Пальчиковая гимнастика, веселый карандашик
картотека по коррекционной педагогике
Блоки игр и упражнений на развитие мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок 1. Пальчиковая гимнастика:
• гимнастика в стихах
КОТЯТА
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
ДОМИК
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
ГРОЗА
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
• игры с палочками (карандашами)
Оборудование: деревянные (желательно из твердых пород дерева) палочки диамет¬ром 1,5-2 см, длиной 10-15 см с закругленными концами;
наборы незаточенных карандашей с круглой и ребристой поверхностью.
Примечание. Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.
Упражнение «Добываем огонь-1»
С напряжением прокатывать палочку между соединенными ладонями.
Упражнение «Растираем «лаогун»-точки»
Растирать центр ладони концом палочки.
Напряжение и релаксация .
Примечание. По окончании упражнения возникшее в руках напряжение сменится естественным расслаблением.
Упражнение «Качаем палочку»
Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук пер-пендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку (2-3 раза).
Примечание. Эти движения требуют от ребенка распределения силы давления на палочку, что поначалу дается нелегко.
Упражнение «Удерживаем палочку»
Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.
Упражнение «Колодец»
Пара строит «колодец», беря каждую палочку пальцами за концы: с одной стороны один партнер, а с другой - другой.
Упражнение «Пропеллер»
Вращать между пальцами карандаш (палочку).
Примечание. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в движениях участвовали все пальцы.
Упражнение «Добываем огонь-2»
С напряжением прокатывать ребристый карандаш между соединенными ладонями.
Упражнение «Собираем карандаши»
Разложить на столе 10 или 15 карандашей. Одной рукой собрать все карандаши, но брать их по одному. Затем класть на стол карандаши по одному.
Упражнение «Маятник»
С минимальным мышечным усилием покачивать карандаш (палочку), слегка придерживая ее двумя пальцами.
Упражнение «Бегущие пальцы»
Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) от одного конца до другого вперед и назад.
Упражнение «Ползущий карандаш»
Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.
Упражнение «Бегущая ладонь»
Перебирать по длинной палочке всей ладонью в разных направлениях.
Упражнение «Шаги»
Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать «шаги» по столу. Следить, чтобы карандаш не вы¬пал из пальцев.
Упражнение «Вращаем палочку»
Зажать конец палочки средним и указательным пальцами правой руки. Длинный конец палочки должен находиться дальше от груди. Перевернуть палочку и вложить ее длинным концом в левую руку (между указательным и средним пальцами). Очередным поворотом вложить ее в правую руку и т.д. Происходит вращение палочки.
• игры с шариками
Тонизирующее упражнение «Уголек на ладони»
Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. За¬тем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.
Упражнение «Потряхивание»
Зажать шар в руке и производить максимально свободные движения в лучезапястном суставе.
Упражнение «Раздавим орех»
Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить.
Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шара из руки.
Упражнение «Тигр кусает шар»
Сжать шар между большим и указательным пальцами, при сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания. Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар в межпальцевый промежуток.
Упражнение «Когти дракона сжимают жемчужину»
Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давят на поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его между кончика¬ми пальцев.
Упражнение «Обезьяна хватает персик»
С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони.
Упражнение «Перекаты» (выполняется по возможности расслабленной кистью)
Перекатывать шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами. Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца. Повторить упражнение остальными пальцами.
Упражнение «Закручивание и откручивание»
Положить шар на середину ладони, прокрутить его большим пальцем от мизинца до указательного пальца, затем вернуть с помощью указательного в исходное положение. Продолжить «закручивание», не прерывая движения. Для выполнения «откручивания» крутить шар в обрат-ном направлении, возвращая его в исходное положение с помощью мизинца.
Упражнение «Горизонтальное вращение шаров»
Взять в руку два шара, большим пальцем толкать ближний к нему шар в направлении мизинца, а мизинцем начать движение другого шара в направлении большого пальца. Если правый шар проходит ближе к основанию ладони, то происходит вращение по часовой стрелке, и наоборот. Крутить шары, не останавливаясь, освоить движение как по, так и против часовой стрелки. После освоения можно попробовать выполнять упражнение ладонью вниз, а также под разными углами.
Упражнение «Журавль щелкает клювом»
Поместить один шар между указательным и средним пальцами, другой шар зажать большим и безымянным пальцами. Мизинец прижат к безымянному. Слегка ударять шарами друг об друга, щелкая ими, как кастаньетами.
Упражнение «Дракон играет жемчужиной»
Поместить шар между мизинцем и безымянным пальцем правой руки, затем средним пальцем перекатить шар так, чтобы он был зажат между безымянным и средним пальцами. Продлить движение сначала указательным пальцем, сдвигая шар слева направо, затем большим пальцем. Шар на всем своем пути не должен касаться ладони, перекатываясь с помощью пальцев. Точно так же, между пальцев, вернуть шар в исходное положение. Для этого большим пальцем справа налево поместить шар между указательным и средним пальцами и т.д.
• самомассаж пальчиков, массаж пальчиков массажером “Су-Джок”
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
• “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
• “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).
Далее даются задания на удержание позы кисти руки:
• “Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
• “Кольцо” – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
Упражнения с применением массажера “Су-Джок”
массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Примерные упражнения:
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки
Упражнения с применением металлических колец массажера “Су-Джок”:
– с помощью кольца ребенок массирует каждый палец (опуская кольцо от кончика пальца до лучезапястного сустава, и возвращая его на прежнее место).
Блок 2 Веселый карандашик:
• штриховка,
• работа с трафаретами, рамками Монтессори,
• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам):
Блок 3 Организационно-методический:
• знакомство с тетрадью;
• ориентировка в пространстве листа;
• графические диктанты;
• копирование (по точкам, на кальку):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика – веселые, интересные занятия с психологом
Пальчиковая гимнастика – веселые, интересные занятия с психологом...
Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в старшей группе.
Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в старшей группе....
Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в средней группе
Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста....
Пальчиковая гимнастика "Веселые пальчики".
Провожу с детьми пальчиковую гимнастику....
Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам
Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам...
Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»
Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...
Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»
Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...