Это интересно!
консультация по коррекционной педагогике

«Это интересно!»

 

1. Зрение – одно из важнейших чувств человека.

2. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Основные направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_interesno.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Это интересно!»

1. Зрение – одно из важнейших чувств человека.

2. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Основные направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

1. Зрение – одно из важнейших чувств человека.

Зрение – одно из важнейших чувств человека, благодаря которому мы получаем более 80% информации об окружающем мире. Глаз различает восемь категорий признаков: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения. Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой для формирования предметных представлений, чувственного опыта, ориентировки в пространстве и социально-бытовой ориентировки. Любые  нарушения зрения у ребенка приводят к определенным трудностям в развитии и жизнедеятельности ребенка, более сложные нарушения зрения оказывают влияние на психическое и физическое развитие ребенка, а также на его способность адаптироваться в окружающей его социальной среде.  

2. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Дети дошкольного возраста, имеющие определенные нарушения зрения, обычно имеют трудности:

- с развитием зрительного восприятия (трудности с цветоразличением, различением формы, величины, классификацией предметов по данным признакам, выделением предметов с данными признаками в окружающей действительности, выполнением операций с предметами определенного цвета, формы, величины и проч.);

-  со своевременным формированием различных форм деятельности (игровая деятельность характеризуется бедностью сюжета и содержания, схематизмом игровых и практических действий, недостаточной самостоятельностью и неспособностью к самоорганизации, учебная деятельность формируется длительно и сложно) ;

- с формированием предметных представлений согласно возрасту (бедность предметных представлений по основным тематикам, незнание назначений предметов, неспособность выделять отличительные признаки, свойства, качества предметов ни самостоятельно, ни по наводящим вопросам);

-  с формированием необходимых для обучения качеств внимания (недостаточная устойчивость и сосредоточенность внимания, недостаточный темп переключения внимания, снижение объема внимания и его активности) ;

-  с развитием познавательной сферы и ее основных методов (искаженное сенсорное восприятие сказывается на недостаточном развитии несенсорных психических функций, а как следствие на искаженное и недостаточное формирование операций анализа, синтеза, индукции, дедукции, классификации, обобщения, категоризации);

-  с развитием ориентировки в пространстве (так как роль зрения в восприятии пространства является главенствующей, поток информации от замещающих анализаторов иногда бывает недостаточным для полноценного формирования таких пространственным представлений, как величина предметов, перспектива, удаленность, объемность пространства, месторасположение объектов относительно себя и относительно других объектов, что делает невозможным своевременное и полноценное формирование навыков ориентировки в пространстве «на себе» и «от себя», а также навыков ориентировки в большом пространстве).

 

3. Основные направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Таким образом, исходя из основных трудностей, встречающихся у детей с нарушениями зрения, коррекционная работа ведется с ними по следующим направлениям:  

- развитие зрительного восприятия (восприятие цвета, классификация предметов по признаку цвета, выделение цвета в окружающей действительности, дифференциация цветов, восприятие формы, классификация предметов по признаку формы, выделение формы в окружающей действительности, дифференциация близких форм, восприятие величины, классификация предметов по признаку величины, развитие умения строить ряд из предметов по возрастанию/убыванию величины, анализ и воспроизведение сложной формы);

- развитие зрительного внимания (чего не стало, что изменилось);

- развитие предметных представлений по тематикам;

- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

- развитие ориентировки в пространстве «на себе» и «от себя», а также ориентировки в большом пространстве.

 

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Инашевская К.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе интересней" Ширмы для родителей

В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...