Проект: "Маленькая страна"
проект по коррекционной педагогике
Данный проект предполагает организацию пространства таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Интенсивный темп жизни способствует переутомлению и созданию стрессовых ситуаций. Всё это требует нормализации психоэмоционального состояния и создания комфортных условий для детей.
Находясь в этом пространстве у ребёнка снимается стресс, улучшается психофизическое состояние. Данный материал поможет педагогам правильно создать предметно-развивающее пространство в соответствии с новыми ФГОС ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Полякова Анна Георгиевна
психолог
Проект: «Маленькая страна» (создание предметно-развивающего пространства для психологической разгрузки)
Аннотация проекта
Данный проект предполагает организацию пространства таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Интенсивный темп жизни способствует переутомлению и созданию стрессовых ситуаций. Всё это требует нормализации психоэмоционального состояния и создания комфортных условий для детей.
Находясь в этом пространстве у ребёнка снимается стресс, улучшается психофизическое состояние. Данный материал поможет педагогам правильно создать предметно-развивающее пространство в соответствии с новыми ФГОС ДОУ.
Введение
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшних дошкольниках сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, соответственно процесс социализации происходит при дефиците общения. Другим детство делает и повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. И как следствие всё чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Ребёнок вынужден раньше взрослеть, но при этом остаётся беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Окружающие ребёнка взрослые способны создать условия для его полноценного развития.
Основа такого развития – психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» был введён И.В. Дубровиной. Что понимается под психологически здоровым человеком? Человек спонтанный и творческий, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Можно сказать, что ключевыми словами для описания психического здоровья являются «баланс, гармония». А в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать «саморегулируемость».
Само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, которая в качестве иллюстрации приводит результаты изучения психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Дети, которые сегодня посещают дошкольные учреждения, этими качествами обладают в недостаточной степени. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций.
Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Само принятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей.
Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью разработан проект «Маленькая страна».
Для реализации были определены основные направления преобразования образовательной среды.
Основу разработки составили следующие принципы:
- гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в комнате.
- активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.
Материал для предметно-развивающего пространства подбирался с учётом его основного назначения, а именно:
для психологической разгрузки воспитанников;
*обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
*обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
*обучение детей бесконфликтному общению;
*повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
*обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников; психологическое просвещение педагогов и родителей.
Задачи:
1. Активизировать деятельность педагогического коллектива по созданию предметно-развивающего пространства для полноценного психофизического развития дошкольников.
2. Создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.
3. Создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
4. Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
Паспорт проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: сентябрь 2013 – март 2014г.
Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.
Широта охвата: возрастные группы ДОУ.
Ожидаемый результат:
- Будут созданы условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.
- Будут созданы условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
- Будут созданы условия способствующие развитию коммуникативной компетентности детей.
- Эффективное сотрудничество с родителями и педагогами.
Предполагаемые риски и пути их минимизации.
Риски | Минимизация |
| Создание оборудования и материалов в необычном, ярком виде; использование сюрпризного момента |
| Партнёрство с воспитателями, родителями (в качестве добровольных спонсоров), изготовление своими руками. |
Перспективы распространения результатов проекта:
- Обобщение итогов реализации проекта.
- Презентация проекта.
- Публикация в учебно-методическом пособии.
План реализации проекта.
Этапы | содержание | Задачи | Сроки |
(информационно-аналитический) | Изучение методической литературы по данной теме; сбор информации через СМИ, интернет, составление плана проекта. | Утверждение проекта; разработать план реализации проекта. | Октябрь-ноябрь 2013г. |
| Работа по созданию оригинальной предметно- развивающей среды. | Привлечение родителей для реализации поставленных задач (оказание добровольной спонсорской помощи); необходимо подобрать место расположения уголка, атрибуты, | Декабрь-февраль 2013-2014г. |
| Подготовка к презентации, к научно-практической конференции, публикация материала. | Оценка проделанной работы. | Март 2014г. |
Материалы и оборудование для совместной и самостоятельной деятельности.
«Проблема» | Оборудование |
Цель: Обучение агрессивных детей способам управления гневом в приемлемой форме, обучение детей бесконфликтному общению. | Боксерская груша, мягкая подушка, стаканчик для крика, коврик злости, коробочка примирения, мешочки настроений, коврик дружбы, корзинка с клубочками разноцветных ниток, дидактическая игра «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др. |
Цель: Снятие тревожности, скованности, замкнутости, повышение самооценки для тревожных, не уверенных в себе детей. | Подиум, медали, сонные подушки, наличие игрушек, предметов мебели для регуляции двигательной активности детей (подушки, мячи, кресло, обруч, мягкие игрушки и т.д.). |
Цель: Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, развитие и коррекция эмоционально – волевой и коммуникативной сферы. | Наличие картотеки с упражнениями по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и играми, аудиозаписи различных видов шумов, музыки для отдыха и релаксации, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка) |
Цель: Стимулировать развитие слухового, тактильного, зрительного, обонятельного анализаторов. | «Музыка ветра», различные виды покрытий, песок, вода, фонтанчики, аквариумы, камни, цветы, свечи, ароматы |
Реализация данного проекта будет направлена на работу с детьми по программе сказкотерапии. В каждом занятии представлен комплекс игр и упражнений по определенной проблематике. Структура занятия следующая:
- Приветствие и вхождение в занятие.
- Прочтение или прослушивание записи сказки.
- Обсуждение сказки с детьми.
- Проведение 2-3 упражнений или игр по проблеме поднятой в сказке.
- Завершение (подведение итогов и прощание).
№ | Проблемы, с которыми работает сказка | Сказка | возраст |
1 | Возбудимость, раздражительность, повышенная тревожность, конфликтное поведение, агрессия, капризность. | Сказка о грубом слове «уходи» | 4-7 |
2 | Детский негативизм, тревожность, хвастовство, деспотизм | Сказка о первых ягодах | 4-7 |
3 | Капризность, негативизм, обида, разочарование. | Сказка про маму | 4-7 |
4 | Конфликтное поведение | Сказка о высунутом язычке | 4-7 |
5 | Лень, капризы, отказ от самостоятельности | Сказка о ленивых ножках | 4-7 |
6 | Лживость | Сказка про честные ушки | 4-7 |
7 | Небрежное обращение с вещами | Сказка про башмачки | 4-7 |
8 | Негативизм, капризность, вредные привычки, нежелание взрослеть | Сказка про соску | 4-7 |
9 | Негативизм, невнимательность, отсутствие воспитания | Сказка о невоспитанном мышонке | 4-7 |
10 | Негативизм, тревожность, беспокойство, негативное самопредъявление, хроническая неуспешность | Сказка Маша и Ойка | 4-7 |
11 | Обиды, непонимание друг друга | Сказка о часах с кукушкой | 4-7 |
12 | Плаксивость, повышенная тревожность, заниженная самооценка | Сказка когда можно плакать | 4-7 |
13 | Страх, конфликтное поведение, тревожность, неумение поддерживать контакты с другими детьми, низкая самооценка | Сказка о самом большом друге | 4-7 |
14 | Страхи | Сказка о том, как зайцы испугали серого волка | 4-7 |
15 | Экологическое воспитание детей. | Сказка про маленький дубок | 4-7 |
16 | Энурез | Сказка о мокрых штанишках | 4-7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Маленькая страна - это моя семья".
Мы должны помочь детям осознать значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому....
Проект Маленький гражданин великой страны.
«Патриотизм - это не доблесть и не профессия, это единственное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком...
Проект "Маленькая страна чудес"
В данном проекте представлен опыт работы детского сада по благоустройству и озеленению территории....
Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"
Долгосрочный проект...
Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"
Долгосрочный проект...
Проект - презентация: Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"
Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка....
проект "Маленький гражданин большой страны"
Всероссийский детский конкурс научно – исследовательский и творческих работ «Первые шаги в науки» Воспитатель:Шипилова Марина Вадимовна Свердловская областьГород Ниж...