Программа коррекции и развития познавательной сферы
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(подготовительная группа 6-7 лет)
Цель: реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников 6 лет.
Задачи:
- учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи;
- учить ориентироваться в пространстве;
- формировать способность к наблюдательности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- формировать способность к творческому воображению;
- способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;
- формировать способность к распределению и устойчивости внимания;
- развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности.
- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность;
- воспитывать у детей умение отвечать распространёнными предложениями и выслушивать ответы товарищей.
Форма работы: Групповая.
Описание:Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволят развить и откорректировать их познавательную сферу. Для этих целей мною была систематизирована, дополнена и адаптирована к старшему дошкольному возрасту коррекционно-развивающая программа Л. И. Сорокиной, направленная на развитие познавательной сферы детей-шестилеток. Данный материал будет полезен логопедам ДОУ и другим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1 раз в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Пояснительная записка
II. Содержание программы
III. Обеспечение программы
3. 1. Список основной литературы
3. 1. Список дополнительной литературы
I. Пояснительная записка.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.
«Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие познавательной сферы. Основными компонентами познавательной сферы являются познавательные процессы и способности – динамические компоненты, а так же познавательные интересы и познавательная активность, которые выступают в качестве мотивационного компонента познавательной сферы ребёнка.
На каждом возрастном этапе у дошкольника развиваются определённые познавательные способности. Так у шестилетнего ребёнка должны быть развиты следующие познавательные способности:
- способность к наблюдательности;
- способность к зрительному и слуховому восприятию;
- способность к творческому воображению;
- способность к произвольному, самостоятельному порождению какой-либо идеи и воссозданию воображаемого плана её реализации;
- способность к произвольному и словесно-логическому запоминанию;
- способность к распределению и устойчивости внимания;
- способность к наглядно-схематическому мышлению и организации деятельности;
- способность классифицировать, обобщать, устанавливать логические связи;
- способность ориентироваться в пространстве.
Определить уровень развития этих процессов и способностей можно с помощью определённых методик.
Цель данной программы:
- реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников 6 лет.
Задачи программы:
- учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи
- учить ориентироваться в пространстве.
- формировать способность к наблюдательности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- формировать способность к творческому воображению;
- способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;
- формировать способность к распределению и устойчивости внимания;
- развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности.
- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность;
- воспитывать у детей умение отвечать распространёнными предложениями и выслушивать ответы товарищей.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие детей на занятиях, их заинтересованность.
В соответствии с этими требованиями были разработаны сюжетные игры-занятия, в содержании которых использовались различные развивающие игры и упражнения.
Принципы программы:
1. Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности).
2. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения).
3. Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников).
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Общее число занятий: 16, 1 раз в неделю.
Продолжительность каждого занятия: 30- 35 минут.
Занятия проводятся: в первой половине дня; групповые.
Количество детей в группе: 7.
II. Содержание программы.
Занятие № 1: «Игра – соревнование».
Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.
Оборудование и материал: жетоны, музыкальная композиция «Дует ветер», магнитофон, 10 карточек с изображением предметов, индивидуальные бланки, простой карандаш, плакат «Мальчик и 5 портретов».
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами проведём соревнование. Вам будут даваться различные задания. Кто выполняет эти задания правильно – получает жетон. У кого в конце соревнования будет больше всего жетонов – тот победитель. А чтобы выполнить все задания правильно необходимо быть очень внимательным. Вот сейчас мы и посмотрим, кто же у нас самый внимательный и кто будет принимать участие в соревновании.
2. Игра «Не зевай» (развитие произвольного внимания, умение ориентироваться в пространстве).
Дети идут по кругу под музыку. По сигналу ведущего («Не зевай!») они должны остановиться и повернуться на 180°, а затем продолжать движение.
С этим испытанием вы справились. Молодцы! А сейчас задание на внимание ещё труднее.
3. Игра «Животные» (развитие внимания).
Детям предлагается выбрать любое животное (зайца, волка, лису и т. д.). Ведущий вперемежку называет животных. Услышав название своего животного, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
И с этим испытанием справились все. Поздравляю, вы все будете принимать участие в соревновании.
4. Игра «Запомни картинки» (развитие зрительной, произвольной памяти).
Детям предлагается 10 карточек-картинок, на каждой из которых изображено по 1 предмету. Дети рассматривают эти карточки в течение 2 минут. Затем карточки убирают, а ребят просят те картинки, которые они запомнили шёпотом назвать ведущему. За каждый правильный ответ ребёнок получает жетончик. У кого больше всего жетонов – тот выиграл.
5. Игра «Найди предметы» (развитие зрительного восприятия, способность к распределению и устойчивости внимания).
Каждому ребёнку раздаются бланки с рисунками. Зачеркнуть рыбок, а яблоки обвести кружком. У кого всё правильно – получает 2 жетона, у кого есть ошибки – 1 жетон.
6. Игра «Помоги найти портрет» (развитие зрительного восприятия, умения сравнивать).
Детям предлагается внимательно посмотреть на мальчика и 5 портретов и ответить, какой портрет принадлежит этому мальчику. Жетон даётся тому кто первым найдёт портрет.
7. Итог.
Подсчитывается количество жетонов, определяется победитель.
Занятие № 2: «Помоги Незнайке».
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания (способности к распределению внимания, устойчивости внимания), ловкости и умения сравнивать.
Оборудование и материал: письмо от Незнайки, индивидуальные бланки, простой и цветные карандаши, мяч.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Ребята нам пришло письмо от Незнайки. Он просит нас помочь ему выполнить задания, которые дал ему воспитатель.
2. Игра «Найди предмет» (развитие зрительного восприятия, способности к распределению внимания).
Каждому ребёнку даётся индивидуальный бланк с рисунками. Среди 8 рисунков ребёнок должен найти такой же предмет, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинки детям даётся 30 секунд. После этого они должны поставить крестик возле правильной картинки.
3. Игра «Лабиринт» (развитие устойчивости внимания).
Каждому ребёнку даётся индивидуальный бланк с рисунками. Нужно помочь мальчику пройти в детский сад, а девочке в школу.
4. Физминутка (развитие внимания и ловкости).
Детям объясняется, что мяч можно ловить только тогда, когда, бросая его, говорят: «Лови!». Устраивается соревнование на самого внимательного.
5. Игра «Найди предмет не похожий на другие» (развитие внимания и умения сравнивать).
Каждому ребёнку даётся индивидуальный бланк с рисунками. Среди нескольких предметов надо найти не похожий на другие и раскрасить его (цвет по выбору ребёнка).
6. Итог.
Все бланки собираются и отправляются Незнайке.
Занятие № 3: «Школа».
Цель: развитие словесно-логической памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания).
Оборудование и материал: плакат к игре «Найди спрятавшихся зверей».
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Предлагаю вам сегодня отправиться в школу. Закройте глаза и представьте, что вы уже школьники, вам нужно ходить в школу и заниматься на уроках. Первый урок «Развитие речи».
2. Упражнение «Воспроизведение рассказа» (развитие словесно-логической памяти, слухового восприятия, речи).
Каждому ребёнку читается рассказ. Затем просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Если ребёнок не справился с рассказом, следует задавать ему вопросы.
После урока начинается перемена. А на переменах дети играют в разные игры. Поиграем и мы.
3. Игра «Соблюдай правила» (развивать произвольное внимание).
Вариант 1: играющие по очереди должны делать движения: 1-й – один раз хлопнуть в ладоши, 2-й – два раза хлопнуть в ладоши, 3-й – один раз хлопнуть в ладоши и т. д.
Вариант 2: дети делают следующие движения: 1-й – приседает и встаёт, 2-й – хлопает в ладоши, 3-й – приседает и встаёт и т. д.
Следующий урок «Пение».
4. Упражнение «Поём вместе» (развитие внимания).
Ведущий предлагает спеть какую-нибудь знакомую для всех детей песню и объясняет, что надо делать при этом: один хлопок – начинайте петь, два хлопка – продолжайте петь, но про себя, мысленно. Один хлопок – вновь продолжайте петь вслух.
И снова перемена.
5. Игра «Найди спрятавшихся зверей» (развивать зрительное восприятие и устойчивость внимание).
Надо посмотреть внимательно на картинку и найти спрятавшихся там зверей.
6. Итог.
Вот мы и побывали в школе. А теперь закрывайте глаза и возвращайтесь в детский сад. Интересно было в школе? А какое занятие было для вас самым трудным?
Занятие № 4: «Остров Внимания».
Цель: развитие словесно-логической и произвольной памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.
Оборудование и материал: письмо от профессора Вверх-Тормашкина, индивидуальные бланки, простой и цветные карандаши, альбомные листы, музыкальная композиция «Фантастическое путешествие на яхте», магнитафон.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Ребята нам опять пришло письмо, но в этот раз от профессора Вверх-Тормашкина. Вот, что он пишет:
«Здравствуй, мой маленький друг!
Меня зовут профессор Вверх-Тормашкин. Я занимаюсь изучением живой природы и очень хочу предпринять одну рискованную морскую экспедицию.
Дело в том, что совсем недавно я нашёл в одной старой книге мор¬скую карту, на которой обозначен остров Внимания. Мне кажется, что там должны обитать удивительные животные, которых просто необходимо найти и изучить. А если верить надписи на обороте карты, то там можно найти пиратский клад!
Всё это так интересно, что я немедленно начал собираться в экспеди¬цию, но вот беда: видишь ли, я ужасно рассеян и, если отправлюсь в путь без верного друга, точно заблужусь, так и не добравшись до острова.
Именно поэтому я решил написать тебе письмо и пригласить в захватывающее путешествие к острову Внимания.
Но хочу тебя честно предупредить, мой юный друг: это будет довольно опасное путешествие, полное неожиданностей и таинственных совпаде¬ний. Надеюсь, мои знания и твои наблюдательность, внимание и смекалка обязательно приведут нас к цели путешествия — острову Внимания, где во¬дятся удивительные животные и хранятся пиратские клады».
Поможем профессору? Тогда в путь!
1. Игра «Карта» (развивать умение сосредотачиваться, удерживать внимание на одном объекте необходимое количество времени).
Профессор Вверх-Тормашкин прислал нам карту острова. Крестиками на ней отмечены безопасные места: озёра, полянки, тропинки. А ноликами – опасные: болота, хищники, острые скалы. Помогите ему соединить все крестики в маршрут так, чтобы обойти нолики (карта на каждого ребёнка).
2. Игра «Собери вещи» (развитие распределения и устойчивости внимания).
Профессор Вверх-Тормашкин всегда возит с собой очень много разных лекарств и снадобий в маленьких баночках – а сейчас они всюду разбросаны! Обведите все баночки кружочками, чтобы ему было легче их найти (для каждого ребёнка индивидуальный лист).
3. Игра «Найди билет» (развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания).
Всё, сборы закончены, и мы отправляемся прямо на корабль. Но, профессор из-за своей рассеянности спутал новые билеты со старыми. Разыщите среди билетов два одинаковых и раскрасьте их в жёлтый цвет (для каждого ребёнка индивидуальный лист).
4. Упражнение «Повторяем и рисуем» (развитие словесно-логической и произвольной памяти; слухового восприятия).
Вот мы на корабле, но чтобы отправиться в плавание капитан предложил нам выполнить следующее задание: повторить стихотворение и нарисовать то, о чём говорится в нём.
«Море синее сверкает,
Чайка по небу кружит.
Солнце тучки разгоняет,
И кораблик вдаль бежит».
5. Итог.
Мы выдержали все испытания и можем отправляться в путь!
Игра «Не зевай!» (см. занятие № 1; используется муз. композиция «Фантастическое путешествие на яхте»); (развитие произвольного внимания, умение ориентироваться в пространстве).
Занятие № 5: «Остров Внимания».
Цель: развитие произвольной памяти, зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.
Оборудование и материал: индивидуальные бланки, простой карандаш, плакат к игре «Посмотри и запомни», сундук с сокровищами (игрушки из «Киндер-сюрпризов»), музыкальная композиция «Фантастическое путешествие на яхте», магнитофон.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим путешествие с профессор Вверх-Тормашкиным. Закрываем глаза и представляем, что мы с вами на яхте. Нам уже виден остров. Мы добрались до места назначения.
2. Игра «Найди и сосчитай» (развитие зрительного восприятия, распределения и устойчивости внимания).
На острове Внимания живут очень стеснительные попугаи. Вот и сейчас они все спрятались на дереве. Помогите профессору найти и считать всех попугаев (для каждого ребёнка индивидуальный лист).
В плане нашего путешествия есть ещё пиратский сундук с сокровищами. Чтобы до них добраться надо пройти ряд испытаний. Вот первое испытание.
3. Игра «Повтори рисунок» (развитие произвольной памяти, зрительного восприятия).
Детям раздаются индивидуальные листы. Рассмотреть рисунок и запомнить, как на нём расположены предметы. Перевернуть лист и нарисовать все фигуры в той же последовательности.
Молодцы! Вот ещё одно испытание.
4. Игра «Посмотри и запомни» (развитие произвольной памяти, зрительного восприятия).
Детям показывается картинка. Рассмотрите и запомните картинку (время запоминания 10 секунд). Картинка убирается, детям раздаются индивидуальные карточки, необходимо обвести в круг те предметы, которые были на картинке.
Молодцы! И с этим испытанием вы справились! А вот и сундук с сокровищами (ведущий показывает сундук, открывает его вместе с детьми, достаёт сокровища (игрушки «Киндер-сюрпризов» на каждого ребёнка).
5. Итог.
Вот наше путешествие и закончилось! Пора отправляться домой!
Игра «Не зевай!» (см. занятие № 1; используется муз. композиция «Фантастическое путешествие на яхте»); (развитие произвольного внимания, умение ориентироваться в пространстве).
Занятие № 6: «Игра-соревнование».
Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания).
Оборудование и материал: жетоны, сюжетные картинки к игре «Разведчики», геометрические фигуры, таблички с изображением предметов из геометрических фигур, индивидуальные бланки, простой карандаш.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами проведём соревнование. Вам будут даваться различные задания. Кто выполняет эти задания правильно – получает жетон. У кого в конце соревнования будет больше всего жетонов – тот победитель. А чтобы выполнить все задания правильно необходимо быть очень внимательным. Вот сейчас мы и посмотрим, кто же у нас самый внимательный и кто будет принимать участие в соревновании.
2. Игра «Запрещённое движение» (развитие произвольного внимания, слухового восприятия).
Дети повторяют все движения ведущего, кроме одного: когда последует команда «Руки вверх» - их следует опустить вниз.
С этим испытанием вы справились. Молодцы! Поздравляю, вы все будете принимать участие в соревновании.
3. Игра «Разведчики» (развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности).
Детям предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем ведущий переворачивает картинку и задаёт по ней несколько вопросов. Постепенно демонстрируется всё более сложные картинки. За каждый правильный ответ ребёнок получает жетон.
4. Игра «Составь фигуру» (развитие зрительного восприятия, произвольную зрительную память).
Детям раздаются геометрические фигурки (на каждого ребёнка). Показывается табличка с изображением. Необходимо составить такую же фигуру. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон.
5. Игра «Найди предметы» (развитие зрительного восприятия, способность к распределению и устойчивости внимания).
Каждому ребёнку раздаются бланки с рисунками. Зачеркнуть шары, а кубики обвести кружком. У кого всё правильно – получает 2 жетона, у кого есть ошибки – 1 жетон.
6. Итог.
Подсчитывается количество жетонов, определяется победитель.
Занятие № 7: «Поиграй с Буратино».
Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольность и устойчивость внимания).
Оборудование и материал: игрушка «Буратино», картинки к игре «Найди отличия», 10 карточек-картинок к игре «Запомни картинки».
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
К нам гости пришёл Буратино. Он хочет снами поиграть в разные игры. Вот первая игра.
2. Игра «Найди отличия» (развитие зрительного внимания).
Детям показываются 2 картинки. Предлагается найти 7 отличий (3 – 4 картинки).
3. Игра «Просьба» (развитие слухового восприятия, устойчивости внимания).
Ведущий показывает любые упражнения, но дети должны выполнять только те, перед показом которых звучит слово «Просьба». Игра проводится на выбывание.
4. Игра «Запомни картинки» (развитие зрительной, произвольной памяти).
Детям предлагается 10 карточек-картинок, на каждой из которых изображено по 1 предмету. Дети рассматривают эти карточки в течение 2 минут. Затем карточки убирают, а ребят просят назвать те картинки, которые они запомнили.
Затем задание усложняется. Детям предлагается внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке расположены карточки. Затем картинки перемешиваются, дети должны разложить их в таком же порядке как они лежали.
5. Итог.
Буратино прощается с детьми и предлагает поиграть на прощание в игру «Запрещённое движение» (см. Занятие № 6); (развитие произвольного внимания, слухового восприятия).
Занятие № 8: «Игра-соревнование».
Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания).
Оборудование и материал: жетоны, картинки к игре «Найди отличия», плакаты и разрезные картинки к игре «Составь картинку».
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами проведём соревнование. Вам будут даваться различные задания. Кто выполняет эти задания правильно – получает жетон. У кого в конце соревнования будет больше всего жетонов – тот победитель. А чтобы выполнить все задания правильно необходимо быть очень внимательным. Вот сейчас мы и посмотрим, кто же у нас самый внимательный и кто будет принимать участие в соревновании.
2. Игра «Просьба» (развитие слухового восприятия, устойчивости внимания).
Ведущий показывает любые упражнения, но дети должны выполнять только те, перед показом которых звучит слово «Просьба».
С этим испытанием вы справились. Молодцы! Поздравляю, вы все будете принимать участие в соревновании.
3. Игра «Найди отличия» (развитие зрительного внимания).
Детям показываются 2 картинки. Предлагается найти отличия (3 – 4 картинки). За каждый правильный ответ ребёнок получает жетон.
4. Игра «Составь картинку» (развивать зрительное восприятие, устойчивость внимания, произвольную память).
Раздать детям картинки, разрезанные на 6 – 7 частей. Показывается картинка-эталон, которую дети должны запомнить, затем она убирается. Каждый ребёнок должен собрать такую же из разрезанных частей. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон (6 катринок).
5. Итог.
Подсчитывается количество жетонов, определяется победитель.
Занятие № 9: «Лесная школа».
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, координации слухового и двигательного анализаторов, умения рассуждать, сравнивать, соотносить форму с образцом, делать элементарные умозаключения; укрепление мышц кистей, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу, представлению, словесной инструкции.
Оборудование и материал: игрушка Лиса, блоки Дьениша. Демонстрационный материал для упражнения «Поставь фигуры», раздаточный материал для упражнений «Найди заплатку», «Шарфики», цветные карандаши, призы-наклейки.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Ребята отгадайте, кто к нам сейчас придёт в гости.
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в норе под кустом.
(лиса)
Появляется Лиса и предлагает детям поиграть в лесную школу.
2. Упражнение «Поставь фигуры» (Развивать зрительное восприятие и внимание, учить соотносить форму с об¬разцом)
Первое занятие в лесной школе – конструирование.
Психолог по очереди вывешивает карточ¬ки с нарисованными фигурами. Дети выкла-дывают блоки Дьенеша по образцу.
3. Упражнение «Четыре стихии» (Развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов)
А теперь физкультура.
Дети стоят по кругу и выполняют движе¬ния в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, «вода» - руки вперёд, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Темп упражнения постепенно ускоряется.
4. Упражнение «Найди заплатку» (Развивать зрительное восприятие и внимание)
А теперь рукоделие.
Дети смотрят на нарисованные коврики и подбирают заплатки, которые позволят вос¬становить узор (проводят карандашом линию, соединяющую коврик с нужной заплаткой).
5. Пальчиковая гимнастика «Царапка» (Укреплять мышцы кистей, разви¬вать координацию движений пальцев рук, формировать способность управлять движе¬нием рук по показу, представлению, словес¬ной инструкции)
В лесной школе переменка.
Психолог даёт детям инструкцию: «Сей¬час мы с вами превратимся в кошечек. На счёт «раз» надо поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рас-серженная кошечка: «Ш-ш-ш!». На счёт «два» - быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная кошечка: «Мяу!». Повторить несколько раз.
6. Упражнение «Шарфики» (Учить рассуждать, сравнивать, де¬лать элементарные умозаключения)
А теперь урок рисования.
Психолог раздаёт детям рисунки шарфи¬ков, по два цветных карандаша и формули-рует задачу: «У Лисы два шарфика – красный и жёлтый. Длинный шарфик – не жёлто¬го цвета, а короткий – не красного. Рас¬красьте шарфики правильно».
7. Итог.
Лиса хвалит всех детей и за правильно выполненные задания даёт всем небольшие призы (наклейки). Обещает ещё прийти к детям на следующее занятие.
Занятие № 10: «Лесная школа».
Цель: развитие умения находить нужную фигуру по вербальной инструкции, классифицировать предметы по заданным признакам, работать вместе по визуальному образцу; развитие внимания и наглядно-образного мышления, аудиального восприятия, координации движений, слуховой и моторной памяти.
Оборудование и материал: игрушка Лиса, блоки Дьениша, раздаточный материал для упражнения «Классификация», демонстрационный материал для игры «Разноцветные цепочки», «Небылицы», цветные карандаши, разноцветные флажки.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
К детям приходит снова Лиса рассказывает какие занятия проходят в лесной школе.
2. Упражнение «Поручения» (Учить находить нужную фигуру по вербальной инструкции, развивать аудиальное восприятие)
Сначала лиса проверяет какие дети внимательные.
Психолог (от имени Лисы) даёт детям поручение: найти среди логических блоков все некрасные, не¬синие, некруглые, нетреугольные, неквад¬ратные, нетолстые, небольшие фигуры.
3. Упражнение «Музыканты» (Развивать координацию движений, слуховую и моторную память)
А сейчас в лесной школе музыкальное занятие.
Дети вместе с психологом произносят стихотворные строчки и выполняют движе¬ния в соответствии с текстом.
Я на скрипочке играю,
Тили-тили, тили-тили.
(Левая рука – к плечу. Кистью правой ру¬ки имитируют движения смычка)
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили, тили-тили.
(Стучат подушечками пальцев по столу)
А теперь на барабане:
Бум-бум, бум-бум,
Трам-трам, трам-трам.
(Энергично ударяют ладонями по столу)
В страхе зайки
Разбежались по кустам.
(Выполняют движения пальцами по сто¬лу, имитируя убегающих зайцев)
Наступила переменка.
После выполнения упражнения повторя¬ются пальчиковая гимнастика «Царапка», (см. Задание № 9).
4. Упражнение «Небылицы» (Развивать произвольное внимание и наглядно-образное мышление)
Психолог показывает детям картинки-пута¬ницы и говорит: «Маленький Лисёнок узнал, что Лиса отправляется к нам в гости и нарисовал нам картинку. Но он ещё не ходит в лесную школу, поэтому допустил много ошибок. Найдите, пожалуйста, все ошибки». Дети рассматривают картинку и по очереди называют ошибки.
5. Упражнение «Классификация» (Учить классифицировать предметы по заданным признакам)
А сейчас в лесной школе рисование.
Психолог раздаёт карточки и просит рас¬красить изображения игрушек красным ка-рандашом, предметов одежды – жёлтым ка¬рандашом, предметов посуды – синим.
6. Итог. Игра «Разноцветные цепочки» (Развивать произвольное внимание, учить работать вместе по визуальному об¬разцу)
Лиса хвалит детей за правильно выполненные задания и перед тем как уйти играет с ними в игру.
В игре участвуют пять человек. Каждый ребёнок получает красный, синий или жёл-тый флажок и встаёт лицом к психологу. За¬тем дети должны построиться так, как нари-совано на карточке, которую показывает психолог. Остальные участники игры – су¬дьи – проверяют правильность выполнения задания.
Занятие № 11: «Игра – соревнование».
Цель: развитие умения схематически изображать предметы с помощью палочек, формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основной признак предмета, развитие произвольного внимания и аудиального восприятия, кратковременной и долговременной слуховой памяти, совершенствование графомоторных навыков.
Оборудование и материал: раздаточный материал для упражнений «Нарисуй картинку палочками», «Скопировать точки», «Дорожки», счётные палочки, инструменты шумового оркестра.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами проведём соревнование. Вам будут даваться различные задания. Кто выполняет эти задания правильно – получает жетон. У кого в конце соревнования будет больше всего жетонов – тот победитель. Вот вам первое задание.
2. Упражнение «Нарисуй картинку па¬лочками» (Учить схематически изображать предметы с помощью палочек. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основ¬ной признак предмета)
Педагог одну за другой раздаёт карточки со схематическим изображением предметов (от простого к сложному). Дети выкладыва¬ют формы с помощью счётных палочек.
За каждую правильную фигуру – жетон.
3. Упражнение «Скопировать точки» (Развивать произвольное внимание)
Психолог раздаёт пустые таблицы и таб¬лицы с точками – образцы. Дети должны за-полнить пустые таблицы точками в соответ¬ствии с образцами.
За правильно выполненное задание – жетон.
4. Упражнение «Запомни слова» (Развивать кратковременную и долговременную слуховую память)
Психолог зачитывает детям слова (мяч, рука, луна, море, кот, арбуз, бык, вода) и про-сит повторить те, которые они запомнили.
За каждое правильное слово – жетон.
5. Упражнение «Дорожки» (Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать графомоторные навыки)
Психолог раздаёт карточки с изображе¬нием дорожек.
Дети должны провести карандашом ли¬нию внутри каждой дорожки, не заходя за её границы.
За каждое правильное задание – жетон.
6. Игра «Запомни свой номер» (Развивать слуховую память, внима¬ние и аудиальное восприятие)
Психолог раздаёт детям инструменты шу¬мового оркестра. Каждому участнику игры присваивается номер, который он должен запомнить. Затем психолог называет номер, и ребёнок, чей номер назван, стучит (взма¬хивает) один раз своим музыкальным инст¬рументом.
Сначала игра проводится в медленном темпе, постепенно темп ускоряется.
В конце игры дети вспоминают сло¬ва, которые им зачитывал психолог при проведении упражнения «Запомни слова».
За каждое правильное слово – жетон.
7. Итог.
Подсчитывается количество жетонов, определяется победитель, вручаются призы.
Занятие № 12: «Мы – разведчики».
Цель: развитие умения читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями, в единый образ фигуры, которую нужно найти; развитие логического мышления, координации движений, памяти (аудиальной, кратковременной и долговременной слуховой) зрительного восприятия, внимания, связной речи.
Оборудование и материал: блоки Дьенеша; раздаточный материал для упражнений «Найди фигуру», «Что лишнее?», «Домик»; картинки к игре «Снеговики»; простой карандаш.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами поиграем в игру «Разведчики». Кто такие разведчики, как вы думаете? (ответы детей)
Разведчиком может быть не каждый. Вот сейчас мы и узнаем, кто из нас может стать разведчиком.
2. Упражнение «Найди фигуру» (учить читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями, в единый образ фигуры, которую нужно найти).
Любой разведчик умеет читать зашифрованное задание. Мы с вами сейчас поупражняемся в этом умении.
Перед началом работы психолог вместе с детьми повторяет условные обозначения признаков блоков Дьенеша (цветовые пятна – цвет блока, домики разной величины – размер, изображения человечков - толщина).
Вам нужно каждому прочитать своё зашифрованное письмо и найти тот предмет, который указан в вашей шифровке. (Каждому ребёнку выдаётся карточка с условными обозначениями. Дети находят нужные фигуры в коробке с блоками Дьениша и все вместе проверяют правильность выбора).
3. Игра «Что лишнее?» (развивать логическое мышление методом исключения лишней картинки).
Каждый разведчик должен быть внимательным для того чтобы замечать то, что ему необходимо. Мы сейчас проверим кто из вас внимательный. Я вам дам сейчас карточки с картинками. Вы должны сами внимательно рассмотреть свою карточку и вычеркнуть ту картинку, которая лишняя (после окончания работы все вместе проверяют правильность выбора).
4. Игра «Два хлопка» (развивать координацию движений и аудиальную память).
Все разведчики должны заниматься спортом, чтобы быть сильными. Давайте и мы с вами сделаем небольшую зарядку. Дети вместе с психологом образуют круг на ковре и выполняют движения, произнося стихотворные строчки.
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
5. Упражнение «Снеговики» (развивать зрительное восприятие, внимание, связную речь).
А теперь вам как настоящим разведчикам будет специальное задание. Психолог вывешивает картинку с изображением двух снеговиков. Дети рассматривают их, сравнивают и поочерёдно говорят, чем они друг от друга отличаются.
6. Игра «Запомни слова» (развивать кратковременную и долговременную слуховую память и мышление).
У любого разведчика должна быть хорошая память, так как он должен много запоминать разной информации. Давайте проверим, как вы умеете запоминать, и поиграем в игру «Запомни слова».
Психолог зачитывает слова, затем просит повторить их (нос, ухо, лоб, автобус, рот, глаза, поезд, щека). Дети по очереди говорят по одному слову. Затем они должны назвать группы, на которые можно разделить эти понятия.
7. Упражнение «Домик» (развивать восприятие, учить мысленному соединению частей предмета в единое целое).
А вот вам ещё одно задание.
Психолог даёт каждому ребёнку карточку. Дети обводят карандашом те фигуры, из которых состоит домик.
8. Итог.
В конце занятия психолог предлагает детям вспомнить слова, которые он им зачитывал.
Занятие № 13: «Игры с Зайчиком».
Цель: развитие произвольного внимания, логической и слухоречевой памяти, мелкой моторики руки, сенсомоторной координации; формирование умения классифицировать понятия, развитие словесно-логического мышления и связной речи; формирование у детей умения договариваться, помогать друг другу во время игры.
Оборудование и материал: мягкая игрушка зайца, инвентарь для игры «Бамбалео».
Содержание занятия.
1. Организационный момент – игра «Хлопни в ладоши» (развивать произвольное внимание и слухоречевую память)
К нам сегодня придёт на занятие гость. А пока мы его ждём давайте с вами поиграем в игру «Хлопни в ладоши».
Психолог читает слова и просит детей хлопнуть в ладоши, если они услышат назва-ние дикого животного (арбуз, лев, ботинок, кошка, вода, гром, тигр, собака, дерево, заяц, осень, обезьяна, журнал, енот, зуб, корова, ирис, клубок, луна, слон, мимоза, мука, лошадь, нога, ножницы, белка, папка, рот, свинья, жираф).
Затем предлагает перечислить названия этих животных.
Вот мы с вами поиграли в игру. Как вы думаете, кто из диких животных сегодня придёт к вам в гости? В этом вам поможет загадка. Отгадайте, кто это.
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
(заяц)
Психолог показывает мягкую игрушку зайца.
2. Игра «Пары слов» (развивать логическую и слуховую память)
Зайчик хочет с вами поиграть.
Психолог читает пары слов, между кото¬рыми существуют смысловые связи. Затем читает первое слово каждой пары, а дети по очереди вспоминают второе слово (яма-ло¬пата, кисточка - краски, груша - ваза, сын -коньки, берёза - гриб, конфета - друг).
3. Пальчиковая игра «Зайчик-кольцо» (развивать внимание, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию)
Ребята наш зайка знает ещё одну интересную игру.
Дети вместе с психологом образуют круг и выполняют движения, произнося стихо-творные строчки.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашёл колечко.
(Руки сжимают в кулаки, указательный и средний пальцы разводят в стороны.)
А колечко не простое –
Блестит, словно золотое.
(Большой и указатель¬ный пальцы соединяют в кольцо, остальные пальцы разводят в стороны.)
После проведения игры повторяется упражнение «Два хлопка».
4. Игра «Лишнее слово» (учить классифи¬цировать понятия, развивать словесно-логическое мышление и связ¬ную речь)
А сейчас зайка хочет вас попросить помочь ему решить сложную задачку, которую ему задала его учительница в лесной школе.
Психолог просит выбрать из трёх слов лиш¬нее (с учётом выделенного признака) и объяс¬нить свой выбор. Дети отвечают по очереди.
Цвет: огурец, морковь, трава.
Форма: арбуз, мяч, диван.
Величина: дом, карандаш, ложка.
Материал: альбом, тетрадь, ручка.
Вкус: торт, селёдка, мороженое.
Вес: мясорубка, перышко, гантель.
5. Игра «Бамбалео» (учить детей договариваться, помо¬гать друг другу во время игры, развивать мышление)
Наш зайка знает ещё одну очень интересную игру.
На неустойчивую тарелку дети по очереди ставят сначала лёгкие, потом тяжёлые фигу¬ры так, чтобы тарелка не перевернулась.
8. Итог.
Вот и подошло к концу наше занятие давайте поблагодарим зайчика за то, что он научил нас играть в разные интересные игры.
Занятие № 14: «В гостях у Зайца».
Цель: развитие комбинаторного и словесно-логического мышления, зрительного восприятия и произвольного внимания, сенсомоторной координации движений, аудиальной и моторной памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование и материал: игрушечный заяц, блоки Дьениша, раздаточный материал для упражнения «Домики», «Скопировать по точкам», простые карандаши, игра «Мини-лабиринт».
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Кто у нас был в гостях на прошлом занятии?
Сегодня зайчик пригласил нас к себе в гости. Чтобы попасть к нему в домик нужно решить не простую задачку. Вы готовы?
2. Упражнение «Домики» (Развивать комбинаторное мышле¬ние, зрительное восприятие и внимание)
Каждому ребёнку психолог даёт изобра¬жение домика. Дети должны мысленно со-единить два признака блоков Дьенеша и вы¬ложить нужные блоки на свободные «квар-тиры». После выполнения задания дети ме¬няются домиками.
3. Упражнение «Старая утка». (Развивать координацию движений, аудиальную и моторную память)
Вот мы и в гостях у зайчика. И он хочет нас научить играть в новую игру.
Психолог и дети читают стихотворение и выполняют движения, соответствующие тексту.
Старая утка пошла на базар,
Первому сыну купила корзину,
Второму сынишке купила штанишки,
Третий птенец получил леденец,
Четвёртому ребёнку купила гребёнку.
После выполнения упражнения повторя¬ются упражнение «Два хлопка» и пальчиковая игра «Зайчик-кольцо» (см. Занятие № 13).
4. Упражнение «Часть – целое» (Развивать словесно-логическое мышление)
А вот ещё одна интересная игра, в которую с вами поиграет зайчик.
Психолог (от лица зайца), обращаясь к каждому ребёнку, называет предмет, который является частью чего-либо (дверца, циферблат, плавник, ветка, стебелёк, голова, рукав, ступенька, ножка, ручка). Дети называют целое.
5. Упражнение «Скопировать по точ¬кам» (Развивать мелкую моторику рук, произвольное внимание)
Дети пришло время возвращаться обратно. Давайте поблагодарим зайчика за то, что он с нами играл и нарисуем и подарим ему рисунки.
Психолог даёт лист с заданием каждому ребёнку. Дети копи¬руют рисунки по точкам. Психолог проверя¬ет правильность выполнения упражнения.
6. Итог. Упражнение «Мини-лабиринт» (Развивать сенсомоторную координацию)
Дети дарят свои рисунки зайцу.
Чтобы выйти из домика зайца необходимо пройти через лабиринт.
Каждый ребёнок берёт обеими руками мини-лабиринт и перемещает шарик внутри лабиринта так, чтобы он не выпал.
Занятие № 15: «Поможем Волку».
Цель: развитие аудиального восприятия, произвольного внимания, творческого воображения, логического и творческого мышления, координации движений, аудиальной и моторной памяти, зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики; формирование умения понимать инструкцию, удерживать её в памяти и искать фигуры (блоки) в соответствии с ней.
Оборудование и материал: письмо от Волка, блоки Дьениша, раздаточный материал для упражнений «Логические пары», «Недорисованная кар¬тинка», «Пройди лабиринт», простой и цветные карандаши, инструменты шумового аркестра.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Дети нам в детский сад пришло письмо, а вот кто его нам написал, вы сейчас отгадаете.
Снова он бежит по следу,
Ищет что-нибудь к обеду.
В поросятах знает толк
Серый и зубастый …
(волк)
Волк пишет в своём письме, что он учится в лесной школе, но Тётушка-Сова задаёт своим ученикам такие трудные задания. Давайте поможем Волку выполнить их, чтобы он смог получить хорошую отметку.
2. Упражнение «Покажи фигуру» (Развивать аудиальное восприятие, внимание, учить понимать инструкцию, удерживать её в памяти и искать фигуры (блоки) в соответствии с ней)
Перед каждым ребёнком – коробка с бло¬ками Дьенеша. Психолог просит найти крас-ный большой тонкий треугольник; жёлтый маленький толстый круг и т. д.
Дети находят блоки и показывают их.
2. Упражнение «Логические пары» (Развивать логическое мышление)
Психолог раздаёт листы с заданием каждому ребёнку. Дети со¬единяют линиями предметы, которые логи¬чески связаны между собой. Затем каждый ребёнок объясняет свой выбор.
3. Упражнение «Недорисованная кар¬тинка» (Развивать творческое мышление и воображение).
Психолог даёт каждому ребёнку рисунок с элементом картинки.
Дети, используя цветные карандаши, до¬рисовывают этот элемент до целого изобра-жения. Затем придумывают название свое¬му рисунку.
4. Физминутка «Домик» (Развивать координацию движений, аудиальную и моторную память)
А сейчас давайте с вами немного отдохнём и проведём физминутку как в настоящей школе.
Дети вместе с психологом выполняют дви¬жения, произнося стихотворные строчки.
Под грибом – шалашик-домик,
(Соединяют пальцы шалашиком)
Там живёт весёлый гномик.
Мы тихонько постучим,
(Стучат кулаком одной руки о ладонь другой)
В колокольчик позвоним.
(Имитируют движение)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
(Зовут, имитируя движением)
В домике дощатый пол,
(Опускают ладони вниз, прижимают од¬ну к другой рёбрами)
А на нём – дубовый стол.
(Левую руку сжимают в кулак, сверху на кулак кладут ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой.
(Направляют левую ладонь вертикально вверх, к её нижней части приставляют ку-лак правой руки)
На столе – тарелка с вилкой.
(Руки лежат на столе: левая – ладонью вверх; указательный и средний пальцы пра¬вой руки вытянуты, остальные пальцы сжаты в кулак)
И блины горой лежат –
Угощенье для ребят.
После выполнения упражнения повторя¬ются упражнения «Старая утка» и «Два хлопка», (см. Занятия № 13; 14).
5. Упражнение «Да или нет?» (Развивать произвольное внимание и слуховое восприятие)
Психолог читает предложения. Если дети согласны с этими утверждениями, они хло-пают в ладоши (да), если не согласны – их руки лежат на столе (нет).
- Мясорубкой измельчают мясо.
- Топором рубят дерево.
- Зимой холодно.
- Газета может быть из пластмассы.
- Осёл умеет говорить.
- Из камня течёт вода.
- Крыша бывает из соломы.
- Помидор синий.
- Колесо квадратное.
- Колбаса сделана из мяса.
6. Упражнение «Пройди лабиринт» (Развивать зрительно-пространственную ориентацию, внимание, мелкую мо¬торику рук)
Психолог раздаёт листы с заданием каждому ребёнку. Дети рассматривают лабиринт, ищут дорогу, которая приведёт путешественников к лесу. Затем отмечают путь простым карандашом.
7. Игра «Запомни своё животное» (Развивать слуховую память, внимание и аудиальное восприятие)
Детям раздают инструменты шумового оркестра. Каждый ребёнок называет какое-либо животное. Затем психолог называет животных. Тот ребёнок, чьё животное назва¬но, один раз взмахивает своим инструмен¬том. Темп игры постепенно увеличивается.
8. Итог.
Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами помогли волку выполнить все задания. Теперь он будет знать как правильно отвечать на вопросы Тётушки-Совы.
Занятие № 16: «Поможем Буратино».
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентации, наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, координации движений, аудиальной и моторной памяти; формирование умение концентрировать и распределять внимание, анализировать, синтезировать и комбинировать, понимать схематическое изображение позы человека.
Оборудование и материал: игрушка Буратино, кубики Никитина «Сложи узор», демонстрационный материал для упражнений «Составь рисунок», «Небылицы», «Замри», раздаточный материал для упражнения «Машины», цветные карандаши.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
В гости приходит Буратино и просит детей помочь ему выполнить домашнее задание, которое задала Мальвина.
2. Упражнение «Составь рисунок» (Развивать зрительно-пространственную ориентацию, произвольное внима¬ние, учить анализировать, синтезировать и комбинировать)
Мальвина попросила Буратино сложить из кубиков такой узор как на картинке, а он не может. Научим его?
Психолог даёт каждому ребёнку по 4 ку¬бика из набора «Сложи узор». Затем выве-шивает по очереди образцы трёх картинок, которые детям предстоит сложить.
3. Упражнение «Небылицы» (Развивать наглядно-образное мышление и произвольное внимание)
Буратино нарисовал рисунок, но Мальвина сказала, что он неправильный. Почему?
Психолог вывешивает картинку. Дети её рассматривают и по очереди называют все несоответствия.
4. Упражнение «У оленя» (Развивать координацию дви¬жений, аудиальную и моторную память)
Дети, но Буратино кое-чему всё же научился. И он сейчас нас научит играть в одну игру.
Дети вместе с психологом встают на ковёр и выполняют движения, произ¬нося стихотворные строчки.
У оленя
(Руками изображают рога)
Дом
(Руками изображают крышу над го¬ловой)
Большой.
(Раздвигают руки в стороны, пока¬зывая, насколько большой дом)
Он глядит в своё окно –
(Сгибают одну руку на уровне груди горизонтально. На неё ставят локоть другой руки, подпирают голову ладонью)
Зайка по лесу бежит,
(Бегут на месте)
В дверь к нему стучит:
- Тук-тук, дверь открой!
(Имитируют стук в дверь)
Там, в лесу,
(Кулаком с отогнутым большим пальцем машут через плечо, указывая назад)
Охотник злой!
(Имитируют прицеливание из ружья)
- Поскорее забегай,
(Имитируют открывание двери)
Лапку мне давай!
(Протягивают руку для рукопожатия)
А мы тоже знаем много разных игр. Давайте научим Буратино в них играть.
После выполнения упражнения повторя¬ются упражнения «Старая утка», «Два хлоп-ка», «Домик», (см. Занятия № 13; 14, 15).
5. Упражнение «Машины» (Развивать логическое мышление)
А вот ещё одна задачка, которую задала умная Мальвина.
Психолог раздаёт каждому ребёнку картинка: «У Буратино две машинки: красная и синяя. Грузовая – не красного цвета. Какого цвета легковая машинка? Раскрась машинки правильно».
6. Итог. Упражнение «Замри» (Учить понимать схематическое изо¬бражение позы человека)
Вы помогли Буратино выполнить все задания Мальвины. И за это он с вами поиграет ещё в одну игру.
Психолог объясняет детям правила: «Все должны бегать по комнате, а по команде ве-дущего «Раз, два, три, замри!» остановиться и принять позу, изображённую на карточке (показывает одну из карточек со схемати¬ческим изображением человека). Те, кто при¬нял неправильную позу, выбывают из игры».
В конце игры остаются один-два ребёнка, которые считаются победителями.
Буратино прощается с детьми и уходит.
III. Обеспечение программы
3. 1. Список основной литературы
1. Говорова Р., Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. 1988. № 1. с. 23 – 31.
2. Говорова Р., Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. 1988. № 4. с. 29 – 33.
3. Писаренко П. В. Скоро в школу. Внимание. – Донецк: ВЕКО, 2006.
4. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001.
5. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2008.
3. 2. Список дополнительной литературы
1. Башкирова Н. Тесты и упражнения для подготовки детей к школе. – СПб.: Питер, 2010.
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.
3. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Программа развития и обучения дошкольника: Тесты для детей 5 – 6 лет. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007.
5. Кряжева Н. Л. Готов ли ребёнок к школе? – Ярославль: Академия развития, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "
Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ "ЗНАЙКА" для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка. Для ребенка нежелательно как слишком раннее, так и запоздалое психическое развитие. Нормальное развитие должно пройти в...
Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...
Рабочая программа по коррекции и развитию познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием телесно - ориентированной терапии
Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление ...
Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволя...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (подготовительная группа 6-7 лет)
Умственное развитие — важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психи...
Занятие по коррекции и развитию познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на Луну"
В представленном материале подобраны игры и упражнения на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста...