Тематическая консультация для воспитателей по теме: "Вербализм"
статья по коррекционной педагогике

Багаутдинова Алсу Вазиховна

Данная статья является консультацией для педагогов по определению "вербальных" детей, а также рекомендацией по работе с ними и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вербализм16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение - детский сад №7 «Малыш» города Агрыз

Агрызского муниципального района

Консультация для воспитателей по теме: «Вербализм»

Подготовила: педагог-психолог

Багаутдинова А.В.

        

2019 г.

Вербализмом в психологии называют определенный тип развития познавательных процессов, который характеризуется высоким уровнем развития речи и относительно низким уровнем мышления (особенно наглядно-образного).

      Вербальные дети часто привлекают к себе повышенное внимание взрослых – они гладко говорят, уверенно отвечают на вопросы, часто употребляют недетские термины, используют сложные речевые конструкции. Это очень «светские» дети – они охотно беседуют на различные тему (причем предпочтительно со взрослыми) поражая при этом неискушенного собеседника необычной, не по возрасту информированностью, эрудицией. При непродолжительном контакте вербальный ребенок может произвести впечатление очень смышленого, развитого. Однако опытные педагоги зовут таких детей демагогами, и это справедливо. Вербальный ребенок – это колосс на глиняных ногах, так как у него нарушено развитие познавательных процессов, особенно наглядно-образного мышления: ребенок испытывает трудности при выполнении даже самых простых заданий на наглядном материале.

      Когда такой ребенок приходит на психологическое обследование, он обычно положительно настроен: активно общается с консультантом, начиная задавать вопросы уже с порога (причем, часто не дожидаясь ответа). Это закономерно, так как вербализм часто сопровождается повышенной демонстративностью. Если взрослый предлагает выполнить какое-либо задание, ребенок активно соглашается, но не делает его, рассказывая вместо этого различные истории.

Для детей с вербальным типом развития характерны следующие особенности выполнения заданий диагностичесих методик.

Наблюдаются низкие результаты выполнения заданий, направленных на диагностику развития наглядно-образного мышления, особенно связанных с необходимостью вычленения пространственных параметров объектов, так как вследствие деформированности развития предметной деятельности у этих детей недостаточно сформирована способность к анализу форм предметов и их взаиморасположения.

 Задания рисуночных методик («Рисунок человека», «Рисунок семьи») не выполняются самостоятельно, без побуждений экспериментатора. Ребенок при этом может говорить на различные темы («Давайте, я вам лучше расскажу, как мы ходили с мамой в зоопарк», «А вот я вчера видел полицейских на лошадях», «А мне вчера мама читала книжку про одну девочку», «А вы знаете, чем гусар отличается от улана?» и т.п.). Рисунок выполняется, как правило, на низком уровне. Поскольку высокий уровень развития речи ребенка-дошкольника привлекает повышенное внимание окружающих, которые, как родители, положительно оценивают его достижения, вербализм, как правило, сочетается с завышенной самооценкой ребенка. Другой симптом, сопровождающий вербализм, - инфантильность, негибкость мотивов общения, их бездейственность. Ребенок лишь формально вступает в контакт, используя его как повод поговорить, себя показать», при этом, совершенно не учитывая интересы и потребности собеседника.

Рассмотрим истоки возникновения вербализма. Известно, что он формируется уже в раннем дошкольном возрасте, в тех случаях, когда основным средством общения взрослых с ребенком становится слово вне предметного контекста. Родители такого ребенка обычно склонны смещать акцент с основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование и т.п.), вносящих главный вклад в умственное развитие дошкольника, на развитие речи, которая рассматривается ими как один из важнейших показателей высоких умственных способностей. Именно поэтому они прилагают значительные усилия, направленные на то, чтобы ребенок научился гладко и бойко говорить, а способствующие умственному развитию виды деятельности оставляют в тени. К сожалению, в последнее время формирование вербализма связано не только с сознательной установкой родителей на усиленное развитие речи, но и с социальной ситуацией: игры и занятия с детьми занимают много времени, а поговорить с ребенком можно и в транспорте, и на прогулке, и перед сном.

Неудивительно, что в результате такого общения у ребенка формируется устойчивая тенденция к речевой деятельности. При малейших затруднениях в продуктивной деятельности ребенок подменяет ее вербальной, так как, во-первых, он в ней успешнее, а во-вторых, получает высокую оценку взрослых. Вследствие этого нарушается развитие предметной деятельности, она постепенно вытесняется вербальной активностью. Отметим, что наряду с социальными причинами формирования вербализма есть и природные предпосылки.

При работе с родителями вербальных детей необходимо разъяснить им угрозу, которая таится в таком типе развития, поскольку они высоко оценивают умственное развитие своих детей и не склонны сразу доверять выводам психолога. Общая рекомендация родителям сводится к следующему: необходимо вернуть ребенка к продуктивной деятельности. Это могут быть занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и т.д. специфика вербализма определяет и специфику таких занятий – слово должно активно включаться в процесс выполнения различных заданий, наполняясь при этом конкретным содержанием. Например, если ребенок рассуждает о кошках вообще, можно предложить ему нарисовать кошку, слепить ее из пластилина, выполнить соответствующую аппликацию и т.д.

 Следующая рекомендация связана с изменением стиля общения родителей и педагогов с ребенком. Важно не поддерживать беспредметные разговоры детей, внимательно следить за своей речью, избегая частого употребления абстрактных слов.

Чаще всего к вербализму склонны дети, не посещающие детский сад, растущие во взрослом сообществе. Сфера общения таких детей резко сужена. Нарушается нормальное развитие игровой деятельности (во дворе не всегда есть сверстники), что усиливает уже имеющуюся дисгармонию развития. Поэтому особенно важным представляется создание условий для общения ребенка со сверстниками – в детском саду, различных развивающих центрах, спортивных кружках и секциях. Необходимо учитывать программу, по которой данное дошкольное учреждение осуществляет образование детей: преобладание таких видов занятий, как иностранный язык, чтение, развитие речи не желательно для вербальных детей; для них предпочтительнее рисование, конструирование, хореография и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: Комплексно - тематическое планирование воспитатльно - образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса: темы, в рамках которых будут решаться образ...

консультация для воспитателей на тему :"Тематические физминутки"

Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают...

Консультация для воспитателей «Комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса».

Краткая консультация о принципах построения образовательного процесса в ДОУ. Примерное тематическое планирование....

консультация для воспитателей "Интеграция образовательных областей в планировании тематической недели"

В последние годы тематические недели находят свое применение в построении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и являются интересной формой организации совместной деятельности взрослых...

Консультация для воспитателей "Как организовать тематический день: новые идеи для воспитателя"

Если содержание образовательной деятельности не связано с жизнью детей в детском саду, то они о ней быстро забывают. Решить эту проблему просто. Предложите воспитателям провес...

Тематическая консультация для воспитателей и родителей "Будьте внимательнее"

Консультация освещает особенности развития процессов внимания в жизни и деятельности ребёнка. Доступно описаны свойства внимания и пути его развития....

Консультация для воспитателей «Как организовать тематический день: новые идеи для воспитателя»

Что такое тематический день? Это когда педагог выбирает определенную тему, чтобы решить образовательные задачи, и объединяет ее с праздником или событием календаря. Таким образом, эта тема находится в...