Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей»
консультация по коррекционной педагогике
Общение детей со сверстниками возникает в своеобразной форме и в рамках дошкольного детства проходит ряд этапов, и воспитатель детского сада должен их знать, организуя совместную деятельность детей в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnosti_u_detey.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогические основы формирования
коммуникативных умений у детей»
Педагог-психолог:
Воробьева О.А.
2016г.
Общение детей со сверстниками возникает в своеобразной форме и в рамках дошкольного детства проходит ряд этапов, и воспитатель детского сада должен их знать, организуя совместную деятельность детей в группе.
Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни. Третий и четвертый годы жизни ребенка – это время существования самой простой формы коммуникативного взаимодействия между детьми (эмоционально-практическое), ребенку необходимо и достаточно, чтобы товарищ присоединился к его шалостям, и, действуя с ним за одно, поддержал и усилил общее веселье. Детей радует сам процесс действий с игрушками и собственные выдумки. В общении выделяется еще одна особенность: каждый участник взаимодействия, прежде всего, озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действия. Будучи типичной чертой всех ровесников, указанная особенность приводит к тому, что дети мало слушают друг друга, а демонстрируют себя друг другу. Вот почему их взаимодействия нуждаются в постоянной и тщательной коррекции взрослого.
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (развивается к 4-5 годам). Примерно к четырем годам у детей, посещающих детский сад, сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером. Роль общения со сверстниками у детей старше четырех лет заметно возрастает среди всех других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Сюжет приобретает четкость, в нем выделяются закономерные эпизоды, тесно связанные между собой, определяются роли.
В ходе контактов со сверстниками в рамках ситуативно-деловой формы общения дошкольники стремятся между собой к деловому сотрудничеству. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Как и на предыдущем уровне, в рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Стремление привлечь внимание сверстника к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Т.е. в сверстнике в это время дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и только положительное, но позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки. После четырех лет дети постоянно спрашивают, каковы были успехи их товарищей, просят скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это связано с потребностью в признании и уважении.
Внеситуативно-деловая форма общения развивается к 6-7 годам. В самом конце дошкольного возраста у некоторых детей складывается новая форма общения, которую можно назвать внеситуативно – деловой. Но тенденция к ее развитию намечается довольно ясно. Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства - жажда сотрудничества. Как и на предыдущем этапе. Сотрудничество носит практический, деловой характер-развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетом и ролями окрашенными фантазией, приходят игры с правилами.
Таким образом, общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Надо быть осторожными, чтобы не сломать начинающую складываться личность. Как часто мы, взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое.
Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
консультация для педагогов по адаптации детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические особенности детей при обучении правилам дорожного движения»
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходо...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТОТАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ»
В консультации представлен материал для педагогов о психолого-педагогических особенностях детей с тотальным недоразвитием псических функций легкой степени...
Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".
Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....
консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ"
Цель: Познакомить педагогов с организацией психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ. Раскрыть задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения, алгоритм действий, дать...
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"
Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...