«РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ефимцева Людмила Афанасьевна

          Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. От развития мелкой моторики зависит подготовка руки к письму, выполнять мелкие движения пальцами и руками. Происходит скоординированность  действий нервной , мышечной и костной системы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики рук повышает работоспособность головного мозга, это  толчок ребенку к познавательной и творческой  активности.                Развитие мелких движений рук, также способствуют общему интеллектуальному развитию ребенка. В дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

К  школе у ребенка достаточно    должны быть развиты те системы и функции организма, которые  испытывают повышенную нагрузку во время обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_efimtseva_petrova_galinova.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

     «РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»              

                                                                                                       

                                                                Истоки способностей и дарования

                                                            детей на кончиках  их пальцев.

                                                                                              В.А. Сухомлинский

          Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. От развития мелкой моторики зависит подготовка руки к письму, выполнять мелкие движения пальцами и руками. Происходит скоординированность  действий нервной , мышечной и костной системы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики рук повышает работоспособность головного мозга, это  толчок ребенку к познавательной и творческой  активности.                Развитие мелких движений рук, также способствуют общему интеллектуальному развитию ребенка. В дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

К  школе у ребенка достаточно    должны быть развиты те системы и функции организма, которые  испытывают повышенную нагрузку во время обучения.

Согласно данным психологов, у ребенка дошкольника слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений несовершенна. Зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведение  букв, цифр и их элементов, находятся на разной  стадии развития.

 Работа по развитию мелкой моторики должна начаться  задолго до поступления в школу. Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе . Длительная и кровопотливая это  работа. Одна из важных задач. С каждым годом становиться все актуальнее.

С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Но не у всех детей происходит само собой, многим детям сложно использовать мелкие предметы,  карандаши, ножницы, кисти, пальцы рук слабы, не ловкие.

Поэтому необходимо заранее позаботиться  о развитии рук и пальцев. Развитие  мелких движений рук также способствует  общему интеллектуальному развитию ребенка, в дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе .Очень длительная и кровопотливая работа. Одна из важных задач, с каждым годом становиться все актуальнее.

Развитие мелкой моторики у ребенка и подготовки его руки к письму в школе,  нужно много времени, разнообразных методов и приемов, материала, пособий применять в работе.

Создать условия, где ребенок мог развивать необходимые навыки, для формирования мелкой моторики и овладению письмом в школе.

Работу по развитию мелкой моторики можно осуществлять во время

непосредственной образовательной деятельности: во время  рисования, лепки, аппликации, конструировании, при этом  не мешая фантазировать ребенку. Обязательно следить , чтоб правильно держал карандаш, ручку, кисть, ножницы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук, повышают работоспособность , толчок к познавательной и творческой  деятельности.

Также в  свободной деятельности.

Важно создать условия для развития навыков ручной умелости, с младшего возраста.

- пазлы крупного и среднего размера (в старшем возрасте помельче);

- пальчиковые игры;

- раскрашивание крупных рисунков с  младшего возраста, в старшем  возрасте рисунки мельче ;

- штриховка  предметов в разном направлении;

- игры вкладыши;

- шнуровка;

-игры со счетными  палочками;

- заучивание  стихов с движением  кисти рук, корпусом тела;

- завязывание и развязывание ленточек;

- застегивание и расстегивание пуговиц, завинчивание крышек и т.д.

- разбирать крупы по цвету и величине;

- игры с мелкими предметами, различный конструктор;

Развивая мелкую моторику у ребенка дошкольника, развиваем умение слушать голос взрослого, задание. Вырабатывается усидчивость, доводить начатое дело до конца, радоваться полученным  результатам. Все эти  упражнения приносят детям радость, но при этом не допускать переутомляемости.

В старшем возрасте детям предлагается выполнять более сложные задания. Интересно детям выполнять работу простыми , цветными карандашами, ручками.

Можно выделить основные направления по развитию мелкой моторики и координации движений  у детей дошкольного возраста.

1.Пальчиковый игротренинг.

-физкультурные  минутки, гимнастика в стихах, игры с пальчиками;

- самомассаж с предметами и без предметов;

2.Карандаш – развлекалка.

-  штриховка  (в разном направлении)

-задания в прописях, раскрасках;

- работа  с трафаретами, лекало

- соедини точки (раскрась, заштрихуй)

- дорисуй;

- волшебные узоры;

- обведи рисунок;

- лабиринты

3. Ловкие пальчики

- работа с пластилином

- лего – конструкторы;

- работа с бумагой, картоном ( вырезание ножницами , обрывание)

-шнуровка; («Веселый шнурок»)

- выкладывание фигур (из счетных палочек);

- игры на сенсорику.

4. Считаем – рисуем

- работа  в тетрадях клеточку, полоску;

- ориентировка  в пространстве на листе;

- графические диктанты;

- копирование по точкам;

-слуховой диктант;

Занимаясь подготовкой руки : учите ребенка держать правильно карандаш,  не торопите ребенка, пусть аккуратно выводит линии. Не забывайте хвалить ребенка. Превращая каждое занятие в интересную игру. Играй те искренно, не принужденно. Важно обращать внимание на  посадку ребенка за столом.

Системная работа по развитию мелкой моторики руки влияет на всестороннее развитие  ребенка и способствует  успешной подготовки к школе.

Результаты не заставят вас долго ждать:

- совершенствуются двигательные навыки у детей, моторика, координация, пространственные представления;

-развивается ловкость, подвижность;

- знакомиться  с техникой лепки, рисования, со свойствами бумаги, различными видами аппликации (вырезание, обрывание);

- массаж положительно влияет на самочувствие ребенка;

- овладеет приемами работы с разными инструментами;

-творчески будет применять материал в художественной деятельности;

- овладеет нормами поведения;

- почувствует свою успешность, будет талантливым,  уравновешенным, рассудительным;

Ребенок дошкольник будет хорошо подготовлен к школе,  то школьные занятия не будут для него скучными, утомительными,  а интересными.

 Работа  по мелкой моторики должна начаться с младшего возраста и до  подготовительной группы.

Литература

  1. Гаврилова С.Е, Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. [Текст] / Гаврилова С.Е, -   Ярославль: Академия развития,  - 2009г.
  2. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. [Текст] /  Лыкова И.А. - Изд. « Карапуз»  - 2005г
  3. Новиковская О.А,. [Текст] / АСТ; СПб. ; Сова - 2007г.
  4. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для  развития дошкольника» [Текст] /  Савина Л. П., Москва АСТ – 2004г.
  5. Сахарова О.М. Готовим руку к письму. [Текст] /  Сахарова О.М. - Москва. РОСМЭН. - 2008г.
  6. Н. Рымчук « Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» [Текст] /  Н. Рымчук - Ростов  н/Д: Владис: РИПОЛ классик, - 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет

Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....

Изобразительная деятельность как одно из средств развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены теоретические основы влияния изобразительной деятельности на ручную умелость у детей старшего дошкольного возраста, а также методика использования разнооб...

Развитие речи через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, быстрая истощаемость воображения, не...

Направление развития ручной умелости у детей дошкольного возраста

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.- Запускать пальцами мелкие "волчки".- Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки.- Сжимать и разжимать кулачки (...

Тема самообразования «Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста»

Самообразование по теме "Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"

Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...

Статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ ТУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Работая с дошкольниками, мы обратили внимание на то, что дети неуверенны, скованны, растерянны в применении нестандартных приемов  творчества и при экспериментировании с различным материалом; зат...