"СВОЯ ИГРА" - авторская коррекционно - развивающая игра
методическая разработка по коррекционной педагогике
«Своя игра» – это сборка дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов у детей (мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, речи) через основные лексические темы: овощи, фрукты, животные, транспорт, игрушки, мебель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Своя игра»
Коррекционно развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (умственная отсталость)
Краткое описание игры
«Своя игра» – это сборка дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов у детей (мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, речи) через основные лексические темы: овощи, фрукты, животные, транспорт, игрушки, мебель.
В игре могут принять участие от 1 до 2 детей, так как для ребенка с умственной отсталостью характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, а малое количество детей способствует благоприятному использованию индивидуально – дифференцированного подхода в процессе игры.
Для игры необходимы: игровое поле, 2 кубика (первый определяет цвет, если на кубике выпадает картинка «Сюрприз» - то ребенок имеет право выбрать любое понравившееся ему задание для его выполнения; второй – лексическую тему), фишки для поощрения, карточки с заданиями. Задания распределены по цвету:
- «Угадай, чья тень» - развивает целостность восприятия. Ребенок должен определить и назвать предмет только по его контуру.
- «Чего не хватает на этих рисунках?» - развивает внимание, восприятие, активизирует память и речь ребенка.
- « Какие предметы спрятались на картинке?» - развивает внимание, восприятие, наблюдательность, мыслительные процессы (сравнения, обобщения, классификация), активизирует речь и память ребенка.
- «На что похожи эти фигурки?» - развивает воображение, мыслительные процессы (сравнение предметов и их классификация), активизирует речь и память ребенка. Ребенок должен самостоятельно придумать предмет, или несколько предметов, по выпавшей теме, похожих на фигуру на карточке.
- Загадки – способствуют развитию всех познавательных процессов у детей.
Перед игрой внимательно изучите игровое поле и правила игры. Аккуратно разделите карточки с заданиями по цвету, и разложите их по стопкам в соответствующих ячейках. В каждой ячейке от 3 и более карточек.
Ход игры
- Определите очередность хода игроков (обычно используются знакомые детям считалочки).
- Очередной игрок бросает два кубика: один кубик определяет цвет, второй лексическую тему.
- Ребенок выбирает карточку с заданием, в соответствии с цветом и темой, выпавшими на кубиках.
- Педагог проговаривает задание.
- Ребенок выполняет данное задание, за правильность ответа дается от 1 до 2х поощрительных фишек (зависит от правильности выполнения задания).
- Игра заканчивается после выполнения всех заданий на игровом поле (либо при первых признаках усталости и потере интереса к игре у детей).
Варианты использования игрового пособия
- Дополнительные задачи, решаемые с помощью игрового пособия:
- По формированию элементарных количественных представлений: можно закреплять порядковый счет, счет предметов, путем наводящих вопросов: «Сколько фигурок на картинке?» и т.д.
- По сенсорному воспитанию: закреплять умение детей ассоциировать геометрические формы с предметами; дифференцировать цвета; воссоздавать целостное изображение предмета по его частям.
- По ознакомлению с окружающим: расширять и пополнять представления детей по темам: животные, транспорт, овощи, фрукты, игрушки, мебель.
- По развитию речи и формированию коммуникативных способностей: закреплять умение детей понимать и отгадывать загадки; задавать вопросы и отвечать на них. Закреплять в речи обобщающие слова по лексическим темам.
- По формированию мышления: закреплять у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения.
- Задания на карточках можно обновлять.
- Карточки с заданиями можно использовать не только в контексте игры, но и в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Задание «На что похожи эти фигурки?» можно использовать для развития графомоторного навыка:
- «Нарисуй такую же фигуру» - закреплять умение детей выполнять графические задания на листе бумаги по образцу, штриховать и закрашивать предметы, соблюдая их контур.
- Кубик с лексическими темами можно использовать для закрепления и расширения знаний о животных, транспорте, овощах, фруктах, игрушках, мебели с помощью следующих вопросов «Какие овощи (фрукты) ты знаешь? Назови их», «Назови детенышей» и так далее.
Результаты практического применения
- Новизна данного игрового пособия вызвала огромный интерес у данной категории детей, но в связи со специфическими особенностями развития, процесс игры занимает наименьшее количество времени, чем у нормально развивающихся сверстников. Для подкрепления интереса к игре детям необходим активный отдых - различные физкультминутки и физкультурные паузы. Использование фишек для поощрения так же позволяет создать эмоционально положительный настрой во время игры, и подкрепить интерес детей для ее продолжения.
- Оригинальность заданий позволила проводить коррекционную работу не только на подгрупповых и индивидуальных занятиях, но и в процессе игры, свободной деятельности детей.
- Игра проста в применении и позволяет педагогу быть наравне с ребенком, быть его союзником и помощником, именно педагог – союзник направляет действия детей при выполнении заданий и в случае затруднений. Но необходимо учитывать что, большинство детей предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий, и задача педагога – помощника не допустить этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как я применяю игры с правилами, развивающие игры, познавательные и игровые упражнения в своей работе с детьми в различных режимных моментах»
В игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в игре ребенок получает большую самостоятельность, чем в учебной бытовой и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются деть...
Преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста через реализацию авторской коррекционно- развивающей программы "Вижу, слышу и играю правильно говорю!". Из опыта работы
опыт работы. методическое пособие...
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 3 2013г. в разделе "Коррекционная страничка". Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР. «Весёлые разминки»
Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР.«Весёлые разминки» ...
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»
Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для забот...
Авторская разработка.Развивающая игра "Волшебные веревочки"
Педагог, работающий с дошкольниками хорошо знает, как важны в использовании инструменты развития детской личности. Одним из таких инструментов являются дидактические и развивающие игры. Представляю Ва...
Авторская разработка. Развивающая игра "Фигурки из палочек"
Развивающая игра "Фигурки из палочек"Цель: развитие логического мышления.Задачи:- уточнить знания геометрических фигур, упражнять в колличественном и порядковом счете, сравнении фигур по вел...
Авторское пособие развивающей игры "Кошки - мышки".
Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.Настольные развивающие игры – это не только интересное, но и полезное времяпрепровождение, которое позволяет...