Методические рекомендации проведения пальчиковых игр
методическая разработка по коррекционной педагогике
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_provedeniya_palchikovyh_igr.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
проведения пальчиковых игр
Подготовила: учитель-логопед первой квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 30 «Лукоморье» муниципального образования город-курорт Геленджик Кадырова Татьяна Сергеевна
В жизни человека существует не долгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука-это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель.
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки»-не что иное, как массаж в игре. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «сорока-белобока кашу варила, деток кормила» стимулирует работу желудочно-кишечного тракта у малыша. На центре ладони-проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги-по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше-внимание! Все не так просто. Описывая работу «сороки-белобоки» на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием «этому дала, этому дала» каждого «детку», то есть каждый пальчик надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный-для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки им среднего пальца стимулирует работу печени; указательного-желудка. Большой палец (которому «не дала», потому что дрова не рубил, кашу не варил-тебе ничего нет») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит итак называемый «легочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира-предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры»-это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать руками» целую историю.
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3-х до 5-ти раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав 2 или 3 упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Сказка «Пальчики»
Жили-были на одной поляне пять братьев-пальчиков. Были они розовыми и пухленькими, очень похожими друг на друга. Большой пальчик был самым умным и серьезным, все его слушались и относились к нему с уважением. Указательный пальчик был сорванцом. Он все время что-то ковырял, лез, куда не следовало, и поэтому каждый раз попадал в неприятные истории. Средний пальчик был самым высоким и смотрел на всех свысока. Безымянный пальчик был ворчуном и очень обидчивым, наверное, потому, что ему так и не дали имени. А самым маленьким был мизинчик. Все его любили и, когда он проходил мимо, говорили: «Какой красивый маленький пальчик», а мизинчик только вздыхал и мечтал поскорее подрасти.
(при рассказывании сказки взрослый показывает ребенку пальчик, о котором идет речь. Так же можно раскрасить пальчики на руке себе и малышу. Каждый пальчик определенным цветом. Затем спросить: «Где большой пальчик?», и одновременно с ребенком приподнимать или показывать нужный пальчик. Если он приподнял нужный пальчик, то цвет, которым окрашен палец, совпадет с цветом взрослого. Ребенок учится на примере)
Используемая литература:
- М.С.Рузина. С.Ю.Афонькин «Страна пальчиковых игр». Санкт-Петербург 1997 г.
- Е.Косина «Гимнастика для пальчиков». Москва 2009 г.
- О.В.Узорова. Е.А.Нефедова «Игры с пальчиками». Москва 2003 г.
- О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», «Стихи на развитие речи». Санкт-Петербург 2007 г.
- О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-Петербург 2009 г.
- Е.Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры». Москва 2008 г.
- С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» Ярославль 1997 г.
- Ю.Соколова «Речь и моторика» Москва 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Пальчиковые игры"
Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления,...
методическое пособие "Пальчиковые игры " 2мл.группа
Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. ...
методическое пособие "Пальчиковые игры" средняя группа
Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. ...
Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
«Птички».Птички прилетали, Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели. (пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз).«Цветок». Набухай скорей, бутон,...
Учебно-методическое пособие: "Пальчиковая гимнастика по лексическим темам"
Учебно-методический материал: "Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам"....
Учебно — методическое пособие «Пальчиковая игротека»
Занятия пальчиковыми играми способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, ...
Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
Данная методическая разработка привлекает внимание к давно известной проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...