. «Посчитай».

    Н:        один          комар

                два             комара

                три             комара

                четыре       комара

                пять            комаров

6. Какие слова ты запомнил?

Результат работы  за 2010 – 2011 учебный год.

4 семьи – следят за звукопроизношением ребёнка;

6 семей – помогли своим детям запомнить все изученные буквы;

4 семьи – приобрели для своего ребёнка разные дидактические игры, в которые играют дома и приносят в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей

Технология проектирования  как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей из опыта работы воспитателя И.А. Румянцевой...

Конспект взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Формирование познавательно - речевого развития у детей средней группы». Практикум в форме совместной деятельности детей и родителей «Гость группы» (выпечка печенья)

Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии позна...

Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...

Родительский клуб, как форма дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьями воспитанников на основе системы мониторинга»

Актуальность, формы, методы взаимодействия с родителями по воспитанию и развитию детей....

Статья на семинар - Воздействие на семью межведомственных организаций - как одна из форм комплексного подхода в работе с семьей

По данным социологических опросов, до 70% российского населения испытывает социальное напряжение и неуверенность в завтрашнем дне. Среди современных научных терминов обрело актуальность слово «ви...

Семинар-практикум «Игровая форма развития ребёнка»

Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома....

Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.

Сообщение на семинаре –практикуме   «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...