Тематический образовательный проект «С любовью к Пушкину»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Пимерное планирование работы всех педагогов, специалистов и родителей с детьми подготовительной группы по знакомству с творчеством А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность по знакомству с творчеством Пушкина АС | 53.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический образовательный проект
«С любовью к Пушкину»
Цель проекта: вызвать у детей мотивированный интерес к творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
Задачи:
- Обогащать духовный мир детей. Актуализировать знания детей о творчестве А.С. Пушкина, некоторых фактах его биографии, исторических местах Санкт-Петербурга, связанных с поэтом.
- Воспитывать на примере персонажей произведений лучшие человеческие качества – доброту, чувство справедливости, чувство юмора, гордость, честность, взаимовыручку.
- Формировать интерес к чтению, поэтическому и народному творчеству; учить использовать знания из прочитанного (услышанного) в других видах деятельности.
- Воспитывать чувство патриотизма через любовь к отечественной литературе и народному творчеству.
- Развивать связную речь, общеречевые навыки: правильное звукопроизношение и лексико - грамматический строй, просодическую сторону речи (речевое дыхание, темп, ритм, тембр, громкость, выразительность). Обогащать словарь.
- Развивать пластичность и выразительность движений, жестов и мимики, чувство ритма, артистические способности, смелость публичного самовыражения. Формировать умение выразительно читать стихи и отрывки из др. произведений, умение двигаться по сценическому пространству.
- Развивать основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, воображение, коммуникабельность, умение контролировать своё эмоциональное состояние.
- Раскрывать индивидуальные способности ребенка, формировать эмоционально-образное восприятие окружающего мира.
- Знакомить с произведениями композиторов. Прививать вкус к классической музыке.
- Закреплять правила безопасного поведения в критической ситуации.
Необходимые условия реализации проекта:
- - интерес детей, родителей и педагогов;
- - интеграция специалистов дошкольного учреждения;
- - методические разработки;
- - поэтапность работы, отражённая в перспективном и ежедневном планировании;
- - материально - техническое обеспечение;
Продукт детской деятельности:
- Премьера театрализованного представления « С любовью к Пушкину» в дошкольном учреждении.
- Выставка творческих работ по изодеятельности, лепке, аппликации на тему «С любовью к Пушкину».
Формы и методы работы.
- Игровые музыкальные занятия; музыкально-ритмические, подвижно-расковывающие игры-танцы.
- Творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога).
- Дидактические игры по произведениям А.С.Пушкина.
- Выразительное чтение стихов и сказок.
- Использование мнемотаблиц и коллажей при заучивании стихов.
- Дидактические, театрализованные, творческие, речевые игры, игры-драматизации с детьми по произведениям А.С.Пушкина.
- Словесные тренинги, словотворчество.
- Авторские методики и этюды, а так же элементы методики К.Орфа, позволяющие детям вжиться в образ. Создание совместно с детьми ситуаций – моделей, этюдов.
- Метод ассоциаций.
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование по содержанию стихов и сказок
А.С Пушкина.
Основные правила в ходе подготовки к спектаклю:
1) не перегружать детей;
2) учитывать мнения детей;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Основные этапы проектной деятельности.
- Внесение портрета Пушкина. Знакомство с биографией поэта (адаптированной для данной категории детей).
- Чтение стихов, беседы по содержанию, заучивание с помощью мнемотаблиц, пересказ.
- Чтение сказок, беседы с погружением в содержание.
- Дидактические игры на запоминание отрывков из сказок.
- Игры, этюды, метод ассоциаций и различные приёмы, позволяющие сформировать представление о характере художественного образа, Обучение выразительным жестам, позам, мимике, способствующим наиболее точному отражению сущности персонажа.
- Просмотр мультфильмов и художественных фильмов по сказкам Пушкина.
- Работа над просодической, звуковой и лексико-грамматической сторонами речи. Формирование словаря и связной речи.
- Словесные игры, словотворчество, словесные тренинги.
- Пересказ отрывков с помощью серий картинок, игрушек, различных видов театров.
- Совместная деятельность педагогов, родителей и детей на темы сказок Пушкина по созданию костюмов, атрибутов и пригласительных билетов для театрализованного представления.
- Рисование по сюжетам сказок, создание иллюстрированных книжек.
- Лепка персонажей и изготовление макетов, панно по сказкам.
- Разучивание танцев, песен для театрализации. Знакомство с музыкой Г.В. Свиридова, сопровождающей постановку. Обучение игре на музыкальных инструментах для включения детского оркестра в сопровождение сказочного персонажа.
- Игры – драматизации по сказкам с возможностью ребёнка взять на себя любую желаемую роль.
- Театрализованное костюмированное представление с приглашением зрителей: детей других групп учреждения, педагогов, родителей.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации проекта предполагаются следующие
результаты:
- У детей сформирован устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина.
- У детей сформирован устойчивый интерес к играм – драматизациям, театрально-игровой деятельности.
- Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
- Дети знают наизусть и выразительно исполняют монологи, диалоги, стихи, песни.
- Значительно обогатился словарь, улучшились звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, просодическая сторона речи.
- Достигнуты хорошие результаты в формировании кругозора и познавательного интереса.
- Значительно улучшились творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
- На высоком уровне взаимосвязь между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители являются активными участниками работы над театрализацией.
- В группе пополнена предметно-развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами, различными видами театра, персонажами кукольного театра.
Совместная деятельность с детьми.
Речевое развитие.
1. Упражнения для коррекции просодической стороны речи :
«Разговор с лесом» - упражнения для тренировки плавного выдоха; «Дровосеки» - упражнения для тренировки сильного выдоха;
«Тревога» - упражнение на правильное направление звука;
«Петух», «Эхо» - тренировка правильного звучания на коротких текстах», «Мед в лесу медведь нашел», « Поет петух» - скороговорки, работа над дикцией.
2. Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи: «Повтори фразу», «Эхо», « Скажи как», «Выбери нужную интонацию», упражнения по системе К.Орфа – повторение фразы с разной интонацией, подражая животным, в разном темпе, с меняющейся громкостью, выделение по очереди слов фразы с интонационным ударением, пение и изображение фразы.
3. Чтение произведений А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке…», «Сказка о царе Салтане..», « Сказка о попе и работнике его Балде..», « Сказка о золотом петушке», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях …», беседа по содержанию сказок. Задача : вызвать интерес к произведениям, желание инсценировать их, развивать память, внимание, слуховое восприятие.
4. Пересказ отрывков из сказок Пушкина с помощью иллюстраций, игрушек, театров. Задача: развивать монологическую и диалогическую речь, память, внимание, умение продолжать повествование за другим ребенком.
5. Д/игра «Вспомни рифму» - возможные пары слов к игре ( на примере «Сказки о мертвой царевне …» : ночь- дочь; молодица-царица; диво-красиво; девица-сестрица, погулять-пострелять… Задача: развивать внимание, речевой слух, формировать умение подбирать ( вспоминать) рифмы.
6 . Д/ игра « Доскажи словечко»(« Пропавшие слова») Цель : развивать умение подбирать слова по смыслу стихотворного текста, учитывая рифмы и содержание текста (зачитываются отрывки из сказок Пушкина с паузами- пропусками слов. Задача детей- восстановить пропущенные слова).
7. Д/ игра «Что означают отдельные слова из сказок Пушкина ?» Задача: развивать умение понимать точный смысл слова. (Светлица-светелка- самая светлая (парадная) комната; терем-богатый дом из бревен или камня из 2 и более этажей, палаты – каменный роскошный дом, дворец, ступай -,престол-)
8. Д/ игра « Скажи по- другому» - подбор синонимов к словам из сказок Пушкина. Задача: развивать умение применять в речи образные средства для точного выражения мысли : благодарствую- ; стремглав- ; зарыдал-; милее -; тоска-; вопрошать -; корабельщик -; изумился -; молвить -; диковинка - .
9. Словарная работа с использованием ситуативных задач (толкование смысла слов, которые мы можем встретить в стихах Пушкина): ветхая- старая, дряхлая; невод –сеть для ловли рыбы; рать – войско, армия ; гонец-посланец со срочным поручением ; лукоморье - «лука моря, изгиб морского берега»; тужить – грустить ( от слов туго, тяжело)
Социально-коммуникативное развитие.
1. Этюды на выражение основных эмоций:
« Круглые глаза», «Мы удивились» - удивление;
« Встреча с другом» , «Мы победили» - радость;
«Игрушка потерялась», « Поссорились» - грусть;
«Разъяренный медведь», «Два сердитых мальчика» - гнев;
«Лисенок боится», «Момент отчаяния» - страх.
2. Игры и упражнения на формирование и развитие основных эмоций:
«Д/ игра « Театр настроений», « Пойми меня», «Наши чувства и
эмоции», « Пиктограммы», «Азбука настроений», «Зеркало», «Проследи
настроение», « Подбери картинки».
3 Игры и упражнения для развития выразительности движений:
«Кривое зеркало», « Я съел», « Какое у меня настроение»- мимика;
«Море волнуется», «Изобрази, что скажу» - поза;
«Скажи без слов», « Изобрази движением рук» - жесты; « Покажи рассказ», «Изобрази героев сказки», «Угадай, кого покажу»- выразительность движений.
4. Игра «Волшебные превращения в героев. Задачи: развивать умение с помощью мимики и жестов передавать образы сказочных героев «Сказки о царе Салтане…», « Сказки о рыбаке и рыбке…», «Сказки о Попе и его работнике Балде», « Сказки о мертвой царевне…»
5. Настольный театр « Сказка о рыбаке и рыбке…». Задачи: учить детей
запоминать диалоги пьесы с помощью настольного театра; работать над
выразительностью речи.
6. Театр «Бибабо». Задача: закреплять умение разыгрывать сказки
А.С. Пушкина с помощью театра «Бибабо».
7. Театрализованные игры по мотивам сказок А.С . Пушкина. Задачи:
поддерживать активное участие детей в театрализованной игре, развивать творческие способности в передаче художественного образа.
8. Игровая деятельность « Мы любим сказки». Задачи: развивать творчес-кую самостоятельность в создании художественного образа, объединять в единое целое эпизоды сказки с использованием декораций, костюмов.
9. Сюжетно-ролевая игра « Мы пришли в театр». Задачи: приобщать к
коллективной театральной деятельности; развивать артистические
способности, самостоятельность в распределении ролей, умение идти на компромиссы, уступчивость по отношению друг к другу, лояльность.
10. Семейная экскурсия по Пушкинским местам Санкт- Петербурга (Царскосельский лицей, Музей-квартира А.С.Пушкина, место дуэли на Черной речке, памятники А.С.Пушкину на площади Искусств и в метро на станции Пушкинская); Задачи: формировать представление у детей о том, что А.С.Пушкин не вымышленный персонаж, а ,живший очень давно, талантливый, любивший Родину, свою семью, человек. Закреплять желание родителей и детей проводить время с пользой и вместе.
11. Театрализованное представление « С любовью к Пушкину». Задачи: воспитывать интерес к театрально - игровой деятельности, желание использовать бутафорские предметы, поддерживать стремление детей проявлять творческие способности в передаче сказочных образов персонажей, поощрять желание принимать активное участие в спектакле.
Познавательное развитие
1. Беседа « Волшебство театра». Цель: вызвать интерес к театрально-
игровой деятельности; раскрыть основные понятия , связанные с
театром.
2. Беседа « Мои любимые сказки Пушкина». Цель: прививать любовь к
творчеству А.С Пушкина, учить детей на примерах героев сказок умению
быть добрыми, трудолюбивыми, честными, скромными, дружными.
3. Знакомство с пословицами и поговорками, выделение их из текста.
Цель: учить детей находить скрытый смысл, развивать логическое
и абстрактное мышление. К каким сказкам Пушкина больше всего
подходят пословицы: « Кто чужого желает, тот скоро свое потеряет»,
«Доброму везде добро», « Как аукнется, так и откликнется»?
4. Д/игры « Картинки-сказки», « Кубики». Цель: развивать умение
складывать целую картинку из частей, внимание, мышление, зрительное
восприятие.
5. Совместная образовательная деятельность « Мороз и солнце; День
чудесный!» Тема зимы в стихах А.С. Пушкина. Цель: закрепить знания
примет зимы.
6. Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды».
Цель: закрепить знания свойств воды, проверить их с помощью
экспериментов
Художественно - эстетическое развитие.
Совместная работа над проектом способствовала развитию самостоятельности, умению находить новые решения возникающих проблем, проявлению творческих способностей в продуктивной деятельности.
1. Рисование « Буря мглою небо кроет…»
Задачи: развивать эстетическое восприятие, учить передавать образ зимней бури с применением различных средств- гуаши, акварели, восковых мелков; отрабатывать приемы тонирования бумаги, отпечатывания ( в процессе рисования может звучать фонограмма музыки Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина « Метель».
2. Иллюстрируем « Сказку о царе Салтане… », «Сказку о рыбаке и рыбке».
Задачи: учить рисовать русские терема и белокаменные палаты (использовать фотоиллюстрации Кремлевских дворцов (теремов); иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина Н. Конашевича И. Билибина, Т. Мавриной) , совершенствовать технику рисования большой кистью- концом кисти и всем ворсом; учить тонировать бумагу с помощью пастели или восковых мелков.
3. Аппликация « Белочка при всех золотой грызет орех».
Задачи: изготовление открытки-аппликации по мотивам «Сказки о царе Салтане …» А.С. Пушкина; закреплять умение вырезать элементы фигурок животных ( белочки) – овал- туловище, головку – круг, пышный хвост , лапки -соблюдая правила техники безопасности при пользовании режущими предметами, учить аккуратному умению пользоваться клеем.
4. Конструирование « Сюжетная коллективная композиция
« У Лукоморья дуб зеленый» Задачи: закреплять умение создавать коллективную композицию (на материале произведений А.С. Пушкина); закреплять навыки работы с пластилином, учить детей планировать и распределять работу между собой, развивать у детей мышление, воображение, речь, мелкую моторику, прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.
Физическое развитие.
1. Речевая подвижная игра «Шмель» (к «Сказке о царе Салтане …»)
А.С Пушкина.
2. Превращения князя Гвидона.
3. Игра-фантазия « Если бы я поймал золотую рыбку».
4. Речевая подвижная игра « Море волнуется»-развитие внимания, ловкости, координации.
5. Речевая подвижная игра « В темном лесе есть избушка» -развитие памяти, ориентация в пространстве, ловкость, бег.
6. Подвижная игра « Ручеек» - умение играть парами, в коллективе
7. Подвижная игра «Белки»- ловкость, быстрота, координация
Работа с родителями.
- Подготовка информационного листа для родителей с рекомендациями по домашнему чтению произведений, совместному просмотру мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С.Пушкина.
- Консультации - рекомендации «Поиграем в сказку».
- Консультации - рекомендации для родителей по обучению детей выразительному чтению стихов.
- Семейное словотворчество «Сказки вместе сочиняем».
- Организация с помощью родителей выставки-библиотеки «Любимые сказки Пушкина».
- Родительская мастерская «Мастерим для театра».
- Семейные экскурсии по Пушкинским местам г. Санкт- Петербурга.
- Консультация-практикум «Сказка из подручного материала».
- Конкурс поделок на тему «Мой любимый персонаж»,
выполненных совместно детьми и родителями.
- Просмотр театрализованного представления « С любовью к Пушкину».
- Отзывы родителей на премьеру «Как в театре побывали…»
Литература, используемая в процессе работы над образовательным проектом
«С любовью к Пушкину».
1. В.М. Минаева. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Москва. Аркти, 2003 г.
2. З.И. Курцева. Ты - словечко, я – словечко. Москва. Баласс, 2000 г.
3. Л.В. Артёмова Театрализованные игры дошкольников. Москва. Просвещение, 1991 г.
4. Е.Л. Трусова. Игры – драматизации в детском саду. Киев. РМК дошкольного воспитания, 1991 г.
5. Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Е.В. Загребаева, А.П. Зарин. В мире сказки. РГПУ им. Герцена, 2000 г.
6. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. Обучение сюжетно - ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.
РГПУ им. Герцена, 1996 г.
7. О.Л. Гнедова, Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. Детство – пресс, 2007 г.
8. Е.Д. Сафонова. Методическое пособие по курсу «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга» Санкт- Петербург. 1996 г.
9. М.И. Чистякова. Психогимнастика. Москва. Просвещение, ВЛАДОС, 1995г.
10. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва. Мозаика – синтез, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический образовательный проект по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе
Проект "Один дома" поможет ребенку заботиться о личной безопасности и действовать самостоятельно в экстремальных ситуациях...
Тематический образовательный проект "У леса на опушке жила зима в избушке..." в старшей группе
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме, живой и неживой природы в зимний период, деятельности и безопасности в это ...
Тематический образовательный проект "Загадочный космос" в старшей группе
Цель: Познакомить детей с космосом. Повысить уровень знаний о нем и его объектах. Привлечь родителей к участию в жизни детского сада....
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК» по произведениям С.Я Маршака ко дню 130-тилетия писателя в старшей группе
Все дети любят сказки, и современные дети не исключение. Очень любят дети сказки в стихах, а сказки рифмованные, да еще и с юмором, просто обожают. Такова их психологическая особенность. Самуил Яковле...
Фотоотчет о проведении тематической недели «Традиционные ценности в культуре разных народов России» в рамках тематического образовательного проекта «Бабушкины сказки»
Составители: Воспитатели 1 мл. группы «Ручеёк» Кеслер А.С., Сооро О.В. ....
Фотоотчет о проведении тематической недели «Ценности будущего в традициях народной культуры» в рамках тематического образовательного проекта «Бабушкины сказки»
Фотоотчет опроведении тематической недели«Ценности будущего в традициях народной культуры» в рамках тематического образовательного проекта «Бабушкины сказки»...
Комментарии
Проектная деятельность
Разработано совместно с педагогами Гнедовой О.Л. и Айжановой Р.А.