Формирование позиции понятия толерантности окружающих к детям с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Толерантность - это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Семинар
по теме: «Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. Толерантное отношение к ним»
Сообщение
по теме: «Формирование позиции понятия толерантности окружающих к детям с ОВЗ».
Учитель-дефектолог:
Гибадуллина Э.Р.
2019 -2020г.
Толерантность — социологический термин, обозначает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, близка к понятиям милосердия и снисхождения .(терпение, доверие, умение владеть собой, снисходительность, доброжелательность, умение не осуждать других, терпимость к различиям, способность к сопереживанию, умение слушать и др).
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Их цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Существует факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к детям с ограниченными возможностями. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности
Педагогическая толерантность – это способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также это воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ОВЗ в образовательное пространство.
Во-первых, это отношение родителей здоровых детей к данной идее, что и было выявлено при проведении анкетирования родителей. Многие не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на развитии здоровых детей, даже стремятся ограничить это общение, часто выражают протест против пребывания в их группе «особых» детей и прививают подобные установки своим детям, в результате чего ребенок с ОВЗ часто становится «белой вороной». Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать воспитателя и детей, что снизит уровень знаний, ухудшится дисциплина. Во-вторых, проблему усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными». В-третьих, неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ.
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является создание в ДОУ толерантной среды, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ, изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению.
Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса по направлениям:
- самообразование педагогов;
- взаимодействие с родителями;
- совместная деятельность с детьми.
Направления формирования толерантности в детском саду : а) позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, разной национальности и вероисповедания; б) обучение детей общению со сверстниками и взрослыми, способам разрешения конфликтов; в) изучение национальных особенностей и традиций других народов на примере фольклора.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка », «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Совместная работа педагогов и родителей как единомышленников, проводимая в дошкольном учреждении с семьёй, имеет следующий результат: ребёнок с ОВЗ в центре внимания и отношений, родители принимают активное участие в жизни детей, педагоги узнают больше о семье и ребёнке, дети чувствуют себя спокойнее, комфортнее в социуме, расширяется круг общения и взаимодействия как родителей, так и детей.
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
ПАМЯТКА
РАБОТА С ДЕТЬМИ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ)
1.«Ласка». Ход игры: Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая». Подсказывает: «Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно».
2. «Уложи куклу спать, спой ей колыбельную». С таких элементарных игровых упражнений начинаем развивать у детей сострадание, милосердие.
Затем любую игрушку мы уже отождествляем с ребенком. Например «Кошка прищемила хвостик, пожалейте ее».
3.«У птички болит крылышко». Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Ход игры: один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Педагог предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее со словами: «Птичка … (Миша, Лена) хорошая». Затем другие дети тоже «жалеют птичку». Затем уже постепенно переходим на сострадание к своим сверстникам.
4. «Спой колыбельную своей подружке». Ход игры: Ребёнок укладывает спать сверстника нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Спи, моё солнышко!» и т.п. И наоборот: Взрослый: «Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать». Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.
5.«Волшебный стул». Цель: воспитывать умение быть ласковым, продолжать формировать в активном словаре детей нежные, ласковые слова.
Ход: один ребёнок садится в центр на "волшебный стул", все остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Приветствуется тактильный контакт детей в виде поглаживаний, объятий, поцелуев.
6.«Снежный ком. Назови ласково». Цель: помочь детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.Первый участник (выбранный, например, при помощи считалочки) называет свое имя. Следующий повторяет его, и называет свое. Далее - по кругу до того участника, с которого началась игра.
7. «Коробка добрых поступков». Возраст: от 5 лет. Цель: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание позитивного настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми. Педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок. При этом неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
8. «Клеевой ручеёк». Возраст: 4 -6 лет. Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Предварительная работа: перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Ход игры: Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны
отцепляться друг от друга.
9.Черная коробка Дети шепотом говоря в нее весь негатив, все плохие поступки, которые они совершали по отношению к своим сверстникам .Затем коробка выносится из группы. Воспитатель говорит детям, что теперь у нас в группе осталась только доброта, честность , уважение друг к другу, взаимопомощь и тд.
ПАМЯТКА
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ)
1.Упражнение – разминка «Чем мы похожи».Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений. Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу. Оказывается мы с вами такие разные, и в тоже время мы все чем то, друг с другом похожи. 2.Игра «Орехи». Цель: осознание и принятие собственной уникальности и неповторимости каждого. Ход: Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытаетесь найти свой. Обсуждение: Ведущий. Что помогло найти свой орех? В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться. Для этого должно пройти время. Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна –единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
3.Упражнение “Волшебный мешочек”. Цель: работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления. Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с “волшебным” мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.
4.Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека».
Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
- Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова; Перец – жгучие, обидные слова; Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование. Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы. Обсуждение.– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации? Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
-Окружающих мы видим сквозь призму своей собственной души. И в них мы видим самих себя, свои качества. И те качества, которые нам особенно не нравятся в людях, мы отрицаем в себе. Поэтому первое правило толерантности гласит: «Если тебе что-то не нравится в другом человеке, ищи это в себе». Второе правило толерантности гласит: «Относись к другому человеку с нежностью и уважением. Помни, что все наши мысли и поступки в этом мире возвращаются к нам самим». -Тест на самооценку. Возьмите лист бумаги. Начертите вертикальную линию. Затем на этой вертикальной линии нарисуйте горизонтальную. Расшифровка: те, кто нарисовал горизонтальную линию ровно посередине вертикальной, имеют адекватную самооценку; те, кто нарисовал линию выше середины – завышенная самооценка, и чем выше, тем более завышенная; те, кто нарисовал линию ниже середины вертикальной, имеют заниженную самооценку, и чем ниже, тем больше она занижена. Люди с неадекватной оценкой самих себя не могут адекватно оценить других. Они ценят других сквозь призму своей самооценки. Помните этот момент, когда будете оценивать человека. Третье правило толерантности гласит: «Давая негативную оценку человеку, помни о своих собственных недостатках».
ПАМЯТКА
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ)
1) занятия с элементами тренинга для родителей и детей, на развитие коммуникативных навыков, на которых используются ролевые игры, помогающие лучше понять особенности людей с ОВЗ, игры и упражнения на формирование эмпатии и принятия Другого (например, упражнения «Друг для друга», «Мы так похожи»), упражнения по работе с проявлением гнева, обиды (например, упражнения «Копилка обид», «Обиженный человек», «Детские обиды»); коммуникативные «Я знаю, что тебе снилось», «Мне не встать без твоей руки»);
2) психологические дилеммы, которые могут использоваться как на родительских собраниях, так и на тренингах (например, «Что значит уважать другого?»);
3) совместные занятия для понимания особенностей детей с проблемами в развитии. На совместных занятиях поднимаются следующие вопросы, касающиеся детей с ограниченными возможностями: «Кто Я?», «Какой Я?», «Каковы стереотипы по отношению к людям с ОВЗ?». На занятиях используются интерактивные методы обучения ‒ ролевые игры, опросы, обсуждения, просмотр фильмов, проведение конкурсов. Активное включение в тему дает родителям возможность прочувствовать на себе разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями;
4) организация совместной деятельности родителей с детьми на мероприятиях различного характера (культурно-массовых, трудовых, образовательных), где дети с родителями демонстрируют свои увлечения, приносят рисунки, коллекции, фотографии.
-На родительском собрании с сообщением о социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада, можно предложить родителям попробовать себя в роли детей с ОВЗ.
1.«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики).
Родителям необходимо надеть прихватки на обе руки. Дать им маркер (ручку), с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Объяснили им, что дети с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить работу.
2.«Пойми меня». Дайте родителю большой казинак, и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______». Проведя этот эксперимент, cпросите родителей, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
3.«Наушники». Попросите родителей надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Объяснили, что у многих детей с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.
4.«Чудо-художник». Попросили завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом, дерево и человека. Обыграли ситуацию с окклюдерами. Затем объяснили родителям , что многие дети с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.
-Таким образом, проведение целой системы специальной работы по формированию готовности родителей к принятию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья позволяет успешно социализироваться всем участникам образовательного процесса, сформировать толерантную личность, способную к эмпатии, и интенсивно вводить инклюзивное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...
Формирование толерантного отношения к окружающим у детей дошкольного возраста.
В настоящее время дети испытывают дефицит внимания. Родители делают акцент на познавательном развитии детей, желая как можно лучше подготовить их к школе, недооценивая при этом важность ра...
Понятие толерантности в современном обществе
Что такое толерантность, значенние толерантности....
Формирование эстетического отношения к окружающему у детей с ОВЗ (ТНР) в процессе реализации АООП
Предоставленный опыт работы транслировался на городском методическом объединении для воспитателей..В материале показано, как при тесном взаимодействии учителя - логопеда, педагогов ДОУ, родителе...
Консультация для родителей: «Приобщение и формирование эстетического отношения к окружающему миру» (детей раннего возраста 3–4 лет)
Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в привлечении внимания малыша к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства,...
Тренинг: «Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в детском саду. Понятие "толерантность"».
Цель: развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекци...
Консультация для педагогов: "Роль дидактических игр в формировании элементарных представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста"
Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия.Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативно...