Проект: «Я весел и здоров».
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Материал предназначен для педагогов, специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Я весел и здоров».
Срок реализации: 3 месяца.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: фронтальный.
Пояснительная записка.
Актуальность.
На современном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его физического, психического и социального компонентов.
Такие проблемы затрагивают детей уже в дошкольном возрасте. Следовательно, именно дошкольным организациям необходимо активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач.
Одной из наиболее эффективных форм их реализации является организация отдыха воспитанников в летний период.
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.
Учитывая, что в летний период дети максимальное количество времени проводят на свежем воздухе во внезанятийной деятельности, творческая группа педагогов ГКУ ЦССВ «Соколёнок» разработала проект: «Я весел и здоров».
Он охватывает всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а также повышения информационной компетентности педагогов в области организации летнего отдыха детей.
Исходной предпосылкой выбора тематики проекта является проблема недостаточного ознакомления детей с русским фольклором, сказками, потешками и прибаутками, с государственными праздниками России, способствующими гармоничному развитию личности дошкольников.
Мы уверены – знать всё, просто невозможно! Поэтому в игровой форме происходит знакомство с художественными героями и государственными праздниками России.
Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ЦССВ «Соколёнок» в летний период.
Задачи:
- Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма.
- Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.
- Создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
- Развивать и поддерживать интерес к русским народным сказкам, потешкам и прибауткам.
- Обеспечить содержательную и технологическую интеграцию детей и всех специалистов ЦССВ «Соколёнок».
Гипотеза: оптимальные психолого-педагогические условия, системное использование здоровьесберегающих технологий и эмоционально-познавательное общение взрослых с детьми будут способствовать развитию общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных и коммуникативных качеств ребёнка.
Особое внимание уделяется именно физкультурно-оздоровительному направлению проекта.
Цель физкультурно-оздоровительного направления: реализация комплексного подхода к вопросу охраны и укрепления здоровья детей в летний период через формирование у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.
Задачи физкультурно-оздоровительного направления:
- Формировать у воспитанников и педагогов ответственность за сохранение собственного здоровья.
- Разносторонне и гармонично развивать детей в летний период.
- Разнообразно развивать двигательные навыки и физические качества детей.
- Формировать убеждения, представления в области здоровья, навыки и умения здорового поведения.
Кирпичиками оздоровительного или здоровьесберегающего направления являются два основных компонента двигательного режима: самостоятельная и организованная двигательная деятельность детей в летний период, состоящая из пяти основных жизненно важных движений: бега, ходьбы, прыжков, лазанья и метания.
Здоровьесберегающее направление предполагает ежедневные физкультминутки, дыхательные и око-гимнастики, психогимнастики, пальчиковые игры, спортивные и подвижные игры и упражнения – с целью понижения утомляемости, переключения, повышения уровня адаптации и сопротивляемости детского организма, улучшения эмоционального состояния, повышения творческой активности, а в конечном счёте – всестороннего развития физических и духовных сил детей. Поэтому в реализации проекта указываются игры, упражнения, связанные с конкретной темой недели.
Особое внимание уделяется модулям, которые логически пронизывают весь проект:
Модуль 1. Гигиена труда и отдыха в летний период.
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. «Минутки отдыха» и сон, как наиболее эффективный отдых. Факторы, приводящие к утомлению в летний период.
Ожидаемый результат:
- Дети умеют распознавать признаки физического утомления.
- Приобретают навыки переключения на разные виды деятельности, избегают утомления, следуя здоровьесберегающим технологиям.
Модуль 2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма в летний период.
Безопасное поведение на дорогах, в лесу, у водоёма. Основные ситуации – «ловушки», в которые попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «проезжая часть», «берег пруда».
Опасные факторы современного жилища, игровой площадки, улицы, похода. Ожоги в летний период: солнечные, растениями, спичками, химическими средствами…Оказание первой помощи при простых травмах, укусах насекомых.
Ожидаемый результат:
- Дети умеют прогнозировать развитие ситуации на дороге, во время прогулки в парк.
- Имеют навык наблюдения, навыки «сопротивления» волнению или спешке.
- Умеют распознавать опасные места в помещении и на улице.
- Имеют навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами, открытым огнём.
- Умеют оказать помощь себе и другим при простых травмах.
Модуль 3. Питание и здоровье.
Питание – основа жизни. Представление о полезных пищевых веществах, их значении для здоровья, важнейших природных витаминных источниках. Режим питания, правила поведения за столом. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой (многоразовой и одноразовой).
Ожидаемый результат:
- Дети умеют соблюдать элементарные правила режима питания.
- Умеют пользоваться столовыми приборами.
- У детей выработаны: навыки соблюдения правил хранения пищевых продуктов, обработка фруктов и овощей перед их употреблением; умение мыть посуду и столовые приборы.
Ожидаемые результаты от проведения оздоровительного направления проекта:
- Введение оптимального двигательного режима детей в летний период.
- Снижение уровня заболеваемости в летний период.
- Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.
- Овладение навыками оздоровления.
Формы и методы оздоровления детей в летний период.
№ п\п | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни. | 1. Щадящий режим (адаптационный период). 2. Гибкий режим. 3. Организация микроклимата и стиля жизни детей в летний период. 4. Соблюдение питьевого режима. | Вновь прибывшие дети. Все дети. |
2. | Физические упражнения. | 1. Утренняя гимнастика. 2. Физкультурно-оздоровительные занятия, упражнения, развлечения, игры. 3. Подвижные и дидактические игры. 4. Профилактическая гимнастика (улучшение осанки, профилактика плоскостопия, улучшение осанки, улучшение зрения). | Все дети. |
3. | Гигиенические и водные процедуры. | 1. Умывание. 2. Мытьё рук по локоть. 3. Игры с водой и песком. 4. Плавание в бассейне. | Все дети. |
4. | Свето-воздушные ванны. | 1.Проветривание помещений. 2.Сон при открытых фрамугах. 3.Прогулки на свежем воздухе. 4.Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. | Все дети. |
5. | Активный отдых | 1.Развлечения и праздники. 2.Игры и забавы. 3.Дни здоровья. 4.Походы на территории и за её пределы. | Все дети. |
6. | Свето-и цветотерапия | 1.Обеспечение светового режима. 2.Цветовое и световое сопровождение среды и воспитательного процесса. | Все дети. |
7. | Музыкотерапия | 1.Музыкальное сопровождение режимных моментов. 2.Музыкальное сопровождение игр, упражнений, развлечений. | Все дети. |
8. | Аутотренинг и психогимнастика | 1.Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы. 2.Игры-тренинги на снятие невротических состояний. 3.Минутки вхождения в день. 4.Психогимнастика. 5.Игровой самомассаж. 6.Упражнения кинезиологической направленности. 7.Дыхательная, звуковая. Пальчиковая гимнастика. | Все дети. |
9. | Спецзакаливание | 1.Хождение босиком на улице. 2.Игровой массаж. 3.Обтирание. 4. «Тренажёрный путь». 5. «Дорожка здоровья». 6.Обливание ног водой. | Все дети. |
10. | Пропаганда ЗОЖ | Организация бесед, занятий. | Все дети. |
11. | Витаминотерапия | Включение в рацион питания соков, фруктов, овощей, зелени, фиточая. | Все дети. |
Задачи по всем направлениям, реализуемым в проекте «Я весел и здоров».
«Физкультурой заниматься нам не лень, с ней мы дружим каждый день» | «В гостях у сказки» | «Разноцветный мир» | «Интересное рядом» |
*Создавать условия для укрепления здоровья детей, повышения адаптационных возможностей детского организма. *Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности. *Знакомить с доступными способами укрепления здоровья. *Совершенствовать ловкость, координацию движений, воспитывать выносливость, интерес к занятиям спортом. | *Развивать у детей творческие способности через театрально-музыкальную деятельностью *Продолжать знакомить с различными видами театра и театральной деятельности. *Развивать интерес к сценическому искусству и актёрскому мастерству. *Развивать эмоциональную отзывчивость на новое музыкальное произведение, выражать характер музыкального произведения через свободные пластические импровизации. *Развивать сферу чувств, сочувствие, сопереживание. *Развивать пластическую выразительность и музыкальность. *Создавать условия для снятия зажатости и скованности движений. *Воспитывать культуру поведения в театре. | *Формировать у детей эстетический вкус, воображение и творческое мышление. *Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности. *Создавать условия для эффективного развития тонких дифференцированных движений пальцев и рук. *Создавать условия для овладения навыками общения и коллективного творчества. | *Формировать навыки самостоятельной умственной и поисковой деятельности, направленной на достижение определённой цели. *Формировать у детей навыки исследовательской деятельности: анализа и синтеза, учить наблюдать, сравнивать, делать умозаключения. *Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. *Развивать познавательную активность, самостоятельность, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарь. |
Модель реализации проекта «Я весел и здоров».
Основные направления реализации проекта:
- Физкультурно-оздоровительное – «Физкультурой заниматься нам не лень, с ней мы дружим каждый день».
- Музыкально-театральное – «В гостях у сказки».
- Художественно-эстетическое – «Разноцветный мир».
- Познавательное – «Интересное и необычное рядом».
- Эмоциональное – «Хохотунчики».
Июнь:
1-я неделя: «Мир глазами детей».
2-я неделя: «Азбука дорожных знаков».
3-я неделя: «Мы живём в России».
4-я неделя: «Должны мы свято в памяти хранить…»
5-я неделя: «Огород круглый год».
Июль:
1-я неделя: «День Нептуна».
2-я неделя: «По страницам сказок».
3-я неделя: «В парк за приключениями».
4-я неделя: «Песочная фантазия».
5-я неделя: «В гостях у доктора Айболита».
Август:
1-я неделя: «Волшебный мир воды».
2-я неделя: «Все профессии нужны, все профессии важны».
3-я неделя: «Тропа здоровья».
4-я неделя: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Управление проектом:
Для реализации проекта «Я весел и здоров» создана творческая группа, в состав которой входят:
- старший воспитатель,
- воспитатели групп,
- учитель-дефектолог,
- педагог-психолог,
- музыкальный руководитель,
- инструктор по физической культуре.
Результаты реализации проекта:
- 100% охват летним отдыхом воспитанников ЦССВ «Соколёнок»,
- Повышение компетентности педагогов и родителей в области организации летнего отдыха детей.
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Снижение уровня заболеваемости у детей.
В ходе проектирования дети приобрели следующие компетенции:
- У детей сформированы: эмоционально-положительное, уважительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту, неповторимость; представления о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы; элементарные представления о природных особенностях человека и работе человеческого организма; навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
- Дети умеют: устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с развитием действия.
- Дети создают индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений, используя разные материалы и способы создания изображения.
- Дети выражают свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.
- Дети поют несложные песни, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию; инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах.
- Дети используют разнообразные средства выразительности драматизации; широко используют в театральной деятельности разные виды театра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа
Педагогический проект разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...
Проект "Если хочешь быть здоров!"
Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас н...
Проект "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"
Цель проекта – совершенствование условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях ДОУ....
Проект "Каждый хочет быть здоров"
Цель проекта: Создать условия для усвоения и закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни, формировать привычку заботиться о своем здоровье. Познакомить детей с олимп...
Проект «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида № 2001 Проект«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»Автор: Колыхалова Елена Сергеевна, воспитатель...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПРОЕКТ « ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»
Представлен прокн по привитию здорового образа жизни...
Долгосрочный проект "Кто любит спорт, тот весел и здоров!"
Цель проекта: дать детям представления о том, что здоровье- главная ценность человеческой жизни. Формировать у детей основы здорового образа жизни....